Жизнь как производство материальных и духовных благ

Смысл человеческого существования

План

1. Проблема смысла жизни

2. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека

3. Право на смерть

 

1. Проблема смысла жизни
В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом об истечении своего индивидуального существования.

Человек – это единственное существо, которое сознает свою смертность и может сделать ее предметом размышления.

Каждый человек – это неповторимая индивидуальность, благодаря собственным усилиям, которые направлены на развитие и реализацию естественного потенциала.

Такие вопросы как:

1. Имеет ли жизнь смысл?

2. Если так, то какой?

3. И, вообще, в чем смысл жизни?- беспокоят душу каждого человека.

 

Человек может забыть о смысле жизни, погрузив себя в повседневные или личные проблемы, но со временем каждый человек начинает задумываться над смыслом жизни.

В условиях, когда действует глобальная переоценка ценностей и традиций, все более ярко проявляется неустойчивость человеческого бытия. Отсутствие смысла вызывает у человека плохое состояние и приводит к тяжелым последствиям, это могут быть психические расстройства или даже самоубийство. И чтобы этого не произошло, человеку нужна жизненная позиция, которая основана на собственном представлении о смысле жизни. Человек должен выбрать конкретные цели и ценности для себя, для достижения поставленной цели. Смысла жизни должно быть больше, чем цели.


Идеирешения вопроса о смысле жизни:

1. Центральная идея направляет все поиски смысла жизни в историю философии, которая утверждает, что удовлетворение собственных потребностей не может предоставить осмысления человеческой жизни.

2. Идея о реализации смысла жизни путем служения общему благу, внесение собственного вклада в историю, культуру, прогресс общества.

Эта идея указывает на необходимость поиска той меры единства индивидуального и общественного, которая разрешает преодолеть 2 жизненные установки:

1) самоотрицание личности перед историческими формами жизни;

2) самоутверждение ее вопреки всем историческим формам жизни.

Идея общего блага трансформируется в 2 принципа решения вопроса о смысле жизни:

а) принцип самоценности;
б) принцип самоцельности.

Размышления над проблемой выявления смысла жизни предусматривает обобщение путей, благодаря которым человек может сделать свою жизнь:

1) во-первых, то, что он дает своей жизнью (творческая деятельность);

2) во-вторых, то, что берет от жизни;

3) в-третьих, то, как человек относится к жизни (это позиция, которую занимает человек по отношению к обстоятельствам, которые не изменяются).


3 группы смысла жизненных ценностей:

1) ценности творчества;

2) ценности любви;

3) ценности отношений.

 

Так, смысл жизни всегда можно найти, но его, скорее всего, надо проявить, а не придумать.

Смысл жизни каждого человека неповторим, как и жизнь человека. Смысл нужно не только найти, но и воплотить его. Поэтому человек избирает не смысл, а призвание, в котором смысл жизни реализуется.

В нахождении и осуществлении смысла жизни человеку может помочь его совесть, которая согласовывает универсальные смыслов жизненные ценности с конкретными жизненными событиями, действиями и случаями.

Саморазвитие человеческой целостности через реализацию тенденций саморазвития мира, через диалог своей уникальности, свободы с мировой универсальностью – вот в чем заключается высший смысл человеческого существования.

2. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека
Настоящей остроты проблема смысла жизни приобретает только в Новое время. К этому времени человек имел перед глазами целостную, взаимосвязанную, непротиворечивую картину мира, раз и навсегда зафиксированы этические, социальные и общекультурные нормы, освященные тысячелетней традицией образцы для подражания.

Проблема смысла жизни возникает как проблема преодоления противоречия между естественной ограниченностью человека и неограниченностью его собственных индивидуальных проявлений.

Четыре основных подхода к решению проблемы смысла жизни:

Жизнь как производство материальных и духовных благ.

В указанном подходе в европейской философии имеют место серьезные недостатки:

Бездушное господское отношение к миру, на которое мир отвечает экологической угрозой существованию всему живому на Земле;

Подчинение индивидуальных интересов в жизни коллективным интересам;

Отдаленность смысла, который снижает его конкретную значимость для человека, который живет здесь и сейчас.

2) Жизнь как реализация высшей цели - это реализация идеалов, планов, проектов, принципов или моделей, во имя которых следовало бы жить.

3) Занять определенную позицию по отношению к своему тяжелому положению, в том случае, если невозможно изменить свою судьбу, осуществляя смысл, скрытый в страдании, мы реализуем человеческое в человеке.

4) Современный поиск смысла жизни: «Жизнь в игре»: постоянное обыгрывание, повторение некоторых жизненных ситуаций, которое приносит удовлетворение одним своим процессом («Если бы не ты, моя жизнь сложилась бы значительно лучше»).


Путь поиска смысла жизни можно назвать путем диалога, равноправного разговора, человека и мира, когда человек изменяет жизненную стратегию согласно изменению своей жизненной ситуации, реализовывая сразу несколько путей поиска смысла жизни.

Одним из мощных абсолютных ограничений для человека является смерть. Она пугает человека, но важно понять то, что границы жизни предоставляют ему определенное содержательное наполнение. Лишь при старании понять смерть не только в отрицательном плане, очерчивается и тайна бессмертия.

Человек смертен и стремится к бессмертию, так как знает, что смертен.

Для человека вопрос о беспредельности возникает не в плане отсутствия любых границ, а в плане существования возможностей для их преодоления и расширения. Перед лицом смерти, как абсолютного неминуемого конца, как границы наших возможностей, мы обязаны максимально использовать отведенное нам время, не потерять ни одной возможности наполнить жизнь смыслом и содержанием.

Человек знает о существовании смерти, но в ней живое стремление бессмертия, которое свидетельствует о том, что не только смерть, но и бессмертие возникает реальным моментом человеческой жизни. Это значит, что человеческая жизнь приобретает завершенность и смысл через смерть.

Смерть и бессмертие рассматриваются в органическом единстве и на разных уровнях:

1)смерть не возникает внешним явлением в отношении к жизни. Умирать может лишь то, что живое и, поэтому вся человеческая жизнь сопровождается моментами необратимости и умирания. В этом плане смерть возникает как окончательное прекращение нашей жизни в определенных его качествах;

2) биологически мы сталкиваемся не только со смертью, а и с моментами бессмертия, поскольку мы почти бессмертны генетически. Жизнь во Вселенной не исчезает, и мы, как живые существа не можем никогда исчезнуть окончательно;

3)вопрос о смерти и бессмертии для нас вопрос о природе и судьбе нашего естества, того, что превосходит физическое, и предстает как бессмертие души;

4) индивидуальное существование увековечивается в творениях культуры, где творец появляется со всеми особенностями своего мышления, чувств, темперамента. Но нужно обратить внимание на то, что и здесь бессмертие связано со смертью, т.е. культура требует надлежащего к себе отношения, тщательного ее сохранения, а кроме того, она на самом деле сохраняет лишь достойное в истории.


Проявление бессмертия:

1) историческое – вследствие необратимости прошлого оно делает уникальным то место, которое занимает человек в историческом процессе;

2) социальное – возникает как реальность влияния жизни человека на мысли и поступки своих современников и будущих поколений.

Значение смерти:

1) она придает человеческим поступкам и стремлениям определенное завершение,

2) она выступает ускорителем (катализатором) человеческой самореализации,

3) она сводит человеческую ответственность на уровень решающего жизненного фактора,

4) она, осмысленная в единстве с бессмертием, становится основой человеческой нравственности, которая позволяет рассматривать жизнь как подготовку к достойной смерти.


В наши дни возникло несколько новых аспектов проблемы смерти человека:

а) проблема клонирования человека (воспроизведение генетического «двойника» человека);

б) проблема « эвтаназии » (связанная с вопросом о том, можно ли человеку, который ужасно страдает от боли, доживает последние дни, помочь уйти из жизнь безболезненно)


В зависимости от того, на каком уровне рассматривают природу человека, формируются те или другие представления о смерти, бессмертии и комплексе связанных с ними моральных проблем.

С вопросом о смерти и бессмертии связан и вопрос о смысле человеческого существования. Человек на некоторое время может забыть об этом вопросе, но полностью освободиться от вопроса о смысле человеческого существования он не может, так как не человек ставит этот вопрос, а именно жизнь ставит его перед человеком и заставляет отвечать на него не только словами, но и поступками.

Вопрос о смысле человеческого существования предусматривает наше умение оценивать реальные события и явления собственной жизни.

 

Смысл – это исключительно человеческое явление. И когда человек умеет воплотить его в действительность, он идет впереди стихийных процессов жизни, претендует на то, чтобы взять свою жизнь в свое сознательное решение и урегулирование.

Призвание, назначение каждого человека развивать все свои способности, вносить свой собственной вклад в историю, в прогресс общества, его культуру.

В этом и есть смысл жизни отдельной личности, которую он реализует через общество.

В смысле жизни концентрируются важнейшие человеческие ценности и стремления, в нем человеческая жизнь становится сконцентрированной, целостной. Смысл жизни состоит в том, за что мы согласны отдать свою жизнь.

Конечно, далеко не каждый человек ставит и решает вопрос о смысле своей жизни, но реально она все равно вписывается в определенный образ человеческого самовыражения.

Творчество и свобода дают смысл всем видам человеческой деятельности, они также являются предпосылками самореализации личности. Стремление постичь смысл жизни является основным мотивом человеческого поведения, который не выводится из других потребностей, а наоборот – определяет их. Он присущ всем людям и является движущей силой развития личности.

Право на смерть

В связи с проблемой смерти существует еще один важный вопрос – это вопрос о праве на смерть.

Оно включает целый ряд разнообразных аспектов, которые имеют практическое значение:

-право человека на естественную смерть,

-право выбора между жизнью и смертью, т.е. право на самоубийство,

-право человека, который выбрал смерть вместо помощи медиков.

Право на смерть рассматривается в двух аспектах:

-имеет ли человек право решать вопрос о собственной смерти?

-имеет ли право человек решать вопрос о смерти другого человека?


Право на смерть включает 2 основные проблемы:

1)самоубийство, 2)эвтаназия.


Проблема самоубийства имеет разные решения у разных народов и в разные времена. Практически во всех давних культурах существовало добровольное принесение себя в жертву Богам во имя общественных интересов. Изменилось отношение к самоубийству под влиянием христианства, соответственно тот, кто совершил самоубийство, бросает Богу его дар - жизнь, а это большой грех.

В наши дни, также общество отрицательно относится к самоубийству, но уже не в таких жестоких формах.

Проблема эвтаназии (греч. - безболезненная, легкая смерть) есть одной из важнейших проблем общества.

Платон считал, что не нужно препятствовать смерти физически слабых. В эпоху Возрождения возникает такое понятие как «спокойная и легкая смерть». В начале XVIII столетия большинство отвечало отказом человеку в праве самому решать собственную судьбу.

Современные философы, юристы стараются решить 2 основных вопрос:

-Может ли эвтаназия вообще иметь моральное обоснование?

- Если да, то при каких условиях она может быть узаконена?

При решении этих вопросов большинство ученых занимают антипатерналистскую позицию, считая, что главным принципом является право свободного выбора.

А ученые, которые занимают патерналистскую позицию, считают эвтаназию недопустимой.

Они выдвигают следующие аргументы против моральной правомерности освобождения человека жизни:

1) неприкосновенность человеческой жизни и, потому эвтаназию нельзя применять ни при каких обстоятельствах,

2) при эвтаназии возможны злоупотребления медиков, членов семьи и других людей.

Применение эвтаназии в этих случаях может привести к тяжелым последствиям в обществе и семье.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: