Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Становление социологии как науки (О. Конт, Г. Спенсер).

В XIX веке европейское общество окончательно и бесповоротно вступило на путь развития капитализма, который обострил отношения между простым народом и классом буржуазии. Таким образом, новое капиталистическое общество поставило проблемы взаимодействия общества и человека в центр социального знания.

Идеалом XIX века было опытное или «позитивное знание», основу которого составляла физика (механика Ньютона) и биология (эволюционная теория Ч. Дарвина). Два эти направления определили путь и стиль научного мышления.

В это же время зарождалась новая неизвестная до той поры наука об обществе, на которую возлагались большие надежды. – Она должна была объяснить происходящие явления и события жизни, помочь найти выход из множества сложных общественных ситуаций.

Появлению такой науки послужила Великая французская буржуазная революция, в которой столкнулись религиозные взгляды на общество с реальными фактами общественной жизни. Ее родоначальниками считают: Анри де Сен-Симона, Огюста Конта и Герберта Спенсера. Ученые – позитивисты (от лат. positivism - положительный), суть учения которых состояло в формировании новой системы знаний об обществе.

Они стремились посредством научного знания вывести человечество из состояния умственной анархии, пропагандировали идеал возвращения к господству духовного авторитета в обществе, которое сложилось в средневековом католицизме[1]. В связи с «позитивным знанием» появляется наука об обществе, первоначально называемая «социальной физикой».

Понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом (1798–1857). Он же определил специфику и задачи социологического исследования общественной жизни, дал первоначальную разработку социологических категорий и законов, за что стал именоваться «отцом социологии».

Основной причиной социальных изменений считал прогресс человеческого разума и рассматривал все явления с позиций рационализма. Огюст Конт опирался на «социальную физику», в которой видел «прочное основание для переустройства общества».

Огюст Конт считал, что социология должна стать точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергая различные спекуляции и вымыслы. Считал, что источником истинной науки о мире является опыт. Социальная физика была призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Свои открытия она совершала при помощи трех методов:

Ø наблюдения, как основного, достоверного и точного метода;

Ø эксперимента;

Ø сравнительного исторического анализа.

Конт считал, что наука об обществе раз и навсегда должна отказаться от нерешенных вопросов, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. В работе «Курс позитивной философии» (1830-1842) О. Конт разработал учение о социальной статике и социальной динамике.




Ø Социальная статика, изучает явления общественного строения.

Ø Социальная динамика раскрывает законы и процессы общественной жизни, в развитие и изменении.

Огюст Конт сформулировал основной закон общественного прогресса или закон трёх стадий.

1.Первая – теологическая или фиктивная, охватывает древнее время и раннее Средневековье (1300 г. нашей эры). Эту стадию он делит на 3 периода: фетишизм, политеизм, монотеизм.

2.Метафизическая стадия (1300 по 1800 годы нашей эры) Огюст Конт рассматривал как переходную. Видел в ней разрушение старых верований. К этому периоду он относил: Реформацию и Французскую революцию, говорил о том, что общество нуждается в новой идеологии.

3.Третья стадия – позитивизма (или научная), характеризуется вступлением общества в новую последнюю стадию, в которой развивается промышленность и социальная жизнь.

Социальные изменения О. Конт прослеживал в трёх направлениях: разум, деятельность и чувства.

· Разум – движется от фетишизма к позитивизму;

· Деятельность – момент перехода от военной фазы к индустриальной;

· Чувства – развиваются от эгоизма к альтруизму.

В целом О. Конт был ориентирован на создание новой науки об обществе, базирующейся на естественнонаучной модели. Его основной закон – «Любовь социологии как принцип, порядок как основание, прогресс как цель!» Он сумел синтезировать основные социально-философские идеи и практические потребности своего времени, тем самым оказав сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной сферы научного знания.



Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) является одним из крупнейших представителей классического этапа в развитии социологии.

Известны его научные произведения: «Социальная статика» (1850); «Основные начала» (1862); «Социология как предмет изучения» (1873), «Основания социологии» (1876 - 1896г.).

В работе «Социология как предмет изучения» (1873) Г. Спенсер писал, что:

Ø «биология открывает известные общие черты в развитии, строении и отправлениях, которые встречаются во всех организмах».

Ø Точно также и социология должна узнать законы общественного развития, структуру и те их черты, для которых законы являются общими, для других частными.

Так, его труд «Основания социологии» (1876 - 1896г.) в 3-х томах принес ему мировую известность. Герберт Спенсер пытался осмыслить физическую, интеллектуальную и религиозную жизнь человека, выяснить его идеи и представления о социальной жизни.

На его социологические взгляды и идеи оказали глубокое влияние: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ч. Дарвин которые способствовали осмыслению социальной жизни. В результате ученый пришёл к мнению, что человеческое общество есть живой организм. В своих воззрениях он часто обращался к биологическим аналогиям, которые связаны с теорией Ч. Дарвина о живом организме.

В работе «Основания социологии» (1876 - 1896г.) Г. Спенсер сравнивает общество с организмом:

Ø общество как организм в отличие от неорганической материи растет и увеличивается в объеме;

Ø по мере его роста его структура усложняется, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции;

Ø процесс социальных изменений происходит естественным путем, независимо от желаний и воли людей;

Ø эволюция происходит сама собой естественным путем, не требуя от человека какого – либо вмешательства.

Отождествление общества с биологическим организмом проявляется в его функциях элементов, составляющих структуру социальной системы, которые он весьма своеобразно характеризует:

§ Так земледелие и промышленность выполняют функцию питания;

§ Институт торговли – функцию кровообращения;

§ Армия это своеобразный кожный покров;

§ Транспорт – сосудистая система и т.д.

Считая, что для общества характерны биологические законы, борьбы за существование (по Дарвину), Г. Спенсер применяет их к социуму как законы классовой борьбы. Таким образом, он создаёт учение о социальной эволюции, считая, что каждое общественное явление должно изучаться в его развитии и изменении.

В этой же работе «Основания социологии» в одной из глав «Общественное строение» в рамках исторического и логического анализа большое внимание уделяется рассмотрению структуры общества.

Между Г. Спенсером и О. Контом существовали определенные разногласия. О. Конт считал, что весь социальный организм покоится на мнениях и что идеи управляют миром. Г. Спенсер считал, что мир меняется и управляется через чувства. Но их обоих роднило стремление перенести законы естественной науки в сферу анализа общественных явлений и процессов.


[1] А.В. Воронцов, И.А. Громов История социологии XIX началаXXвека, Изд. «ВЛАДОС», 2005 г., с-18.

   


Дата добавления: 2017-11-30; просмотров: 437; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8468 - | 7307 - или читать все...

 

18.234.88.196 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.