Крестное знамение и поклоны

 

1. Умовение рук (понятие чистоты).

2. Положение ног при стоянии на молитве.

3. Положение рук при хождении по Храму, ношение лестовки.

4. Взирание на иконы.

5. Крестообразное сложение рук.

6. Хождение во время отпуста.

7. Положение рук при крестном знамении.

8. Печать Христова – крестное знамение.

9. Порядок земного поклона.

10. Назначение и сложение подручников.

11. Преклонение колен.

12. Одновременность совершения поклонов.

13. Крестное знамение – исповедание веры.

14. Отлучение от молитвы в крест.

15. Католическое и православное крестное знамение.

О благочинном стоянии: «Когда будет время к вечерни, или другой службе, умый руце и ознаменовася, возми вервицу (лестовку) и подручник». Умовение рук - постоянное требование. Лице же християнам указывается умывать только слезами. Умывали руки для того, чтобы творить крестное знамение (это символ самого Креста). Руками берем все грязное, соприкасаемся со всем нечистым. (Уголь, например, используемый в кадильнице нечистым не считается, напротив он очищен огнем). Если християнин что-то мирское трогал руками, с кем-то здоровался, то неприлично творить крестное знамение – нужно умыть руки. При входе в храм раньше всегда имелся умывальник. «Умыв руки, возьми вервицу и подручник и стань на обычное место со страхом и трепетом яко пред грозным судией, истязующим мысли и дела. И отрини вси помыслы житейские и яко на небо взыди. Стани же ногами плотно, сомжив оныя от колен до пят и от пят до перстов. Не смотри же на ненаказанных, еже оставляют ногу от другой – сие бо есть вражие усилие, яко бы неким клином раздвигая. Бес веселится о нерадивом стоянии». Чисто практически стоять так довольно тяжело. Но нужно стоять, как минимум, соединив пятки.

«Руце же на персах крестообразно положи. Правую на верх, а левую вниз. А когда вервицу начнешь перебирати, полагай правую руку к персям, а левую, для удобности перебирания, подле нея ниже. А на бедра отнюдь не опускай, се бо есть растлитых людей обычай». Когда совершается молитва, неприлично ходить с опущенными руками. Когда идет служба и нужно выйти из храма, руки нужно держать выше пояса. Лестовка перебирается (находится в руке) только во время молитвы, не нужно везде с нею ходить. «Главу же мало наклонив. Аще зрети иконы, мысль понуждает и будеши зря паче умиляешися и смиришися, добре взирая. Аще ли ни, понич долу паки, да не будет вместо приобретения умиления другое нечто неподобное». Стой, опустив голову вниз. И ради умиления можно посмотреть на образ Божий. Ничего другого на молитве делать не надо. «Яко же и случается многим от прилежного зрения впадать в неподобное. Того ради держи главу доле, яко же осужденик, ум же горе. Стой же кротко со всяким смирением. Утверди лице свое ко образу Спасову, ум же свой возведи к первообразному Его существу. Не на которую страну не озирайся, ни к стене не приклоняйся, ни с ноги на ногу не переступай. Стояти руце согбени к персям крестообразно и молися со страхом и воздыханием». В Уставе говорится, что во время отпуста нужно склонить голову, слушать и стоять, как и на «Верую». Когда наставник стоит на середине солеи, прихожане не имеют права ходить в храме. «Знаменаяся правою рукою, от правого плеча на левое отнеси руку. Левую же держи с вервицею на боку выше пояса. Через руку не знаменайся. (Когда крестишься - не пересекать левую руку.) И тако ограждайся по вышеизложенному указу. Разложи паки персты, и, руку мало отмахнув к низу, кланяйся. Аще ли кто леностию или невежеством не исправляет креста на лицы своем, и той отмещется Креста Христова и продается дьяволу. Уже бо многих ныне видим, иже не приемлют на себе Христова крестного знамени, сиречь десницею своею узаконенного воображения не возносит на чело главы своя и на живот и на правое плече и на левое. Аще кто реченного сего крестного знамени не приемлет, то уже яве есть еже имать прияти на чело свое и на десную руку антихристову печать. По реченному, иде же бывает света лишение, тут абие бывает тьмы пришествие». Печать Христова - это крестное знамение. Если это крестное знамение нарушается (небрежно крестимся, или персты слагаем неправильно) это похоже на некую искажённую, поддельную печать, т.е. - печать антихриста.

«Натрое поклоны именуемы суть. От них же первый обычный поклон – до персей. Посем поклон средний – в пояс и третий большой – в землю. Егда же прилучится класти земные поклоны, тогда не бей головою своею в землю и не стукай ею в мост церковный, и в дому такожде. Но точию колени приклоняй и главу свою низко допущай, а в землю ея не притыкай, но на подручник полагай, а руки обе от сердца своего поведи вместе и клади их на подручник вежливо, а локтей своих не растопорщивай. А егда кланяешися или встаешь, ногами своими не волочи и не стукай. Такожде и колени оба вместе наклоняй. Смотри и перенимай сие от искусных людей и ученых такожде поклоны творити».

Подручник нужен для того, чтобы не касаться руками нечистого пола или скамьи. Подручник имеет чистую лицевую сторону и тыльную – нечистую. Подручник нужно складывать тыльной стороной внутрь, или лицевую к лицевой, а тыльную к тыльной. На подручник нужно полагать не только руки, но и колени. Смысл земного поклона – это преклонение колен. Когда читаем книгу не за столом, то держим на коленях и колени должны быть чистыми. Большой Устав «Церковное Око»: «Поклоны же творим равно и купно вси поклоняемся (одновременно). Такоже и восстаем зряще на настоятеля или еклессиарха... Егда же «Достойно» будеши глаголати, воззрев на Богородичну икону, руце паки крестообразно держи, и наконец ознаменався, опуская руце на землю держа ладони плотно и полагая на подручник, а затем главу до подручника тихо преклони».

Когда молишься молитвой Исусовой (мысленно или произносишь ее), это является твоей личной, частной молитвой. Если же мы совершаем крестное знамение – мы не просто молимся, а исповедуем веру. Всякое крестное знамение является краткой формой символа веры. В староверии существовало отлучение от общей молитвы. Это не означало запрещения на присутствие во время богослужения, а запрещение на совместное совершение крестного знамения. Если иноверный входит в храм и молится про себя – он ещё не участвует в совместной молитве, не исповедует свою веру. Если иноверец начал креститься – он перед всеми публично исповедует свою еретическую веру. Этого допустить невозможно, потому, что тогда мы сами становимся причастниками его еретической веры. Не внутренняя невидимая совместная молитва недопустима, а совместное совершение крестного знамения. Почему крестное знамение должно совершаться всеми одновременно? Потому что Вера одна и креститься должны все единообразно. Мы все исповедуем веру в этот момент. Широко распространён обычай в храме совершать крестное знамение по любому поводу – чихнул человек или кашлянул, или присел, или свещу поставил. Если относиться к крестному знамени, как к исповеданию веры, такое бытовое его применение оказывается неуместным и есть то же, что поминать Имя Господа всуе.

Отлучение от совместной молитвы «в крест». Отлученный должен ходить на все службы, но отлученный не должен креститься, пока не отнесет епитимию. После этого, он полагает начал, и его присоединяют к общей молитве.

Чем отличается католическое крестное знамение от православного? Католическое – пятиперстное (ладошкой). Крестятся слева на право. Оно имеет простое логическое объяснение: Всякое дело мы должны оканчивать на десной стране. Шуяя страна – страна темных сил, а десная страна – страна ангелов и спасенных. Если молимся – просим, чтобы из страны тьмы Господь возвел нас в десную страну. У староверов также существуют правила - всё святое брать правой рукой. В православном крестном знамении – крест разворачивается и оказывается на нас. Мы облачаемся в крест, т.е. мы сами находимся на месте креста. Это как зеркальное отражение. У католиков крестное знамение - это обращение к Богу. Для православного – это исповедование Веры. Православный говорит католику: «Вы не яко же мы крестимся, воображающе истинного креста двема персты на главе и на сердце и на правом плече и на левом, дабы в силу его (креста) облачится. Вы же, окаянные еретицы, не яко же повелеша Святии Отцы, инако научени дьяволом крест воображаете вне себя. Где подобает облещися в крест, вы же совлачаете».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: