Двигатель Ш-51
Новый двигатель завода Вайрас
Двигатель Ш-50 производства Шяуляйского велосипедно-моторного завода Вайрас, устанавливаемый на мопед «Рига-1», хорошо известен мотолюбителям. Его положительные качества — малый вес, небольшой расход топлива, простота обслуживания. Но двигатель имеет некоторые недостатки. К ним относятся: малая мощность, быстрый износ кривошипно-поршневой группы, ненадежная муфта сцепления, неэффективное глушение шума выхлопа и всасывания. Отсюда законные нарекания со стороны покупателей. В связи с этим конструкторы завода создали на базе двигателя Ш-50 новый мотор - Ш-51, который с января 1965 года пошел в серийное производство.
У этого двигателя максимальная мощность повышена до 1,8 л. с. Достигнуто это улучшением продувки и наполнения цилиндра горючей смесью, повышением степени сжатия, улучшением охлаждения двигателя (цилиндр и головка цилиндра с более развитым оребрением).
Износостойкость двигателя зависит от степени очистки воздуха. Сетчатый фильтр двигателя Ш-50 плохо отвечал своему назначению: пропускал до 50 процентов содержащейся в воздухе пыли. На двигатель Ш-51 установлен воздухофильтр с бумажным фильтрующим элементом, объединенный с глушителем шума всасывания. Новый фильтр задерживает до 99 процентов пыли, увеличивая износостойкость цилиндро-поршневой группы примерно на 20 %.
|
|
В течение 1965 года будут проведены опыты по хромированию поршневых колец. Мы надеемся, что введение этого технологического процесса также благотворно скажется на долговечности двигателя.
Рис. 1. Крепление нажимного диска: а — старая конструкция; б — новая конструкция; 1 — нажимный диск; 2 — палец; 3 — пружинное кольцо
Рис. 2. Новая конструкция глушителя
Для повышения надежности усовершенствовано крепление нажимного диска (рис. 1, б) муфты сцепления и усилена пружина. Разработан новый глушитель шума выхлопа (рис. 2), который с глушителем шума всасывания снизит шумность до 78 децибеллов. Он может быть установлен и на Ш-50. Усилено крепление выпускной трубы. Теперь она крепится двумя гайками вместо одной.
Двигатель Ш-51 без каких-либо переделок может быть установлен на раме мопеда «Рига-1». Большая часть его деталей (за исключением картера, цилиндра, головки цилиндра, поршня, декомпрессора, выпускной трубы, нажимного и отжимного дисков и пружины сцепления) взаимозаменяемы с деталями двигателя Ш-50.
Работа по усовершенствованию двигателя продолжается. В течение нынешнего года максимальная мощность его будет доведена до 2,5—3 л. с., двухступенчатая коробка передач будет заменена трехступенчатой. Это позволит улучшить динамику мопеда и увеличить максимальную скорость до 70—75 км/час. Для удобства водителя педальный привод будет заменен кик-стартером.
|
|
Сравнительные технические характеристики
Ш-50 | Ш-51 | |
Рабочий объем цилиндра, см3 | 49,8 | 49,8 |
Диаметр цилиндра, мм | ||
Ход поршня, мм | ||
Степень сжатия | 7,5 | 8,5 |
Максимальная мощность, л. с. (не менее) | 1,35 | 1,8 |
Топливо | Бензин А-72 с автолом 20:1 | |
Расход топлива, кг/час | 1,05 | |
Зажигание | От магдино | |
Опережение зажигания, мм до В.М.Т. | 2,6-2,9 | 2,8-3,1 |
г.Шяуляй, С. МАКАРОВ, А. ПЕТРАУСКАС, инженеры