Лабораторная работа № 25
1. Тема: Техническое обслуживание и т.р. механизмов управления
2. Цели: Изучить технологический процесс диагностирования и регулировки рулевого управления автомобилей
3. Задачи: Получить навыки в диагностировании и регулировке рулевого управления
4. Студент должен знать:
Отказы и неисправности рулевого управления с различными приводами; методы и технологию их определения
Должен уметь:
Диагностировать и регулировать рулевые управления автомобилей
Методические указания для студентов при подготовке к занятию
5.1. Литература: "Техническое обслуживание и ремонт автомобилей" Епифанов.; "Автомобили" Богатырев; "Устройство и эксплуатация транспортных средств" Роговцев и д.р.
5.2. Вопросы для повторения:
- возможные неисправности рулевого управления;
- проверка состояния сочленений рулевого привода;
- проверка состояния гидроусилителя рулевого управления;
- как устранить повышение люфты в сочленениях рулевого привода?
Контроль и коррекция знаний (умений) студентов.
6.1. Довести меры техники безопасности при выполнении работы.
6.2.1. Инструмент, оборудование и приборы:
- возможные неисправности рулевого управления;
- проверка состояния сочленений рулевого привода;
- проверка состояния гидроусилителя;
- как устранить повышение люфты в сочленениях рулевого привода?
Контроль и коррекция знаний (умений) студентов
7.1. Довести меры техники безопасности при выполнении работы.
7.2.1. Инструмент, оборудование и приборы:
- автомобиль УАЗ - 452 (ВАЗ - 2101), установленный на осмотровой канаве;
- ключи гаечные 8 х 10, 12 х13, 12 х 14, 17 х 19, 22 х 24;
- люфтомер;
- штангенциркуль;
- пассатижи, молоток (1 кг), отвёртка;
- ключ газовый № 1;
- поворотные плиты 2 шт;
- динамометр;
- линейка 0 - 150 мм.
6.2.2. Проверка люфтов рулевого управления:
- установить управляемые колёса в положение “ прямо “ на поворотных плитах;
- установить на рулевом колесе люфтомера, при его отсутствии воспользоваться линейкой;
- повернуть рулевое колесо влево и вправо до начала поворота управляемых колёс;
- замерить угол (°) свободного хода люфтомером или линейкой величину перемещения (мм) по ободу рулевого колеса;
- сравнить полученную величину с инструкцией к автомобилю;
- при повышении допустимых значений найти неисправность, для чего осмотреть все резьбовые соединения для обнаружения ослабления затяжки, ослабленные соединения подтянуть и вновь проверить люфт. Если люфт не устранён, то проверить места крепления рулевого редуктора и маятникового рычага к кузову (раме) автомобиля для выявления дефектов кузовных элементов.
При целостности кузовных элементов проверить люфты в сочленениях рулевой трапеции, для чего каждый шарнир резко покачать в осевом и радикальном направлении. Шарниры не должны иметь люфта более допускаемого инструкцией к автомобилю. Если не выявлено дефектов в рулевой трапеции, то следует приступить к регулировке рулевого механизма.
- для регулировки рулевого механизма следует выяснить, какой зазор
(осевой или в зацеплении червяка и ролика) требует регулировки;
- для выявления осевого зазора червяка следует приложить палец руки к месту стыковки вала и рулевого вала и, поворачивая рулевое колесо вправо и влево, определить, есть ли перемещение валов в осевом направлении. При наличии перемещения следует отрегулировать осевой зазор согласно инструкции к автомобилю;
- при отсутствии люфта в осевом направлении, следует отрегулировать зазор в зацеплении ролика и червяка согласно инструкции к автомобилю;
- выполнить основные работы по ТО рулевого управления.
7. Контрольные вопросы:
1. Как определить люфт в рулевом управлении?
2. Порядок определения источника повышенных люфтов.
3. Методика определения исправности рулевой трапеции.
4. Методика определения необходимости регулировки рулевого механизма.
Отчет.
Лабораторная работа №25
Диагностирование рулевого управления автомобиля.
Автомобиль (марки):
1. Диагностирование люфтов рулевого управления: 1.1. Подготовка автомобиля:
1.1.1. Подтяжка элементов рулевого управления:
1.2. Установка люфтомера
1.3. Замер люфта рулевого колеса и сравнение с нормативными значениями:
2. Диагностирование рулевого механизма: 2.1. Осевой люфт:
2.2. Радиальный люфт:
3. Регулировка затяжки подшипника червяка:
4. Регулировка зазора в зацеплении ролика и червяка:
4.3. Контроль правильности регулировки тормозного механизма колеса:
4.4. Контроль правильности регулировки всех тормозных механизмов автомобиля:
5. Заключение:
Работу провел студент:
Работу принял руководитель: