Существует очень тесная связь между занятостью и инфляцией. И этому неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - то есть временная незанятость экономически активного населения.
Безработица (U) — социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него.
Умеренная безработица необходима для нормального развития экономики, она:
— образует резерв незанятой рабочей силы, которая может быть использована при необходимости расширения производства;
— усиливает стимулы к труду и предпринимательству;
— служит эффективным средством повышения производительности и дисциплины труда.
Безработный, по определению Международной организации труда, — человек который может работать, хочет работать, самостоятельно активно ищет работу, но не может трудоустроиться из-за отсутствия рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки.
Безработные в общей численности населения (см. рис. 3).
Причины безработицы
1. Структурные изменения, сдвиги в экономике, вызванные внедрением новых технологий, оборудования, что приводит к сокращению излишней рабочей силы.
2. Экономический спад или депрессии, что заставляет работодателей сокращать работников.
3. Повышение минимальной заработанной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.
4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.
5. Изменение в демографической структуре населения (рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд - молодежь, окончившая среднюю школу, техникумы, институты).
Исходя из причин безработицы, можно сформировать и ее основные формы:
1. Фрикционная безработица -это временная безработица, которая возникает при добровольной перемене человеком рабочего места (переход с одной работы на другую, изменение места жительства и т.п.) или при смене «этапов жизненного пути» (поступление на работу после армии, окончание учебного заведения и т.п.), это период, когда человек находится «между работами», ищет работу.
2. Структурная безработица — высвобождение рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике, изменяющих спрос на отдельные профессии и специальности. Закрытие устаревших в технологии шахт, цехов и так далее. Для преодоления и решения этой проблемы организуется сеть центров по переподготовке кадров.
3. Циклическая безработица — высвобождение рабочей силы, вызванное общим спадом производства, т.е. той фазой экономического цикла, для которого характерно сокращение совокупного спроса, производства и соответствующее сокращение занятости и рост безработицы.
4. Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, в различные сезоны (в одни месяцы спрос большой на рабочую силу, в другие -нет спроса). Это больше относится к сельскому хозяйству и строительству.
5. Скрытая безработица - характерная для нашей отечественной экономики. Когда из-за нехватки ресурсов, взаимных неплатежей, рабочих переводят на неполный рабочий день, неполную неделю, а то и вообще на целый месяц, то есть рабочих отправляют в вынужденный неоплачиваемый отпуск.
6. Застойная безработица, создаваемая людьми, не имеющими и не ищущими работу, люди опустившиеся, бездомные и так далее.
Постоянно существующие фрикционная и структурная безработица образуют естественную безработицу, которая:
— свидетельствует о полной занятости рабочей силы;
— характеризует состояние рынка труда, когда между числом свободных рабочих мест и числом работников, ищущих работу, соблюдается примерное равенство;
— позволяет осуществлять безинфляционное расширение производства.
Естественная норма безработицы представляет собой устойчивую на протяжении длительного периода времени долю безработных в рабочей силе.
Уровень безработицы
Масштабы безработицы в стране характеризуются показателем уровня безработицы (см. рис. 2).

Экономические последствия отклонения фактической безработицы от ее естественного уровня
В ситуации, когда фактическая безработица больше естественной, возникает избыточная безработица. Она свидетельствует о неполном использовании рабочей силы и приводит к недопроизводству (национальный объем производства меньше того, каким бы он мог быть при полной занятости).
Согласно закону Оукена, увеличение фактической безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем ведет к потерям 2,5% ВНП.

где Y – фактический валовой национальный продукт;
Yр – потенциальный валовой национальный продукт;
U – фактический уровень безработицы;
Un – естественный уровень безработицы;
β – коэффициент Оукена (в абсолютном выражении).
Ситуация, когда фактическая безработица меньше естественной, описывается кривой Филлипса (см. рис. 4).
График показывает, что в краткосрочном периоде существует обратная зависимость между инфляцией и безработицей. При уровне безработицы U1 темпы роста цен составляют Р2, а снижение темпа роста цен до P1 увеличивает уровень безработицы до U 2.
Таким образом, рыночной экономике противопоказаны как слишком высокий, так и слишком низкий уровень безработицы. Поддержание безработицы на естественном уровне свидетельствует об эффективности национального производства.
Социально-экономические последствия безработицы:
— снижение реальных доходов населения и падение уровня жизни;
— снижение налоговых поступлений;
— утрата работниками профессионально-квалификационных знаний и навыков;
— рост заболеваемости и снижение продолжительности жизни;
— рост преступности и т.п.
Основные методы воздействия государства на уровень занятости:
— стимулирование создания новых рабочих мест и спроса на труд;
— осуществление мер по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях;
— выплата пособий по безработице;
— законодательное регулирование условий найма и использования рабочей силы;
— организация переподготовки кадров;
— сбор информации о наличии вакансий.
Для государства благоприятная полная занятость, но она не означает абсолютного отсутствия безработицы. При полной занятости имеют место фрикционная и структурная безработица. Таким образом, полная занятость существует при наличии естественного уровня безработицы. Естественная норма безработицы - это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике. Принято считать, что полная занятость имеет место тогда, когда занято 96% рабочей силы. В последние годы для России проблема безработицы была острой. В этой связи одной из функции государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствии безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, «чернобыльцы», «афганцы»)
Таким образом, государственное регулирование рынка труда осуществляется по следующим направлениям:
1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
2) программы по подготовке и переподготовке кадров;
3) программы содействия найму рабочей силы;
4) программы по социальному страхованию безработицы.
И все же следует отметить, что в настоящее время в России при огромном количестве людей, не занятых в общественном производстве, количество безработных, не имеющих источников дохода, не так велико.
Социально-экономическая защита военнослужащих.
Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.
Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:
1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
2) всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
3) социально-экономическая поддержка нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым снижая социальное напряжение в обществе.
В широком смысле социально-экономическая защита - это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста.
Более узкое понятие социально-экономической защиты в том, что это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др.
Социально-экономическая защита военнослужащих - это комплекс мероприятий, проводимых государством, Министерством обороны РФ, органами военного управления по обеспечению социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, гарантирующих соблюдение прав и свобод, удовлетворение потребностей в современных условиях. В настоящее время просматриваются две основные функции в системе государственной социально-экономической защиты военнослужащих и членов их семей: социальные выплаты и система социального обслуживания. Они распространяются на все категории населения через систему социальных гарантий.
Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.
Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты.
Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области: оплаты труда; пенсионного обеспечения; образования; здравоохранения; культуры; социального обслуживания; жилищно-коммунального обслуживания.
Социальная защищенность военнослужащих предусматривает:
- гарантированную оплату труда, дополнительные выплаты за добросовестное выполнение служебных обязанностей и особые условия воинской службы;
- права на отдых, основной и дополнительный отпуск, санаторно-курортное лечение, бесплатное медицинское обслуживание;
- компенсационные выплаты: при переводе к новому месту службы или увольнении, связанные с командировочными расходами, при травматизме или возмещении вреда здоровью;
- обязательное медицинское и социальное страхование.
Выводы по 2 вопросу:
1. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют несколько ее типов: структурную, циклическую, естественную, фрикционную, сезонную, скрытую и др. В среднем уровень безработицы составляет 5—7% от численности рабочей силы. В России в результате экономического кризиса уровень безработицы в 2000 г. достиг почти 11,7 %.
2. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы.
3. Инфляция и безработица в условиях рынка и частичного предпринимательства по своим социально - экономическим последствиям являются наиболее тяжелыми и требуют взвешенной, продуманной антиинфляционной политики всех государств, независимо от типа экономической системы.
4. Социально-экономическая защита военнослужащих - это комплекс мероприятий, проводимых государством, Министерством обороны РФ, органами военного управления по обеспечению социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, гарантирующих соблюдение прав и свобод, удовлетворение потребностей в современных условиях.
Заключение
Следует заменить, что народное хозяйство, полностью свободное от инфляции и безработицы, существует лишь в воображении, но никак не па практике. Современная экономика инфляционна по своему внутреннему устройству, и в обозримом будущем иного ждать не приходится. Поэтому, когда правительства обещают гражданам навсегда покончить с инфляцией, безработицей, искоренить их и т. д., они только верно указывают конечный стратегический ориентир, обозначают линию горизонта, которая удаляется по мере приближения к ней.
Отсюда следует, что противодействие инфляции и безработице не может выступать в виде политической программы, рассчитанной на какой-то срок. Это бессрочная, повседневная обязанность государства, его постоянная функция. Антиинфляционным регулированием и безработицей надо заниматься постоянно и непрерывно, независимо от интенсивности этих процессов. Когда эти процессы протекают бурно, задача государства состоит в том, чтобы сделать рост цен и безработицы контролируемыми и сравнительно умеренными. Но даже если инфляция внешне малозаметна, государству следует сохранять бдительность, не оставлять противоинфляционные меры. Государство должно взять на себя всю ответственность за установление контроля над инфляцией, безработицей и принять все необходимые меры, чтобы минимизировать ущерб благосостояния людей.
Таковы основные цели государственной макроэкономической политики в борьбе с инфляцией и безработицей.






