Закон убывающей предельной полезности

Единицы товара ТU МU
     
     
     
     
    -3

Функция общей полезности достигает максимума, когда предельная полезность становится нулевой. Следует обратить внимание на то, что предельная полезность может быть отрицательной (иметь отрицательное значение).

 
 

Снижение предельной полезности, связанное с уменьшением субъективной оценки потребителем дополнительной единицы товара, означает действие закона убывающей предельной полезности (рис. 16).

Рис. 16. Графики общей и предельной полезности

Для большинства лекарственных препаратов (ЛП) закон убывающей предельной полезности имеет несколько иное действие. В процессе лечения каждая последующая доза ЛП приносит большую предельную полезность, т.е. предельная полезность возрастает до определенного уровня, характеризующего или снижение симптома или выздоровление. После достижения этой точки предельная полезность резко убывает, т.к. дальнейшее принятие ЛП может принести вред больному.

Убывающая предельная полезность заставляет производителя снижать цену, чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества товара. Эта закономерность обуславливает взаимодействие закона убывающей предельной полезности и закона спроса.

Исходя из вышесказанного, цена товара определяется не общей, а предельной полезностью.

Каждый потребитель стремится повысить общую полезность при ограниченном доходе, т.е. действует исключительно рационально.

Исходя из этих факторов и аксиом, экономисты сформулировали правило (принцип) максимизации полезности: потребитель так расходует свой денежный доход, что последняя денежная единица (руб.), затраченная на приобретение каждого вида продуктов, принесет одинаковую предельную полезность. Или, каждый потребитель расширяет свое потребление до тех пор, пока предельная полезность не будет пропорционально цене. Или последний рубль, затраченный на товар Y должен приносить ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на товар Х.

МUx / Рx = МUy / Рy, или МUx / МUy = Рx / Рy,

где МUx, МUy – предельная полезность единицы товара x и y;

Рx и Рy – цены товаров x и y.

Это основное уравнение в теории потребительского поведения.

3. Ординалисты признавали, что количественно измерить полезность невозможно, но можно определить динамику изменения предельной полезности. В целом этот подход дает возможность сравнения и упорядочения потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности.

Предпочтения можно изобразить графически, используя кривые безразличия (см. табл. 9, рис. 17).

Таблица 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: