В нардной песне говорится, что именно после указанных событий у истока Ахтубы Ермак раскаялся в своих разбоях и решил послужить на благо Отечеству

ЛЕГЕНДА ОБ АХТУБЕ.

Строго говоря, Ахтуба-это не река, это рукав Волги, первый из десятков, которые образуют волжскую дельту. Но продолжительность рукава, его природные особенности таковы, что позволяют говорить о нем как об отдельной реке. Слово «Ахтуба» появилось не позже тринадцатого века. Именно тогда берега реки становятся центром огромной империи Золотой Орды. Здесь возводятся две ордынские столицы-Сарай-Бату и Сарай-Берке. Ученые почти единодушно считают название нашей реки тюркским. Слово «Ахтуба» образованно от двух тюркских слов «Ак»-белый(вспомним хотя бы «аксакал»-белая борода) и «тюбе»-холм, возвышение (здесь общеизвестный пример тюбетейка- головной убор в виде холмика) словосочетание «белые холмы» означает, по мнению многих исследователей, холмики на пологих берегах, состоящие из светло-желтого, едва ли не белого песка.

Однако появление любого мало-мальски значимого имени в народе связывают с легендой. Есть легенды и относительно нашей реки. Купалась вроде бы ханская дочь красавица Туба в реке. На повороте её подхватило быстрым течением и унесло в глубокий омут. С тех пор хан не переставал вздыхать «Ах, Туба....ах, Туба». А жители его страны стали называть реку Ахтубой. Не менее интересно «Предание о Ахтубе», найденное астраханскими краеведами. Звучит оно примерно так.

Давно, во времена владычества татар, жил в Золотой Орде мудрый хан. Столица его находилась на реке, которая была так узка, что ханские верблюды, стоя не одном берегу, могли щипать траву на другом. Хан решил устранить неудобства от такого мелководья и отправил людей рыть канал для соединения этой речки с главной рекой сдешнего края — Волгой. По некоторому времени, желая узнать об успешности работы, он послал других. Вскоре гонцы вернулись и объявили, что канал вырыт, и вода потекла в него с такой силой, что представляла при впадении белый холм, по татарски «ак-туба». Это слово осталось названием реки.

В «Предании» заложено намного больше смысла, чем может показаться с первого взгляда. Вода ведь действительно бурлит, поднимается и образует при этом белую пену. Но главное, пожалуй, не в этом. Могло ли быть чтобы ордынцы, прирожденные кочевники, сыновья степей, стали рыть канал??? Слово «орда» для нас представляется представляется мчащимся, пылящим облаком диких всадников. А ведь Золотая орда в годы расцвета была хорошо организованным государством. В столицах, кроме домов, были бани, и даже водопровод. При возведении ханских дворцов работали мастера и зодчие из Европы и с арабского Востока, известного своими уникальными постройками и гидросооружениями. Арык-не что иное, как канал. Старожилы наших мест добавляют, что в русле реки есть каменистая обсыпка, которую и по сей день зовут «ханская плотина»

Так, что «Предание» вполне может соответствовать происходившим когда-то событиям. А первое упоминание в русском фольклоре слова «Ахтуба» соотносится с именем Ермака Тимофеевмча, покорителя Сибири. Ермак обращается к сотоварищам:

Не корыстна у нас шутка закручена:

Гуляли мы по морю синему

И не стояли на протоке на Ахтубе.

Убили мы посла персидского

Со всеми его солдатами и матросами.

В нардной песне говорится, что именно после указанных событий у истока Ахтубы Ермак раскаялся в своих разбоях и решил послужить на благо Отечеству.

…Жил – был Хан со своей дочерью Туба. Когда она повзрослела, он решил выдать её замуж. А Туба не хотела выходить замуж насильно. Вот настал день свадьбы. Жених её жил на другом берегу реки. Сели в лодку Хан и Туба и отправились на другой берег. Не захотев жить по воле отца, Туба спрыгнула в реку. Долго звал её отец: «Ах Туба, Туба», но она не вынырнула. По этой печальной легенде, именно так, от слёз безутешного Хана, образовалась наша река Ахтуба.

 

ЛЕГЕНДА ОБ АХТУБЕ.

Давно это было. Тогда в наших краях мало жило людей. Говорят, что тут когда-то на широких степных просторах проживало лишь несколько семей кочевников, занимавшихся скотоводством. У одного из кочевников много было скота и всякого добра, но больше всего он гордился своей дочкой-красавицей Тубой. Отец ни в чем не стеснял девушку. Умная, стройная, как майский степной тюльпан, Туба беззаботно жила в доме родителей. Она любила полынную степь, но больше всего дорожила своей свободой. Каждое утро она отправлялась на лихом коне гулять по степному раздолью. В пути она, будто весенний жаворонок, распевала песни о солнце и небе, о вольном ветре и птицах. Один раз Туба заехала так далеко, что очутилась у берега неведомой ей реки. Здесь она остановила коня и вскоре услышала звуки удивительной песни. В ней говорилось о несчастной доле девушки, которую насильно выдали замуж за старика-богача. Красива была эта девушка, да только рано завяла ее красота под ласками постылого мужа. Слова песни заставили Тубу задуматься над своей судьбой. Лишь недавно отец обещал отдать ее в жены богатому старику-баю. Туба направилась в сторону, откуда лилась песня. Подъехала, и перед ней на прибрежном камне сидел юноша-красавец, пастух. Стала Туба просить пастушка пропеть еще какую-нибудь песню. И он запел. В новой песне рассказывалось о любви доброго молодца к красной девице, о свободной и светлой жизни. С той поры Туба каждое утро приезжала слушать песни пастушка. Она полюбила его. Наконец, отец Тубы прознал обо всем и запретил ей выезжать одной в степь. В одну из темных ночей Туба вышла украдкой из юрты, оседлала верного коня, вскочила в седло и вихрем помчалась к любимому юноше. Вскоре за ней отправился в погоню отец. Девушка встретилась с милым, рассказала о преследовании, и они отправились в дальний путь. Долго по степи скакали они, пока не достигли берега широкой, бурной реки. Погоня приближалась. Беглецы направили усталых коней в воду. Они уже вплавь достигли середины реки, но, что ни дальше, коням становилось труднее. Обессилевшие, они погрузились в воду. Девушка и юноша утонули на глазах обезумевшего от жалости отца, который, бегая по берегу реки, кричал: — Туба, воротись! Туба, вернись! — и бессвязно повторял: — Ах, Туба! Ах, Туба! Так и появилось с той поры название реки Ахтуба.

 

ЛЕГЕНДА ОБ АХТУБЕ.

С давних времен она имела большое значение и как водная дорога, и как источник питания, так как изобиловала ценнейшими породами рыбы, добыча которой не представляла собой особого труда. Путешественник и сочинитель из Гренады (Испании) Абу Хамид, побывавший на Нижней Волге в середине XII века, писал: "В реке много видов рыбы, подобных которых я никогда не видел: рыбу одного вида может поднять только сильный мужчина, другой сорт рыбы поднять под стать только сильному верблюду... Всякое судно ставит сети в устье речного потока... и хотя бы судов было до сотни, все равно они будут полны различной рыбы из одного протока". Из рыбы, сообщает он, приготавливают кушанье "вкуснее мяса жирного ягненка и мяса курицы", рыбу вялят и затем едят с хлебом "так как она есть, не надо ее ни парить, ни варить". Абу Хамид сравнивал количество кишащей в волжских рукавах рыбы с пылью. Вызывала у него изумление и дешевизна ее.

Но вот что удивительно: ни в русских летописях, ни в переведенных на русский язык сочинениях восточных и западных историков, писавших о нашем крае, мы не встречаем слово Ахтуба. Оказывается - в Золото-ордынские времена река называлась иначе. На карте XIV века братьев Франциска и Доминика Пицигани из Венеции в Нижнем течении Волги рядом с большим замком, над которым развевается знамя, есть такая надпись: "Здесь погребение императоров, которые скончались около реки Сара". В нижней части замка - еще одна надпись: "Устье Сары".

Арабский историк Ибн-Арабшах, живший в 1388-1440 годах, в своем сочинении «Чудеса предопределения в судьбах Тимура» пишет, что город Сарай лежит на берегу Сарайской реки, отделившейся от реки Итиль (Волга). Сара – вот как называлась Ахтуба в те времена. Сара (Сары) – слово тюркское, переводится на русский язык как желтая, желтый, желтоватый.

Желтый цвет у многих азиатских народов является священным символом власти, знатности и богатства. Нередко города и сёла назывались по имени рек, на берегах которых они основывались. Река Сара дала название обоим столичным городам Золотой орды, которые для удобства русские историки в прошлом веке стали называть Сарай-Бату и Сарай-Берке по имени их основателей.

Кстати, от слова сара (сары) произошли названия многих ныне существующих и давно исчезнувших городов, поселков, крепостей: Саратов, Саранск, Царицын (сары-су – жёлтая вода) Сарепта, Саркел, Сарай-чук, Ан-Сарай, Бахчи-Сарай. В Волгоградской области есть речка Сарепта, озера Сарпинское, остров Сарпинский (на Волге).

Есть и хутор Сарычи. Его название могут объяснить широко разбежавшиеся здесь пески, похожие по цвету на оперение хищной птицы коршуна – сарыча и растущий на этих песках татарник – малоголовый – цветок с неприступно - колючим листом, напоминающим кривую татаро-монгольскую саблю.

Трудно определить, когда и почему произошло переименование реки Сары в Ахтубу. Возможно, это произошло в результате изменения русла этого мощного волжского рукава. Ведь река Сара (Ахтуба) на своем веку не раз в весеннее - летнее половодье меняла своё русло. Когда-то она впадала непосредственно в Каспийское море, а сейчас соединяется с основным руслом Волги немного выше Астрахани. Известно, что при покорении Астраханского ханства войсками Ивана, новое имя реки Ахтубы уже существовало.

На счет происхождения этого названия существует, несколько красивых легенд. Одна из них связана с именем татарской княжны Тубы, якобы из-за несчастной любви бросившейся в реку и утонувшей на глазах своего отца, который, обезумев от горя, растерянно метался по берегу и восклицал: «Ах, Туба! Ах, Туба» Но к легенде мы прибегаем всякий раз, когда отсутствует научное объяснение. Несомненно, одно, что название Ахтуба, как и её прежнее – Сара тюркского происхождения. Но и в переводе этого слова существует разные суждения.

Наиболее широко распространено следующее. Ак - белый, тюбэ – холм. Отсюда, Ахтуба – река белых холмов. Во многих местах левый берег особенно высок, и песчаные холмы подступают к реке. А вот мнение одного из первых советских учителей Царевского уезда Астраханской губернии А. Абубакирова. В том месте, где Волга выбрасывает свой мощный рукав, когда-то находилась летняя резиденция ханов Золотой Орды, Ханы, вельможи и их охрана располагались в многочисленных белых шатрах. По-татарски ак – белая, тюбэ – крыша. Таким образом, название скопища белых шатров – Актюба – становится определением географической точки, а затем, из-за близости реки переходит в качестве собственного названия её. Со временем название это трансформировалось в слово Ахтуба.

Иная трактовка у волгоградского краеведа Г. Самойлова. По его мнению, ак, ах, акра, ахта – это старица, протока, исток: тюба – смут, глубокое место в реке. Отсюда Ахтуба – протока глубокая, исток глубокий, старица глубокая. Это вполне соответствует действительности: раньше Ахтуба на всем своем пути была очень глубокой. Уже упомянутый арабский сочинитель Ибн-Арабша писал, что «через нее проезжают не иначе, как на судах, не вступает в нее нога ни пешехода, ни всадника», то есть не переправляются через нее вброд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: