Лекция 1 Введение в дисциплину
Общие сведения о дисциплине
Содержание дисциплины выражается в названиях тем, включенных в составленный и официально согласованный
Тематический план дисциплины
«Методология научных исследований»
№ п/п | Виды учебных занятий | Колич. часов | Тема | |
Лекция 1 | Введение в дисциплину: Общие сведения о дисциплине и о контрольных самостоятельных заданиях “Элементы введения диссертации” (КСР1) и “Оформление акта о реализации нового научного результата” (КСР2). Порядок работы над кандидатской диссертацией | |||
Лекция 2 | Основные понятия и структурные элементы науки | |||
Лекция 3 | Задачи и проблемы при исследованиях и разработках | |||
Лекция 4 | Виды научных результатов | |||
ПЗ № 1 | Критическое обсуждение формулировок в КСР1 | |||
Лекция 5 | Публикация научных результатов исследований | |||
Лекция 6 | Практическое использование научных результатов исследований | |||
Лекция 7 | Диссертация как объект экспертизы | |||
ПЗ № 2 | Критическое обсуждение формулировок в КСР2 и КСР1 | |||
Лекция 8 | Форма изложения научных результатов в диссертации и автореферате | |||
ПЗ № 3 | Требования основных руководящих документов | |||
Итоговый контроль | Зачёт с дифференцированной оценкой по результатам защиты КСР1 и КСР2 |
Примечание: ПЗ – практическое занятие под руководством преподавателя,
КСР – контрольные самостоятельные работы (защищаемые).
ЦЕЛЯМИ изучения дисциплины являются формирование у обучаемых чётких представлений об основных понятиях науки, этапах научного исследования, о видах научных результатов, процессах их оформления, реализации, публикации и экспертизы, порядке работы над кандидатской диссертацией форме изложения научных результатов в диссертации.
В результате изучения дисциплины обучаемые должны:
ЗНАТЬ
основные требования руководящих документов по вопросам подготовки научно-педагогических и научных кадров;
методологические основы, сущность и содержание наиболее существенных элементов процесса научного исследования;
требования ГОСТов к оформлению результатов диссертационного исследования.
УМЕТЬ
обнаруживать и устранять типовые ошибки оформления диссертации, автореферата и аттестационных документов.
На изучение дисциплины «Методология научных исследований» отводится 36 часов аудиторных занятий.
Следует обратить внимание на то, что дисциплина является не факультативной, а одной из двух обязательных по выбору, с учётом которой будет проходить аттестация по итогам 1-го года обучения в аспирантуре. Получение дифференцированной оценки на зачёте осуществимо только при посещении не менее половины от общего количества часов, отводимых на аудиторные занятия.
Материалы лекций будут доступны в электронной библиотечке, регулярный доступ к которой будет Вам обеспечен.
С целью закрепления материалов лекций предусмотрены четыре двухчасовых практических занятия в виде самостоятельной работы под руководством преподавателя.
Для активного участия в практических занятиях и сдачи зачёта каждому из Вас следует, взяв за основу тему Вашего диссертационного исследования, выполнить контрольную самостоятельную работу (КСР1) “Элементы введения диссертации” и КСР2 ”Оформление акта о реализации нового научного результата”.
Результаты разработки КСР1 и КСР2 должны быть представлены в электронном виде на Вашей флешке, чтобы визуализировать на занятии для обсуждения, а также для направления не позже, чем за неделю до зачёта по электронной почте по адресу dolgov-ai@yandex.ru для предварительной оценки, которая будет выставлена на зачёте.
Защита результатов выполнения контрольных самостоятельных работ осуществляется в процессе собеседования с предъявлением прилагаемой самостоятельной работы (КСР1) “Элементы введения диссертации” и результатов самостоятельной работы (КСР2) в виде прилагаемого оформленного с учебной целью акта о реализации нового научного результата диссертационного исследования.
Методические рекомендации по КСР 1
В содержании КСР1 кроме фамилии и темы должны быть представлены пункты предварительных формулировок, соответствующих названиям: актуальность темы, объект, цель, предмет, научная задача диссертационного исследования, наиболее существенные положения, выдвигаемые для защиты, и наиболее существенные новые научные результаты, выдвигаемые для защиты.
Что касается научных результатов, то каждому из Вас требуется сформулировать в пробном порядке три наиболее существенных положения, выдвигаемых для защиты, посвящённых:
1) актуальности темы диссертационного исследования;
2) научной идее, которая может быть положена в основу построения метода, обладающего научной новизной;
3) оценке достижимого эффекта, соответствующего цели диссертационного исследования,
а также сформулировать один из наиболее существенных новых научных результатов, выдвигаемых для защиты.
ПРИМЕРЫ:
Наиболее существенные положения, выдвигаемые для защиты:
1) методы и методики оценки качества, применяемые в традиционных сетях доступа военного назначения, не обеспечивают адекватного описания функционирования системы беспроводного широкополосного доступа на узлах связи пунктов управления, в связи с чем, тема диссертационного исследования, посвященная разработке методики, предназначенной для беспроводных систем, является актуальной;
2) Повышение устойчивости функционирования, мобильности и живучести узлов связи пунктов управления, реализуемо на основе модульного построения подвижных пунктов управления и разделения времени передачи пакетов.
3) На основе разделения времени передачи пакетов и модульного построения подвижных пунктов управления реализуемо повышение качества информационного обмена в системе беспроводного широкополосного доступа на 10-15 %.
Наиболее существенные новые научные результаты, выдвигаемые для защиты:
…
3. метод разделения времени передачи пакетов в системах беспроводного широкополосного доступа военного назначения, отличающийся от известных применением процедуры прогнозирования структуры передаваемого трафика, ранее не применявшейся при решении такой задачи.
…
Методические рекомендации по оформлению акта о реализации нового научного результата, выражающие требования к КСР2, будут доведены на лекции 6 “ Практическое использование научных результатов исследований”.
Порядок работы
над кандидатской диссертацией
Диссертационная работа, представляет собой осуществляемый соискателем учёной степени (самостоятельно или под научным руководством) сложный и довольно длительный процесс подготовки диссертации и еёзащиты.
Подготовка диссертации в наиболее общем случае включает выбор темы диссертационной работы, планирование диссертационного исследования, в том числе, составление и утверждение индивидуального учебного плана работы аспиранта, самостоятельное творческое (возможно, с элементами коллективного творчества) проведение диссертационного исследования, оформление и апробацию получаемых научных результатов, пробное внедрение результатов диссертационной работы, оформление диссертации, а также документов, требуемых для защиты (автореферата диссертации, актов о реализации и др.).
В квалификационной практике принято оценивать не диссертационную работу соискателя, а её конкретный результат – диссертацию. В Положении о присуждении учёных степеней (п.9 [1]) при изложении требований к диссертациям применяется понятие ”научно-квалификационная работа”, а понятие “диссертационная работа” вообще не употребляется, так как говорится о выполненной диссертации (пп.16, 26, 47 [1]) как полученном результате.
Диссертационная работа, как правило, начинается с составления с участием научного руководителя индивидуального учебного плана работы аспиранта, представляющего собой документ, в котором излагаются сведения о порядке и содержании диссертационной работы.
Следует иметь в виду, что на завершающем этапе диссертационной работы формулируется тема диссертации, которая должна соответствовать реально достигнутому и может не совпадать с первоначально указанной темой диссертационной работы. Кроме того, может отличаться от указанного в плане и содержание окончательно оформленной диссертации. Гораздо хуже (и это может обратиться серьезным недостатком и иногда становилось причиной неудачной защиты), если тема диссертации не соответствует её реальному содержанию.
После согласования и утверждения плана наступает достаточно длительный период непосредственной разработки диссертации. Именно в этот период развертываются во всей своей сложности творческие процессы, приводящие соискателя к получению и оформлению новых научных результатов на уровне вклада в науку.
Творческие процессы в науке практически всегда реализуются многоэтапно, методом проб и ошибок, то есть не строго поступательно, а с неоднократными возвратами к предыдущим этапам работы с целью коррекций – уточнения, а иногда и коренного пересмотра ранее достигнутых результатов.
Между тем многими защитившимися соискателями и их научными руководителями было обнаружено любопытное обстоятельство: наибольшее количество вынужденных правок (коррекций) получается при разработке диссертации в порядке следования разделов и подразделов, указанных в плане-проспекте. Следует, однако, отметить, что отход от такого, казалось бы, естественного порядка работы часто и очень заметно сокращает трудоемкость подготовки и оформления диссертации.
Опыт научного руководства соискателями и текущей оценки результатов их творческой деятельности позволяет дать излагаемые ниже рекомендации относительно целесообразного порядка подготовки и оформления материалов диссертации. Действенность рекомендаций проверена и реально подтверждена практикой досрочной защиты диссертаций.
Непосредственную разработку диссертации рекомендуется начать с изучения публикаций других авторов по рассматриваемой проблематике с целью определения актуальных вопросов диссертационного исследования и выявления противоречий в науке и практике рассматриваемой предметной области.
В дальнейшем изучение публикаций других авторов должно превратиться в периодически выполняемую работу, на фоне всех других видов работ над диссертацией.
Далее будут рассматриваться рекомендации по подготовке диссертации, включающей введение, три основных раздела (количество разделов может быть и больше), заключение, а, возможно и Приложения.
Введение – это краткий обзор содержания диссертации с подзаголовками:
Актуальность диссертационного исследования и степень разработанности темы
Объект исследования
Цель диссертационного исследования
Предмет диссертационного исследования’
Научная задача диссертационного исследования
Краткие сведения о содержании основных разделов и приложений диссертации
Наиболее существенные положения, выдвигаемые для защиты
Наиболее существенные новые научные результаты, выдвигаемые для защиты
Публикации
Апробация
Реализация
Первый раздел – Обоснование цели и научной задачи диссертационного исследования
Второй раздел -посвящается разработке и обоснованию новых научных результатов, обеспечивающих решение научной задачи диссертационного исследования
Третий раздел – обоснование практической значимости разработанных новых научных результатов и оценка степени достижения цели диссертационного исследования.
Типичной ошибкой, возникающей из-за недостаточного опыта, является попытка начать подготовку диссертации с оформления чернового варианта первого раздела.
По мере дальнейшей диссертационной работы, и особенно на этапе завершения работы над диссертацией этот вариант будет устаревать, и его непременно придётся многократно пересматривать и корректировать.
В то же время вполне естественным является начало подготовки диссертации с оформления обзорных (реферативных) материалов (сообщений, докладов) по проблематике проводимого диссертационного исследования с анализом известных постановок научных задач и методов их решения и выявлением имеющихся недостатков и проблемных вопросов. В процессе изучения публикаций целесообразно в специально заведенную тетрадь делать выписки из изучаемых материалов (с указанием реквизитов публикаций), которые могут быть процитированы (или использованы иным образом) при разработке и оформлении первого, а также и других разделов диссертации.
При изучении публикаций по теме диссертации следует иметь в виду, что любой предмет, выбранный для исследования, обладает неисчислимым количеством свойств, безграничных для познания. Даже в случае хорошо познанного предмета (признаком чего является наличие большого количества соответствующих публикаций научно-методического и методологического характера) требуются лишь должные усилия по дополнительному более глубокому изучению, чтобы убедиться, что знания о предмете являются не только не исчерпывающими, но и не совершенными. При этом можно натолкнуться на более или менее благоприятное поприще с точки зрения приложения знаний, опыта и способностей исследователя, а также возможностей, которыми он располагает (обычно зависящих от актуальности и материально-технической обеспеченности проводимых исследований).
Неотвратимость развития науки проявляется в том, что рано или поздно тому или другому исследователю откроются горизонты непознанного, которые будут расширяться по мере всё более глубокого познания свойств исследуемого предмета. В этом смысле нет предметов исследований, которые не могли бы послужить основой для диссертации, но есть соискатели учёных степеней и их научные руководители, не способные в силу реально ограниченного индивидуального и общественного познания того или иного предмета (даже при вполне оправданной уверенности, что они познали его глубже, чем кто-либо) увидеть очень большое количество актуальных научных задач и проблем, решение которых было бы несомненным вкладом в науку и практику.
Как только соискатель оказывается способным на основе собственных убеждений судить о недостатках не только практики, но и того, что сделано и делается в науке рассматриваемой предметной области, целесообразно приступить к построению и обоснованию методики исследования, а также к выработке и оценке новых практических выводов и рекомендаций. Это соответствует переходу к подготовке материалов второго и последующих (если их больше трёх) разделов диссертации.
На этом этапе, сущность которого составляют главным образом выдвижение и проверка научных предположений (гипотез), построение моделей (то есть более или менее абстрактных описаний того, что исследуется) и разработка методов решения частных научных задач (а также анализ их достоверности и применимости), внимание соискателя то и дело перераспределяется между наукой и практикой рассматриваемой предметной области, между развиваемыми элементами научно-методического аппарата, получаемыми частными теоретическими результатами и располагаемыми эмпирическими данными.
Достижения соискателя, которые сначала обычно выглядят как отдельные проколы, в последующем приобретают характер прорывов на более или менее узких участках проводимых исследований.
По мере дальнейшей работы во всё большей степени внимание сосредотачивается на систематизации полученных разрозненных результатов и увязывании их в единый научный труд.
Очередными важнейшими задачами в работе над диссертацией являются уточнение цели диссертационного исследования и краткой (содержательной) формулировки общей научной задачи (первоначальная, ориентировочная краткая формулировка общей задачи составляется ещё при подготовке плана-проспекта диссертационной работы). Кроме того, рекомендуется предварительное формулирование наиболее существенных положений и наиболее существенных новых научных результатов, выдвигаемых для защиты, которые на последующих этапах диссертационной работы развиваются и всё более уточняются и конкретизируются. Опытные научные руководители знают, насколько велика ориентирующая и дисциплинирующая роль предварительных формулировок, и поэтому стремятся побудить соискателей приступить к первоначальному их продумыванию и оформлению как можно раньше.
На последней стадии разработки второго и последующих разделов диссертации особое внимание уделяется выбору показателя (или показателей – целесообразно не более двух) количественной оценки степени достижения цели, обычно проводимой в заключительном разделе диссертации.
После того, как разработка материалов второго и последующих разделов диссертации окажется по оценкам соискателя и научного руководителя практически завершённой, переходят сначала к формулированию всех выводов по второму и последующим разделам, а затем к окончательному формулированию цели диссертационного исследования (подготавливаемой для введения к диссертации), постановки общей научной задачи или проблемы (как правило, помещаемой в конце первого раздела диссертации), а также краткой содержательной формулировки общей научной задачи (проблемы) и наиболее существенных положений, выдвигаемых для защиты (обычно помещаемых во введении к диссертации и в разделе автореферата "Общая характеристика диссертационного исследования").
После этого целесообразно приступить к оформлению материалов первого раздела, причём в порядке, обратном нумерации подразделов.
Целесообразно ориентироваться на типовую структуру первого раздела диссертации, обычно содержащего не менее трех подразделов, включающих сведения, соответствующие названиям:
1.1. Актуальность, цель и предмет исследования
1.2. Анализ известного научно-методического аппарата и необходимости его совершенствования
1.3. Постановка общей научной задачи (проблемы) и частные задачи исследования.
Сначала подготавливаются материалы последнего подраздела первого раздела "Постановка общей научной задачи (проблемы) и частные задачи исследования".
Как ясно из вышеизложенного, постановка научной задачи (проблемы) к этому времени оказывается уже полностью отработанной, а частные задачи исследования, чётко выраженные рубрикацией практически завершённых разделов диссертации, лишь констатируются и могут быть пояснены рисунком " Структура исследования ", вполне подходящим и для плаката, используемого при защите диссертации.
Далее уточняются цель и частные задачи исследования.
Правильно сформулированная общая цель диссертационного исследования ввиду того, что на неё распространяется общее требование (см. п. 10 [1]) “Предложенные автором диссертации решения должны быть … оценены по сравнению с другими известными решениями ”) должна быть изложена в виде, позволяющем (в рамках вариантов формулировок выбираемых среди допустимых) количественно оценить степень её достижения.
Правильно поставленные частные задачи диссертационного исследования ввиду того, что (см. п. 10 [1]) “ Диссертация должна … обладать внутренним единством ”, должны иметь непосредственную направленность на разработку новых научных результатов и оценку их достоверности и практической значимости и ориентированы на достижение общей цели исследования.
Необходимо особо отметить следующее. Если общая цель диссертационного исследования (формулируемая относительно объекта исследования), и постановки частных научных задач диссертации сформулированы правильно, а при решении основных частных научных задач широко использованы формализованные или формальные (например, математические) методы, то выявление постановки общей научной задачи (проблемы) утрачивает элементы субъективизма.
В процессе объективного выявления формализованной постановки общей научной задачи (излагаемой в указанном ранее подразделе 1.3 первого раздела) на основе реально располагаемых материалов диссертационного исследования определяют:
1) основной критериальный показатель оценки степени достижения общей цели диссертационного исследования, характеризующий в постановке общей научной задачи (проблемы) что требуется. Соответствующий критерий обычно обосновывается и оценивается в одном из разделов диссертации;
2) перечень исходных данных для решения общей научной задачи (проблемы) диссертационного исследования, характеризующий в постановке общей научной задачи (проблемы), что дано. Такой перечень получается в результате спуска по имеющейся иерархии постановок частных научных задач к тем исходным данным, которые не оказываются промежуточными с точки зрения решения общей научной задачи (проблемы).
Теперь можно окончательно оформить постановку общей научной задачи (проблемы) диссертационного исследования, которая при целесообразности дополняется допущениями и ограничениями, водимыми и обосновываемыми при решении частных научных задач.
В порядке дальнейшего оформления первого раздела диссертации подготавливаются материалы подраздела "Анализ известного научно-методического аппарата и необходимости его совершенствования", отражающего своим содержанием тезис "то, чем располагает наука, уже не может удовлетворить" применительно к рассматриваемой предметной области.
На этой стадии подготовки диссертации особенно широко используются результаты изучения публикаций других авторов, которые накапливались в специально заведенной папке в виде выписок или в виде ссылок в процессе всей работы.
После этого оформляется начальный подраздел "Предмет и цель исследования", отражающий в своем содержании тезис "то, что имеет практика, ей недостаточно". Можно лишь добавить, что разрабатывать материалы первого раздела в порядке, обратном нумерации подразделов, оказывается проще ввиду чёткой смысловой нацеленности каждого очередного оформляемого подраздела – он должен поддержать и притом только необходимыми обоснованиями конкретные материалы того подраздела, который был перед этим оформлен.
Наконец, последними в условиях полной определённости относительно содержания всей работы оформляются введение и заключение диссертации.
Помещаемый во введение окончательный вариант краткой содержательной формулировки общей научной задачи для исключения противоречий целесообразно, получить сжатием (трансформированием) её постановки, изложенной в указанном ранее подразделе 1.3 первого раздела, при этом, вполне естественно, для обеспечения
краткости формулировки применение обобщенных названий для больших групп рассматриваемых показателей, а в оптимизационных задачах терминов “максимизация” и “минимизация” в научно-прикладном смысле (в общем случае не подразумевающем непременный поиск экстремума).
Оцениваемый или оптимизируемый показатель, указываемый в части формулировки и постановки общей научной задачи что требуется, должен соответствовать прагматическому эффекту, достижение которого является целью диссертационного исследования (например, если цель – повышение производительности, то что требуется сводится к максимизации производительности.
В большинстве случаев краткую формулировку общей научной задачи целесообразно дополнить формулированием рамок исследования.
После этого рекомендуется проверить соответствие всех элементов блока «Название диссертации – цель диссертационного исследования – краткая формулировка общей научной задачи (во введении) – постановка общей научной задачи (в первом разделе) – количественная оценка степени достижения цели (в последнем разделе диссертации)».
Наконец, рекомендуется также проверить на смысловое соответствие элементы блока «Наиболее существенные положения, выдвигаемые для защиты» (введение), «Наиболее существенные новые научные результаты, выдвигаемые для защиты» (введение) и все выводы по разделам.
На заключительном этапе оформления диссертации целесообразно провести проверку совпадения ключевых слов, с одной стороны, в помещаемых во введении к диссертации и в автореферате наиболее существенных научных результатах и положениях, выдвигаемых для защиты, а с другой стороны, в наименованиях разделов и подразделов диссертации, а также в названиях плакатов, подготавливаемых для проведения защиты.
В диссертациях, в отличие от художественной литературы, использование синонимов и других понятий, близких по смыслу, демонстрирующих словарный запас автора и якобы “разукрашивающих” речь, совершенно неуместно и, как показывает опыт, в значительной степени затрудняет восприятие материала.
Кроме того, надо убедиться в том, что каждое слово, содержащееся в названии диссертации, использовано в качестве ключевого в тексте основных разделов диссертации, а при упоминании в названии принципов – они в тексте диссертации должны не просто подразумеваться, а целевым образом изложены и чётко сформулированы (с получением названий).
С точки зрения предстоящего доклада при защите диссертации, который лучше всего строить в виде компактного изложения конкретных научных результатов решения частных задач исследования, рекомендуется откорректировать формулировки частных задач исследования и наиболее существенных новых научных положений, выдвигаемых для защиты, таким образом, чтобы каждое выдвигаемое для защиты наиболее существенное положение подводило итог докладываемым научным результатам решения одной либо двух-трёх взаимосвязанных частных задач.
Окончательно отработанные материалы введения берутся за основу при написании автореферата (в части, совпадающей по содержанию).
В процессе разработки и оформления диссертации должное внимание необходимо уделить апробации и реализации результатов диссертационного исследования, т.е. представлению их на обсуждение специалистов.
Основные формы апробации:
представление материалов к опубликованию;
включение материалов в отчёты о НИР;
участие со своими научными результатами в учениях, деловых играх и т.п.;
выдвижение результатов работы на конкурсы;
участие с докладами и сообщениями в научных семинарах, конференциях, симпозиумах;
оформление изобретений и рационализаторских предложений,
оформление программного средства для государственной регистрации.
Высшими формами апробации для отдельных результатов диссертации является их реализация, а для диссертации в целом – так называемая предзащита диссертации в подразделении той организации, где выполнялась диссертация, которая делает предварительную экспертизу диссертации и даёт по ней заключение (в соответствии с п.16 [1]), являющееся официальным основанием для принятия её к защите.
Акты о реализации результатов исследования в аттестационное дело соискателя не включаются, однако в процессе экспертизы диссертации в ВАК МИНОБРНАУКИ РФ могут быть запрошены документы, подтверждающие реализацию любых результатов, указанных в тексте, автореферате диссертации и в аттестационных документах как внедрённых (за исключением случаев, когда акты приводятся в виде приложения к диссертации). При выполнении диссертационной работы очень важно различать проблемы и задачи по степени их структурированности.
Заслуживает внимания классификация проблем и управленческих решений по степени их структурированности, предложенная выдающимся американским ученым в области социальных, политических и экономических наук Гербертом Саймоном: хорошо структурированные задачи и проблемы, где наиболее важные элементы, отношения и системные свойства определены настолько ясно, что они могут быть формально представлены в виде чисел и символов.
Не вызывает сомнений, что в любой области познания наука образуется с появлением решений хорошо структурированных задач и проблем научными методами исследования, анализа, формализованного описания объектов, процессов, явлений, их оценки синтеза, оптимизации и другими научными методами, то есть науки без научных методов не существуют.
Следовательно, любая наука, к которой относится диссертация, если это действительно наука, относящаяся к той или иной специальности, содержит научные методы решения хорошо структурированных задач (а также связанные с ними модели, методики и другие элементы фактографических и процедурных знаний) – иного не бывает,
Вместе с тем, “Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой” (известный политик и философ К.Маркс).
Результатом диссертации, автор которой претендует на принадлежность к кадрам высшей квалификации, следует признавать не просто личный вклад в науку, а характеризующий высокую квалификацию личный вклад автора диссертации в области достижения совершенства науки путём дальнейшего её развития на основе создания обладающих новизной методов измерения, оценки, сравнения, синтеза и оптимизации и др., имеющих ту или иную математическую сложность.
Таким образом:
Если (согласно п.9 Положения о присуждении учёных степеней) диссертация содержит решение научной задачи или научной проблемы, то
формулировка темы диссертационного исследования должна отражать не значимость результатов (например, “Повышение производительности и обеспечение качества виброударной обработки длинномерных деталей сложной формы на основе разработки новых технологических схем”) а наиболее существенный научный результат решения научной задачи или проблемы в области достижения совершенства науки путём дальнейшего её развития (к примеру: “Разработка методов повышения производительности виброударной обработки длинномерных деталей сложной формы”);
формулировка цели диссертационного исследования должна выражать то, что должно быть достигнуто с применением полученных новых научных результатов (соответствующий пример: “Повышение производительности виброударной обработки длинномерных деталей сложной формы”);
формулировка научной задачи (или научной проблемы) диссертационного исследования должна быть научно-методической (к примеру: “Разработка методов повышения производительности виброударной обработки длинномерных деталей сложной формы, обеспечивающей максимизацию циклической прочности деталей, при заданных исходных данных количестве обрабатываемых деталей, времени, отводимого на обработку и амплитуде колебаний рабочей камеры вибрационного стенда”).
Если же (согласно п.9 Положения о присуждении учёных степеней) диссертация содержит научное обоснование решений (например, в случае технологических целесообразно исходить из определения, приведенного в толковом словаре Ожегова С.И.: “Технология – совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства”), то
формулировка темы диссертационного исследования должна отражать, какие именно из производственных методов подлежат обоснованию (пример: “Разработка методов обоснования технологического решения в области процессов виброударной обработки длинномерных деталей сложной формы”);
формулировка цели диссертационного исследования должна выражать то, что должно быть достигнуто с применением полученных новых научных результатов;
формулировка научной задачи (или научной проблемы) диссертационного исследования должна быть научно-методической (к примеру: “Разработка методов повышения производительности виброударной обработки длинномерных деталей сложной формы, обеспечивающей максимизацию циклической прочности деталей, при заданных исходных данных количестве обрабатываемых деталей, времени, отводимого на обработку и амплитуде колебаний рабочей камеры вибрационного стенда”).
Заключая сказанное, следуем отметить, что высокая требовательность к содержанию и оформлению диссертаций обусловлена тем, что с точки зрения общественных интересов нашему государству нужны не просто лица с учёными степенями, а подлинные учёные, способные развивать науку, а при необходимости и компетентно руководить научной работой коллективов.
Успехи отечественной науки и техники завтра – это серьёзный спрос с претендентов на учёные степени сегодня. Повышенные требования, предъявляемые к соискателям учёных степеней, представляют собой своеобразный фильтр, способствующий наиболее успешному решению задачи подготовки настоящих учёных.
Опыт показывает, что подготовка диссертации, удовлетворяющей официально предъявляемым требованиям, вполне посильна для самого широкого круга специалистов. Необходимы только целеустремлённость, настойчивость и учёт с самого начала работы рекомендаций, о которых говорилось выше.
Основные рекомендации, сформулированные в краткой форме:
1. Диссертационную работу начинайте с уяснения требований, предъявляемых к научному уровню и оформлению диссертаций. Не пожалейте на это время: правильное понимание требований исключает распыление усилий, позволяет сосредоточиться на главном, обеспечивает экономию сил соискателя и научного руководителя, приводит к наивысшей отдаче затрачиваемого труда, к существенному сокращению сроков подготовки и защиты диссертации.
2. Посвящайте диссертационное исследование актуальной, интересующей вас научной задаче. Стремитесь, если это не вступает в противоречие с целью работы, максимально сузить рамки диссертационного исследования в пользу его глубины.
3. Формулируйте название темы так, чтобы оно отражало решаемую научную задачу. Не склоняйтесь к названию, указывающему лишь предмет исследования либо только чисто прагматическую задачу (проблему). Не начинайте название с уводящих от конкретики слов "Совершенствование..." и "Повышение..." (за исключением случая, когда речь идет о развитии научно-методического аппарата), а также со слова "Исследование...".
4. Обосновывайте актуальность не темы, а решаемой научной задачи, усматривая разницу между научной и чисто прагматической задачей.
5. Формулируйте цель диссертационного исследования без подмены её частными целями в виде, позволяющем количественно оценить ожидаемую или реальную степень её достижения.
6. В помещаемой во введении краткой содержательной формулировке общей научной задачи стремитесь выразить наиболее важные элементы её постановки, указывая не только, что требуется, но и заданные исходные данные.
7. Стремитесь чётко выделить среди новых результатов исследования те, которые являются вкладом в науку (новыми научными решениями) и те, которые представляют другие – инженерно-технические, организационные и т.п. решения, реализующие результаты, являющиеся вкладом в науку. Акцентируйте внимание на получении новых научных результатов, являющихся вкладом в науку.
Другие новые результаты исследования излагайте в качестве доказательства значимости результатов, являющихся вкладом в науку.
8. При изложении научной новизны во введении к диссертации и в разделе автореферата "Общая характеристика диссертационного исследования" формулируйте наиболее существенные положения, выдвигаемые для защиты, в виде обладающих научной новизной неочевидных выводов и рекомендаций, доказательство которых содержится в основных разделах диссертации, а также выдвигаемые для защиты наиболее существенные новые научные результаты (научно-методического характера – модели, методы, методики и т.д.) не только перечислением наименований соответствующих результатов, но и указанием их конкретных отличительных признаков научной новизны.
9. Существенную часть диссертационного исследования посвятите построению моделей исследуемых объектов и процессов, разработке и обоснованию метода (методов) решения частных научных задач, а также анализу их достоверности и практической применимости.
10. Имейте в виду, что новое решение научной задачи немыслимо без внесения элементов новизны в постановку задачи и (или) в метод (методы) её решения.
11. Описание решения каждой частной научной задачи начинайте с изложения её постановки: что требуется, при каких заданных исходных данных, а также при необходимости, каковы допущения и ограничения.
12. Помните, что к научным результатам диссертаций предъявляются требования мировой новизны, поэтому оценивайте получаемые вами научные результаты с этих позиций, активно добывая информацию по теме диссертации во всех доступных источниках.
13. Не анализируйте в тексте диссертации те стороны объекта и предмета исследования, которые проанализированы в публикациях других исследователей; не цитируйте других авторов и не реферируйте известные работы, если можно ограничиться ссылками на литературу, за исключением случаев, когда цитируемые (реферируемые) материалы подвергаются детальному критическому анализу или оценке в последующем тексте диссертации.
14. Избегайте декларативных (бездоказательных), а также уже известных и не подвергаемых сомнению выводов и рекомендаций – они не засчитываются в квалификационную часть работы и подрывают впечатление о ней.
15. Заботьтесь о признании вашего приоритета в получении новых научных результатов, стремитесь быстрей опубликовать возникшую новую научную идею и результат исследования, обладающие новизной.
16. Отработайте текст диссертации и автореферата таким образом, чтобы было совершенно ясно, в какой степени каждая конкретная формула, график, таблица, вывод, рекомендация принадлежит вам, а в какой другим авторам. Постарайтесь исключить все двусмысленности и недомолвки на этот счёт.
17. Стремитесь, чтобы в актах о реализации результатов научных исследований обязательно было указано, что внедрено (перечислением наименований научных выводов и рекомендаций со ссылками на официальные публикации, в которых содержится их обоснование), и в какой форме внедрено (указанием документа с приведением его реквизитов).
18. Проследите, чтобы формулировки решаемой общей научной задачи, наиболее существенных положений и наиболее существенных новых научных результатов, выдвигаемых для защиты, приводимые во введении к диссертации, в разделе автореферата "Общая характеристика диссертационного исследования" и на плакатах, используемых при защите, взаимно соответствовали.