Тенденции развития законодательства о подведомственности

Институт подведомственности является краеугольным камнем отечественной юридической науки, разграничение подведомственности между различными органами порождает немало вопросов. "Узковедомственный" подход к их решению создает дополнительные проблемы, препятствует созданию целостной картины данного межотраслевого института.

Изменения, произошедшие с того времени в правовой жизни страны (усложнившаяся система органов гражданской юрисдикции, большое количество правовых актов, содержащих в себе процессуальные нормы), говорят о насущности продолжения исследований в данной области.

Относительно понятия "подведомственность" в юридической науке на определенном этапе развития отечественного права сформировались две основные точки зрения. В соответствии с первой подведомственность - круг дел, отнесенных к ведению того или иного органа, согласно второй - свойство дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными органами. Признавалось, что по существу обе точки зрения не имели принципиальной разницы: и в том, и в другом случае речь шла о распределении споров о праве между различными органами гражданской юрисдикции. Однако по мнению Ю. К. Осипова, в терминологическом отношении более верным было бы понимать подведомственность как свойство дел.

Систему гражданской юрисдикции в настоящее время подразделяют на 1) бесспорную юрисдикцию, задача которой состоит в удостоверении и фиксации бесспорных прав, установлении юридических фактов и т. д., и 2) спорную юрисдикцию, которая заключается в разрешении конфликтов и правовых споров.

Деятельность судебных органов отличается от деятельности других органов гражданской юрисдикции. Выявляя эти отличия, обычно отмечают следующее.

В силу ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только специальными компетентными органами - судами, что является главным принципом построения и реализации судебной власти в России. При этом судебную систему Российской Федерации составляют только государственные суды; третейские суды, как известно, не входят в систему органов, осуществляющих правосудие. Правосудие осуществляется путем рассмотрения дел в судебных заседаниях, то есть способом, специально установленным законом, и с соблюдением особой процедуры процесса; целью отправления правосудия по гражданским делам является разрешение гражданско-правовых споров.

Совокупность всех особенностей позволяет рассматривать деятельность судов как имеющую более высокий юридический характер по сравнению с другими юрисдикционными органами; для судов характерна большая степень урегулированности и сложности основных составляющих их деятельности.

Действующая система государственных судов РФ имеет несколько ветвей - Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции. Данный факт свидетельствует о том, что в России существует специализация судов, а следовательно, есть и специальная подведомственность дел этим судам.

Нельзя не отметить тенденцию к дальнейшему расширению судебной подведомственности, сегодня фактически сняты ограничения на возможность обращения за судебной защитой. И если до начала 90-х годов в российском законодательстве сохранялись значительные ограничения права на обращение в суд, выражающиеся в прямом запрете на обращение либо отнесении споров к подведомственности административных органов, то в настоящее время презюмируется судебная подведомственность практически любого спорного вопроса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: