Экологическая безопасность, сущность и содержание категории

 

Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь экологическая безопасность определяется как состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ее обеспечение является обязательным условием устойчивого (сбалансированного) развития страны и призвано реализовывать конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

В Республике Беларусь сформирована определенная комплексная система экологической безопасности, включающая организационную

(нормативно-правовую базу) и управленческую инфраструктуры, сис-темы мониторинга окружающей среды, подготовки кадров, образова-ния, научного обеспечения, информирования населения. Созданныймеханизм, обеспечивающий безопасность в экологической сфере, оказался в целом вполне эффективным, хотя и требует усовершенствования с учетом новых угроз и возможностей экономики страны [1].

Возникла необходимость конкретизации всего спектра современных вызовов и угроз, разработки путей, методов и механизмов их нейтрализации, что, собственно, и привело к разработке новой концепции национальной безопасности, с важным разделом – экологическая безопасность.

Национальные интересы Республики Беларусь включают:

— обеспечение экологически благоприятных условий жизни, отдыха

и трудовой деятельности людей;

— устойчивое природно-ресурсное обеспечение социально-экономического развития страны для удовлетворения потребностей

нынешнего и будущих поколений людей путем рационального использования природно-ресурсного потенциала;

сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, сохранение природных систем в состоянии, обеспечивающем поддержание

экологического равновесия;

— преодоление негативных последствий радиоактивногозагрязне-ния территории страны и иных унаследованных проблем, создающих

угрозу экологической безопасности;

— реабилитацию экологически нарушенных территорий;

— создание условий безопасного проживания населения и защиты

территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера;

— содействие поддержанию глобального и регионального экологи-ческого равновесия, решению глобальных и региональных экологиче-ских проблем.

Продолжится комплексная реабилитация и возрождение постра-давших от аварии на Чернобыльской АЭС территорий страны. Даль нейшее совершенствование Государственной системы предупрежде-ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций призвано обеспечить эф фективную защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера.

При строительстве и эксплуатации национальной АЭС будут неукоснительно соблюдаться все меж-дународные правила и нормы в области радиационной, промышленной и экологической безопасности.

Соблюдение принципов и норм экологической безопасности охраняется законами республики Беларусь. Статья 46 Конституции гласит: «Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного нарушением этого права.

Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также для охраны и восстановления окружающей среды».

Помимо Закона Республики Беларусь об охране окружающей среды (1992) и Кодексов (воздушный (2006); о недрах (2008); водный (1998); лесной (2000); о земле (2008)),

в нашей стране действуют Законы: об особо охраняемых природных территориях (1994), о животном мире (2007), о растительном мире (2003), об обращении с отходами (2007), об охране атмосферного воздуха (2008), о государственной экологической экспертизе (1993) и другие.

Кроме того, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях существует глава 15 – «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования», статьи которой предусматривают большие штрафные санкции за различные правонарушения в экологической сфере.

В Уголовном кодексе также есть целый ряд статей, где предусмотрены наказания (штрафы и даже лишение свободы) за преступления против экологической безопасности и природной среды.

Развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и правового разрешения экологических проблем транснационального характера, повышение достоверности оценок ипрогнозов состояния природной среды, изменений климата, опасных погодных и климатических явлений, адаптация отраслей экономики кизменениям окружающей среды и климата, сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов позволит обеспечить национальнуюбезопасность в экологической сфере [2].

Комплекс мер в разных сферах деятельности человека по улучшению эффективности существующей системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, внедрению новых технологий, совершенствованию экономического нормативно-правового механизма экологической безопасности и т. д. включает:

— формирование единой системы государственного управления экологической безопасностью, объединяющей охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

— уменьшение воздействий загрязняющих веществ на окружаю — щую среду путем технологического обновления производственного

комплекса и автотранспортного парка, снижения степени износа ос — новных промышленно-производственных средств, разработки и внедрения новых экологически безопасных технологий и техники в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, на транспорте, экологической сертификации выпускаемой продукции;

— использование безопасных заменителей химически опасных ве-ществ, разрушающих озоновый слой и природные экосистемы;

— снижение загрязнения окружающей среды, формирование благо — приятной эстетической среды в городах, населенных пунктах и местах

отдыха населения;

— повсеместный перевод питьевого водоснабжения на подземные

источники, уменьшение содержания в водах железа и нитратов.

Актуальная тема – адаптация отраслей народного хозяйства к изме-нениям окружающей среды и климата, наиболее полное использование связанных с ними положительных и минимизация отрицательных последствий; совершенствование системы прогнозирования опасных

природных явлений метеорологического, гидрологического, геологи ческого и биологического характера.

В доработке нуждается и система

платежей за пользование природными ресурсами и возмещение ущерба, причиненного окружающей среде; доведение ставок возмещения

до уровня, обеспечивающего полную компенсацию ущерба (реализация принципа «загрязнитель платит»).

Необходимо продолжить развитие системы образования и подго-товку кадров в области экологической безопасности, воспитание у на селения экологической культуры, вовлечение общественных объединений в решение экологических проблем.

Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований вобласти экологии и безопасности жизнедеятельности и разработка научных основ и методического обеспечения экологической безопасности применительно к условиям Беларуси позволят дать наиболее пол ную оценку региональных экологических угроз и рисков.

Экологические проблемы в современном мире нередко носят гло- бальную окраску, что предполагает учет в международном сотрудничестве роли природных комплексов Беларуси как фактора экологиче-ской стабилизации общеевропейского значения.

Выполнение этого, далеко не полного, комплекса мер, реализацияназванных механизмов обеспечат конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и явятся необходимым условиемустойчивого (сбалансированного) развития страны.

 

 

На базе «БелНИЦ «Экология» (Национальная академии наук Беларуси) функционирует Орхусский центр Республики Беларусь, основными целями и задачами которого являются: предоставление экологической информации о состоянии вод, воздуха, почвы и радиационной ситуации, деятельности структурных подразделений Минприроды, его территориальных органов и подчиненных ему организаций; организация консультаций и разъяснений по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе юридических консультаций; проведение семинаров-тренингов.

В то же время ясно, что подобных мер политики экологической безопасности не может быть достаточно, поскольку социально-экологическая нестабильность, вызванная научно-техническим прогрессом, развертыванием материальных сил воздействия человека на биосферу, экономическим ростом потребления, как и способы решения этих проблем, в значительной мере зависят от социокультурных, духовно-нравственных и ценностно-мировоззренческих факторов.

Философско-мировоззренческие основания нового ноосферного мышления являются предметом многочисленных научных конференций, симпозиумов, семинаров. Отделением гуманитарных наук НАН Беларуси поддерживается выполнение заданий и НИР по социально-экологической проблематике, в частности, в 2010 г. завершилось выполнение задания «Экологическая культура, образование и воспитание как факторы социоприродной устойчивости и инновационного развития белорусского общества».

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды ежегодно проводятся Республиканские экологические форумы. В них принимают участие ученые, общественность, представители СМИ. Для проведения форумов каждый раз выбираются проблемные в экологическом плане города. В средствах массовой информации и учреждениях образования проводятся различные республиканские конкурсы и акции под лозунгом «Беларусь – чистая земля», викторина для школьников «Цвети мой край», экологическая викторина «Экомир» для работающей молодежи (в возрасте до 31 года), основной задачей которой стало формирование экологического мировоззрения молодых граждан страны, их вовлечение в экологическое движение. Для координации подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в области экологии, для анализа, обобщения и распространения передового опыта по вопросам экологического образования в СНГ Конференцией Министров образования стран Содружества было принято решение о создании Центра по экологическому образованию на базе Международного государственного экологического университета имени А.Д. Сахарова в г. Минске. Здесь проводятся международные семинары-тренинги по проблемам экологии, охраны природы, биоэтике, координируется научно-методическая и информационная работа, обучение и обмен студентами и преподавателями.

Как известно, обеспечение экологической безопасности страны достигается за счет рационального использования природных ресурсов и их воспроизводства, а также улучшения экологической обстановки посредством снижения вредного антропогенного воздействия на окружающую среду. В этой связи очень важна правильная и объективная оценка имеющегося антропогенного воздействия на окружающую среду для принятия действительно эффективных управленческих решений. Приоритетные экологические проблемы страны – это радиоактивное загрязнение территорий, загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение и деградация почв, образование и накопление отходов.

Решение конкретных локальных проблем определяет возможность достижения цели управления экологической безопасностью регионального и глобального уровней. Цель управления достигается при соблюдении принципа передачи информации о состоянии окружающей среды от локального к региональному и глобальному уровням.

Независимо от уровня управления экологической безопасностью объектами управления обязательно являются окружающая природная среда (комплекс естественных экосистем) и социоприродные системы. Поэтому в схеме управления экологической безопасностью любого уровня обязательно присутствует анализ экономики, финансов, ресурсов, правовых вопросов, административных мер, образования и культуры.

Так, в основу выполнения государственной научно-технической программы «Оценить влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды, разработать прогноз ее изменения до 2010 года и комплекс мероприятий с целью обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь», Институтом проблем использования природных ресурсов и экологии НАН Беларуси был положен комплексный целевой подход. Основные цели и приоритеты в природопользовании и охране окружающей среды он определяет как обеспечение рационального использования природных ресурсов, эффективную защиту окружающей среды от загрязнения отходами, выбросами и сбросами промышленных и сельскохозяйственных производств и т.д. В результате ее выполнения должны не только улучшиться социально-экономические и экологические условия проживания белорусов, но и повыситься экологическая культура населения. Поэтому исследования велись по таким направлениям, как атмосфера, гидросфера, литосфера, биоразнообразие, здоровье и окружающая среда, техногенные природные катастрофы, производственно-хозяйственный комплекс, комплексная оценка окружающей среды, экологическое образование и информация.

Важную роль в обеспечении экологической безопасности занимает решение проблемы отходов и выбросов. Перспективным в плане инновационного развития национальной экономики представляется технология обработки отходов, использование экологических и экономических преимуществ этой деятельности в мировой экономической сети. Ведь рост дефицита экологически чистых продуктов питания, чистой воды и воздуха, отчетливо сопровождается избытком отходов жизнедеятельности человека. Постепенно к концу ХХ в. сформировался совершенно новый вид «третичной», антропогенной и, как правило, патогенной биологической продукции. Эта продукция включает в себя

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Разработка моделей и национальной программы стратегического планирования экономической безопасности природопользования: отчет / Ин – т природопользования НАН Беларуси; сост.: М. Н. Струк, В. Ф. Логинов, В. С. Хомич [и др.]. — Минск, 2008. –

67 с.

2. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь № 575 от 9 ноября 2010 г. [Электронный ресурс] / Национально-правовой интернет портал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: