Структура профессиональной этики менеджера

Применительно к сфере руководства людьми, к деятельности менеджера этика определяет, как должен поступать руко­водитель, каковы должны быть его мотивы, каковы закономерности развития моральных отношений руководства и подчинения, представлений в сфере управления людьми, формы морального сознания руководителя и регулируемая по­средством его моральная деятельность руководителя, т.е. так называемая нормативная этика.

Этика управления рассматривает моральные качества руководителя безотносительно к психическим механизмам (управ­ленческим стереотипам, профессиональным привычкам, потребностям, чувствам) как общие характеристики поведения множества самых различных руководителей в зависимости от того, соответствуют или не соответствуют они нравственным требованиям, дает им положительную или отрицательную оценку. Она разъясняет нравственное значение тех или иных управленческих решений, мотивов, стилей руководства и т.д.

Поскольку менеджер осуществляет руководство группой людей, значение профессиональной этики в его деятельности трудно переоценить.

Формирующее влияние на профессиональную этику менеджера оказывают:

Ø индивидуальная (персональная) этика человека;

Ø этика профессии руководителя;

Ø корпоративная этика организации, которой менеджер руководит (в которой он работает);

Ø этика профессии, к которой принадлежат члены руководимого менеджером коллектива.

Персональная этика человека определяется его индивидуальными, прежде всего, моральными качествами, личным жизненным и профессиональным опытом (не обязательно в сфере управления), наличием перед его глазами образцов для подражания и, главное, стремлением человека к этичному поведению.

Индивидуальную этику человека отражают, в частности, следующие положения: безусловное выполнение взятых на себя обязательств, независимо от того, зафиксированы они письменно или нет; отказ от неоправданного риска и применения методов силового давления на других (партнеров и конкурентов); профессионализм в избранной области деятельности; стремление к полезности своего труда не только для себя, но и для общества, государства; признание необходимости не только конкуренции, но и сотрудничества; уважение к социальному порядку, закону; соблюдение этикета деловых отношений и контактов.

К числу принципов персональной этики принято относить, в частности: добровольное подчинение закону и традициям, справедливость, предупреждение возможных вредных последствий своих действий, уважение права других людей быть са­мостоятельным, забота о благополучии других людей, честность, верность данному слову.

Этика профессии руководителя (и, следовательно, профессиональная этика менеджера) имеет различные грани, которые в соответствии с ролями управленца отражаются в следующих видах этики: в административной этике; в юридической этике (в частности, в этике судьи); в этике психолога; в этике педагога и т.д. Так, педагогическая этика требует уважения к ученику, добросовестности при передаче ему знаний, проявления к нему должной требовательности и т.д.. Этика судьи предполагает, в частности, его независимость (подчинение исключительно закону), справедливость, беспристрастность, неподкупность, личную ответственность за принимаемые решения (отсутствует право сослаться на приказ, распоряжение или совет), скромность, умеренность, порядочность в личной жизни, разборчивость в личных связях (необходимость избегать связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть честь и достоинство). Для этики психолога свойственны уважение к клиенту (недопустимость предвзятости, унижения его достоинства, позиции покровительства и опеки), воздержание от прямых советов клиенту (поскольку в противном случае он берет на себя ответственность за судьбу клиента), следование принципу «не навреди», соблюдение профессиональной кон­фиденциальности и целый ряд других.

Для менеджера, занимающегося научной деятельностью, особое значение имеет этика ученого, которая означает, преж­де всего, бескорыстное служение истине, недопустимость преднамеренного искажения результатов научных исследований, терпимость к чужим теориям, другим научным школам, недопустимость плагиата.

По уровню возникающих этических проблем в деятельности менеджера организации необходимо различать:

Ø этику взаимодействия людей;

Ø этику взаимодействия человека с организацией;

Ø этику взаимодействия организаций.

В основе взаимодействия людей должно лежать: осознанное, позитивное и трезвое отношение к партнеру, собеседнику и ситуации; ориентация на дело и идею, проводником которой менеджер является; собранность и бдительность, не допускающие взятие вышестоящим руководителем под контроль на основе демонстрации своей социальной значимости; глубокое уважение к партнеру, собеседнику, в частности, к вышестоящему начальнику (это позволяет сохранить дистанцию, не раня самолюбие собеседника); отсутствие беспокойства по поводу возможного нарушения договора партнером, делать все возможное для того, чтобы предотвратить подобный исход взаимодействия; добросовестное исполнение всех ролей управленца.

В свою очередь, этика взаимодействия людей предполагает рассмотрение следующих аспектов отношений: руководи­тель – подчиненный; между руководителями; руководитель-лицо, представляющее собой выгодную связь (этика выгодных связей); руководитель – клиент; руководитель – посторонний человек (посетитель, потребитель, «человек с улицы» и т.д.).

В рамках этики взаимоотношений между руководителями некоторые различия имеют: этика отношений руководителей одного уровня, и этика взаимодействия вышестоящего и нижестоящего руководителей. Так, в основе взаимоотношений ру­ководителей одного уровня должны лежать не амбиции и стремление к самоутверждению, но интересы дела.

Этика выгодных связей охватывает проблемы решения руководителем деловых и личных вопросов в обход сущест­вующего юридического, экономического и морального порядка за счет использования положения отдельных лиц, имеющих привилегированный доступ к товарам и услугам (нередко это оказывается скрытой формой взятки).

Взаимодействие человека с социальной системой (организацией) должно подчиняться следующим основным принци­пам: бескорыстие, т.е. отсутствие эгоистической заинтересованности; безупречность в выполнении своих обязанностей; безусловное соблюдение правил организации (системы), следование корпоративной культуре (духу); готовность к сотрудничеству, без навязывания своих представления; целесообразность деятельности; соблюдение принятого в организации этикета (одевается так, как принято в организации, так, как этого требует ситуация, имеет вещи, которые усиливают его влияние на социум).

В составе этики взаимодействия организаций важнейшими частями являются:

Ø этика взаимодействия организаций между собой;

Ø этика взаимоотношений организации и государства;

Ø этика взаимодействия организации и потребителя (организациями потребителей);

Ø этика взаимодействия организации и инвестора;

Ø этика взаимодействия организации и местных территориальных сообществ (жителей, проживающих в регионе дея­тельности организации).

При рассмотрении этики взаимодействия организаций между собой особо следует выделять следующие проблемы:

Ø конкуренции между организациями (использование демпинговых цен; применение преимущественно стратегий ин­теграции, недопустимость криминальной конкуренции, предполагающей силовое воздействие на соперника, и др.);

Ø объединения (поглощения) одной организацией другой (легитимность используемых стратегий поглощения; не­допустимость использования стратегий поглощения, опирающихся на разведывательные и контрразведывательные технологии);

Ø контроля, осуществляемого вышестоящей (материнской) организацией в отношении нижестоящей (дочерней) (степень контроля со стороны руководства вышестоящей компании и степень свободы деятельности дочерней фирмы, ответственность филиала или представительства и т.д.).

Проблема выстраивания этических взаимоотношений организации и государства возникает, главным образом, для не­государственных структур— общественных и коммерческих организаций. Речь идет, главным образом, о государственном регулировании бизнеса в целях эффективности экономики, защиты потребителей, а также защиты окружающей среды. Вместе с тем в крайних случаях может возникнуть этический конфликт при разрешении конкретного сложного вопроса и между вышестоящим и нижестоящим государственными учреждениями.

Этика взаимодействия организации и потребителя касается, прежде всего, безопасности продукции, соответствия ха­рактеристик продукции ее назначению, информированности потребителя о продукции, свободы потребителя в выборе бу­дущего приобретения.

В основе этики взаимодействия организации и инвестора лежит ответственность организации перед инвестором. Недо­пустимы манипулирования с инвестициями (в частности, различного рода «пирамиды», в которых первые инвесторы по­лучают выплаты из денег, полученных от более поздних вкладчиков). Не менее неэтично, а иногда незаконно использование прибыли и активов, приводящее к уменьшению законных доходов инвесторов (мошенничества со статьями расходов, использование внутрифирменной информации для игры на бирже, торговля внутренней информацией организации, продажи товаров и услуг по заниженной цене с последующим дележом разницы с покупателем и т.д.).

Нравственные нормы организации должны охватывать и ее взаимодействие с местными территориальными сообществами. Дело в том, что любая компания, осуществляющая свою деятельность на территории определенного региона, в той или иной мере истощает его ресурсы, ухудшает его экологию, создает различного рода помехи для комфортной жизни местного населения. Научно обоснованные методики комплексной оценки наносимого ущерба в настоящее время имеются, хотя учесть все многообразие взаимосвязей деятельности фирмы со здоровьем и уровнем жизни жителей весьма затруднительно. Таким образом, проблема компенсации нанесенного ущерба остается во многом этической проблемой.

Корпоративная этика зависит, прежде всего, от особенностей страны, сферы деятельности организации, национальной и культурной специфики трудового коллектива, характера и масштаба ее внешних связей.

Что же касается влияния этики профессии, к которой принадлежат члены руководимого менеджером коллектива, не­обходимо учитывать следующее. Руководимый менеджером коллектив может состоять из медицинских работников, тогда профессиональная этика главного врача во многом определяется медицинской этикой. Если трудовой коллектив состоит из судей, то в составе профессиональной этики его руководителя будет преобладать юридическая, точнее судебная этика. Если речь идет о редакции газеты, то профессиональная этика главного редактора будет формироваться под влиянием журналистской этики и т.д. Вообще говоря, этика профессии, к которой принадлежат члены руководимого менеджером коллектива, во многом определяет направленность деятельности своего руководителя. Деятельность менеджера направлена в значительной мере на то, чтобы работники неукоснительно соблюдали требования этики профессии, к которой они при­надлежат, чтобы увязывать ее с этикой вышестоящей организации (при наличии таковой), а также, чтобы обеспечить этичное с позиций соответствующей профессии решение задач, поставленных вышестоящим руководством.

Вместе с тем весьма важно, что этика руководителя реализуется в его текущей деятельности и в стратегическом управ­лении, проявляется в каждом управленческом решении. Она проецируется на деятельность подчиненных, коллектива, ор­ганизации и таким образом сама оказывает колоссальное влияние на индивидуальную этику подчиненных, решающим образом воздействует на формирование корпоративной культуры организации, корпоративной этики, серьезно влияет на будущее организации, на будущее каждого ее работника (хотя и в разной степени).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: