Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества

Еще в 19 веке на волне успешного научно-технического развития в философии, социологии, культуре в целом начинают активно роявляться технократические теории, а в 20 веке, когда стала развиваться научно-техническая революция, технократическая идеология овладела большими социальными группами, связанными с НТР.

Технократизм - принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. В основе традиционного технократического взгляда на мир лежит методология технологического детерминизма, абсолютизирующая развитие техники и технологии и представляющая технику как основу социального прогресса. Если техника - движущая сила развития всего общества, то вполне закономерным представляется, что люди, связанные с техникой, обладающие научно-техническими знаниями и компетенцией, определяющие научно-технический прогресс и развитие производства, могут и должны взять политическую власть в свои руки.

В 1960-1970 технократизм был положен в основу индустриалистских теорий, которые постулировали реальное воплощение его принципов в практике западного общества. Американский экономист и социолог Дж. Гэлбрейт попытался теоретически и практически доказать, что современное ему американское общество и есть реализованный технократический идеал: главенствующую роль в этом обществе играет техническая рациональность, которой все больше подчиняется экономика, управляемая усилиями техноструктуры. Техноструктура, объединяющая технических специалистов и управляющих разного уровня, - это головной мозг крупных предприятий: она принимает решения на основе научной экспертизы, воплощает и реализует интересы всех работников предприятия, по сути дела, вершит все дела в обществе. Революция уже не нужна: реальная власть уже принадлежит техноструктуре.

Сегодня идеи технократизма являются предметом острых дискуссий, а нависшая над человеческой цивилизацией угроза глобальных проблем современности усилила критический интерес к феномену техники.

Техника (от греч. – «мастерство») – это система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы.

Под техникой понимают:

1) совокупность технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
2) совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

3) совокупность технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний;
4) само производство научно-технических знаний.

Различают пассивную и активную технику. Пассивная техника включает в себя производственные сооружения и здания, технические средства коммуникации (дороги, каналы, мосты, трубопроводы и т.д.), технические средства связи (радио, телефон, телевидение), одним словом то, что принято называть инфраструктурой производства. Активная техника – это орудия труда(физического и умственного), инструменты, механизмы, машины, автоматические линии, средства программного управления, компьютеры и т.д.

Основное назначение техники – частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. Техника является составной частью производительных сил общества, и в определенном смысле служит показателем уровня его развития. Техника как овеществленное знание всегда включала результаты научного познания. Развитие техники с самого начала предполагало развитие науки.

Существует несколько подходов к периодизации истории развития техники. По использованию разных природных материалов различают каменный век, бронзовый век, железный и т.д. По применению различных видов энергии – век пара, век электричества и т.д. По характеру отношения между человеком и техникой (Ортега-и-Гассет):

1) техника случая (первобытная);

2) техника ремесла (Древняя Греция, Рим, Средиземноморье);

3) техника "человека-техника" (Новое время и современность).

По характеру развития активной техники, а также по роли человека в технологическом процессе выделяют три этапа:

1) орудия и механизмы ручного труда (человек является основой технологического процесса),

2) машины (основой технологического процесса является машина, а человек лишь дополняет ее как технологический элемент),

3) автоматы и автоматические линии (человек высвобождается из технологической цепи, он перестает быть непосредственным звеном технологической цепи).

В античности считалось, что техника имитирует природу и действует аналогично естественным процессам. Но при этом техника является продуктом человеческого мышления. Уже Платон ясно говорит о том, что искусство (из контекста просматривается понятие "техника") возникает там, где мы нуждаемся, ибо природа нас не удовлетворяет. Сам факт неудовлетворенности следует рассматривать как проявление человеческого духа, а он, как позже скажет Гегель, есть способность человека возвыситься над природой. Аристотель понимал это так, что искусство (читаем "техника") есть некий причастный истинному суждению склад души, предполагающий творчество. Вместе с тем, Платон указывает на наличие практического интереса, который стимулирует технику: "...не для того ли вообще и существует искусство, чтобы отыскивать и изобретать, что кому пригодно?", - вопрошает он. Эту же мысль высказывает и Аристотель: "Всякий, кто творит, творит ради чего-то, и творчество,...это не безотносительная цель, но чья-то цель и относительная".

В средневековье под техникой полагалось ремесло, практическое мастерство строителя, изобретателя.

В эпоху Возрождения утверждается идея техники как продолжения природы. То, что может быть сконструировано – это границы возможностей самой природы.

В 20-ом веке взгляды на сущность техники обретают нравственную окраску. С одной стороны, здесь утверждается идея, согласно которой техника дает власть над низшим уровнем существования. С другой стороны, осознание глобальных проблем современности, вызванных во многом культом науки и техники, привело к призывам о создании глобальной научной и технической политики. Появляются идеи, согласно которым техника положила конец Ренессансному периоду европейской истории и тем самым вызвала кризис гуманизма. Машина радикально изменила отношение между человеком и природой, ибо она встала между ними и тем самим "разорвала" их связь, разобщила их.

Всякий продукт человеческой деятельности нередко грозит обернуться опасностью для самого человека. Он как бы обретает самостоятельную силу и норовит выйти из-под контроля своих создателей, которые попадают в зависимость от него. Этот феномен в социальной философии был обозначен термином «отчуждение». Отчуждение – это социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение в системе «человек-техника» проявляется двояко. Во-первых, это отчуждение техники от человека. Любой артефакт, так или иначе, при определенных обстоятельствах превращается в угрозу. Во-вторых, происходит отчуждение человека от техники. Люди начинают воспринимать технику так же, как дикарь воспринимал молнию. Техника становится для них непонятной, пугающей силой. Человек все очевиднее превращается в весьма ненадежный элемент технических систем, обладающих зачастую громадным энергетическим потенциалом, что делает человеческие ошибки катастрофическими.

Человек, освободившись от жесткой природной зависимости, вступил в жесткую техническую зависимость, проявлением которой можно считать

- непредусмотренные побочные последствия технической среды,

- необходимость приспособления к законам функционирования технических устройств,

- проблема безработицы и организации досуга,

- монополизация компьютерной рациональности за счет понижения глубины интеллекта,

- индивид, не овладевший компьютерной грамотой становится социальным аутсайдером.

- дефицит человечности и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: