Политическая система Древнего Вавилона. Специфические особенности хозяйственного уклада в социальной структуре Древнего Вавилона

 

Др. Вавилон - гос-во восточной деспотии. У него три основные функции: общественных работ, военная, финансовая. Эти три функции и обуславливали сосредоточение неограниченной законодательной, исполнительной и судебной власти у лугаля. Он считался представителем бога на земле. Политическая ячейка общества являлась сельская община. Громадные царские и храмовые хозяйства обслуживались отрядами подневольных работников, находящихся на положении рабов, хотя формально и считавшихся свободными. Громоздкая и мелочная система учета и контроля порождала огромное кол-во документов.

Казенщина наблюдалась во всем. Огромная бюрократическая машина могла морально функционировать.

Лугаль – правитель;

Нуванда – чиновник от имени лугаля;

Специальный чиновник – финансы, управители городов

Непосредственной собственности царя находилась земля, принадлежавшая "двору и храмам. Обрабатывали ее рабы, рабы становились видом движимого имущества. Основным источником рабства был плен. Также рабом мог стать и должник, сам или продать в рабство своих сыновей или дочерей.

Обладание землей, скотом или рабом определяло социальное положение человека в Вавилоне. Богатство, а не знатное происхождение, стало управлять рабовладельческим обществом. Крупнейшим после царского дворца являлись храмовые аристократы – жрецы. Жреческие должности переходили по наследству от отца к сыну, в последствии превратилось в замкнутую влиятельную касту.

Образование двух сословий свободных: "авилумы"-благородные люди общинники и мушкеномы, "бьющие челом" - царские служащие.

ЦАРЬ

Верховные жрецы управляющий "царск. дома"(нубанда), ополчение

наместники севера(г. Сиппар) из числа

юга(г. Ларс), свободных

начальники областей,

начальники округов,

советы старших общин,

общинные сходы

Важн. древневавилонск. памятник права - Законы Хаммурапи (18 в. до нэ) - 282 статьи. Это 1-й сборник зак-в, освещающ рабовладельческ. строй. Территория - Междуречье (Тигр и Ефрат), народности - шумеры, акайцы, их потомки - авилумы, мушкенумы. По форме гос-го устройс. -относительно централизовано. По форме правления - древневост. деспотия. Царь считался с богат. торгов. знатью, был верховн-м руководит-м религиозн. культа. Центр администрирования - дворец. Чиновники ведшие дворц. хоз-во одновременно руков –ли и госуд-ми делами. Водным хоз-вом ведал "управитель реки". Органы общин-го управления назнач. царем, их глава - рабианум. Функции совета обширны; коллектив-я ответственность за преступл-я. соверш-е член. общины. Царь и чиновники вели административ-е и судебные дела, высш. судья - царь. Судебные дела вели также наместники и рабианумы - председательствующие в судебн. коллегиях. В большинстве городов суд. функ. осуществляли" царские судьи", были сохранены храмовые суды. Как и в любом рабовладельческом гос– ве, все население делилось на: свободных и рабов. Свободное население Вавилона состояло из полноправных и неполноправных. Полноправные – (авилум – человек, муж) составляли основн. массу населения. Имели: землю, несли имущественные и личные повинности в пользу гос – ва. Друг. категория граждан – покорные "мушкену". На неравноправное положение м. указывают статьи, определяющ. наказания: членовредительство нанесенное авилуму, каралось членовредительством виновного. Членовредит – во, нанесенное мушкену ограничивалось штрафом. За воровство у мушкену – 10-кратный штраф, за воровство у царя или храма – 30-кратный штраф. Низший общественный слой – рабы. Это – военнопленные, покупные рабы, порабощенные и ставшие бесправными – свободные (преступники и не состоятельные должники). Рабы по закону – собственная вещь хозяина. Их продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение жизни считалось не более чем повреждение или уничтожение имущества их господина, к-рому виновный должен был возместить ущерб. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Защитой закона пользовались – рабыни, имеющие детей от своих владельцев. Эти дети считались свободными. По профессиональному признаку: 1-е место: Придворные служащие, из к-рых выдел. царский телохранитель и высшее жречество, приближенные царя. Различного рода военнослужащие. Храмовые служащие занимали почетное положение в связи с важным гос-ным значением религии и храмов. Высокое положение занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяло его землей, к-рая могла переходить по наследству. Низшие ступени профес. – служебной лестницы занимали купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Гос-ный строй – относительно централизованный, вся власть сосредоточена в руках царя – судебная, исполнит-ная, законод-ная и религиозная. Могущество царя видно из его титула – мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий врагов, любимец мудрой богини Мамы. Однако власть древневавилонских царей нельзя безоговорочно назвать деспотической. Например, во времена Хаммурапи продолжали существовать общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходы, осуществлявшие администр-ную и судеб. власть на местах, поддерж. общественный порядок (решающие спорные? ы между общинами распределяли налоги).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: