Этюды на действие кукол с предметами

 

«Рыбак»

 

Берег реки. Выходит рыбак. Идет посвистывая. Выбирает место. Выбрал. Наклоняется и сдувает пыль. Стряхивает рукой то, что не сдулось. Осторожно садится. Разматывает удочку. Достает червяка, насаживает. (В этот момент кукловод свободной рукой прижимает нижний конец удочки к грядке ширмы так, будто она воткнута в землю.) Поплевал на червяка и закидывает удочку. Некоторое время сидит неподвижно, впившись глазами в поплавок. Удилище дергается, рыбак подсекает и вытягивает очень большую рыбу. Снимает ее с крючка и кладет на грядку. Вновь забрасывает удочку. Моментально клюет. Снова очень большая рыба. Забрасывает удочку в третий раз и сразу же выдергивает из воды рыбину, крупнее предыдущих. Не кладет, а расставляет рыб друг за другом по росту. Любуется. Хватает удочку, забрасывает, ждет. Внезапно удочка резко дергается. Рыбак тянет ее не очень сильно. Удочка не поддается. Тянет сильнее. Тянет, откидываясь назад. Удочка не поддается. Поворачивается и тянет через плечо. Рыбак выдергивает удочку из воды и падает носом в землю. Встает, осматриваясь по сторонам, рассчитывая увидеть по меньшей мере кита. Не видит ничего. Внимательно смотрит на крючок, подносит его к самому носу и роняет удочку от удивления. Снимает е крючка крошечную рыбешку. С досадой швыряет ее в речку. Сердито опрокидывает рыб, складывает их пирамидой. Толкая перед собой пирамиду из рыб, уходит. Возвращается, хватает удочку, уходит.

 

«Девочка и мяч»

 

Музыка в ритме польки. На ширму выкатывается мяч. (Мяч на проволочном держаке, управляет им помощник.)

За мячом выбегает девочка. Ловит мяч. Ударяет им о землю. Бьет несколько раз, постепенно убыстряя темп. Приближается к стенке, играет мячом у стенки. Подбрасывает мяч, каждый раз все выше. Отходит от стенки, играя мячом в воздухе. Подбрасывает мяч, хлопает в ладоши, ловит. Снова подбрасывает, быстро поворачивается кругом и успевает поймать мяч. Подбрасывает мяч изо всех сил, он высоко взлетает, в это время обрывается музыка. Мяч повисает в воздухе. Девочка ждет мяч, подняв руки, потом нетерпеливо манит его рукой. Растерянно оглядывается по сторонам. Музыка заиграла снова. Мяч упал. Девочка ловит его, прижимает к себе и убегает.

 

«Непослушный ковер»

 

Появляется котенок. Тащит за собой ковер, скатанный в трубку. Кладет ковер на грядку. Потягивается, зевает. Начинает раскатывать ковер. Не успел раскатать, как другой конец ковра свернулся опять. Котенок удивленно посмотрел на ковер и снова стал его разворачивать. В это время противоположный конец ковра быстро свернулся, толкнув котенка. Котенок отлетает в сторону. Почесал ушибленное место. Осторожно подходит к ковру, начинает тихонько, сантиметр за сантиметром разворачивать ковер, прижимая его собой к полу. Раскатал до конца. Ковер неподвижен. Котенок встает, отходит в сторону, удовлетворенно потягивается. Неожиданно ковер очень быстро сворачивается сразу с двух концов. Котенок с сердитым урчанием бросается на ковер, втискивается между двумя валиками ковра и отчаянно старается раздвинуть то один конец ковра, то другой. Ковер не поддается. С большим трудом котенку удается расстелить один конец ковра. Но ковер быстро свернулся, как пружина, и котенок оказался закатанным в него. Ковер вместе с котенком выкатывается со сцены. (Ковер все время поддерживается и.управляется вторым исполнителем — помощником.)

 

«Цепочка»

 

Лес. Появляется девочка, читая на ходу книгу. Садится, перелистывает книгу. Пролетает бабочка. Девочка бросает книгу и гонится за бабочкой. Убегает. Выходит медведь, увидел книгу, обнюхивает ее, пробует читать. Заходит с другой стороны, читает. Начинает вздыхать. Вздохи сменяются. всхлипываниями. Горький плач. Утирая слезы, медведь уходит. Прыжками выскакивает заяц. Перескакивает через книгу, останавливается. Оборачивается, смотрит в книгу, листает. Углубляется в чтение. Хихикает. Смеется. Хохочет, схватившись за бока. Хохочет, опрокинувшись на спину. Встает, снова читает. Сзади подкрадывается волк. Заглядывает через плечо зайца. Заяц оборачивается, в испуге приседает, кубарем улепетывает, Волк лениво смотрит ему вслед, заглядывает в книгу, хмыкает. Перелистывает несколько страниц мордой, протяжно зевает. Сплюнув, уходит. Возвращается девочка. Берет книгу, закрывает ее. На обложке книги надпись: «Химия». Этюды на игру с предметами помогают начинающим кукольникам познать выразительные возможности перчаточных кукол. Поэтому каждый участник коллектива должен стараться сыграть таких этюдов как можно больше. Придумайте их сами. С любой имеющейся у вас куклой можно сделать много этюдов на игру с предметами. Например: старик копает огород или старик несет в ведрах воду (во втором этюде нужно постараться передать походку куклы, несущей пустые ведра и полные).

 

ЭТЮДЫ С РУКАМИ

 

«Цветы и колючки»

Поднимается солнце. (Солнце может быть вырезано из фанеры и просто закреплено на тонкой палке.) Из-за грядки поднимаются, как бы вырастают цветы (руки в цветных перчатках). Пальцы-лепестки сомкнуты, бутоны цветов — кисти рук — опущены. Цветы медленно раскачиваются. Постепенно распускаются. Тянутся к солнцу. Появляется бабочка (две руки со скрещенными большими пальцами). Цветы раскрылись полностью и покачиваются, подзывая бабочку к себе.

Внезапно из-под земли вылезает колючка. Ее изображает рука в зеленой перчатке. Пальцы-колючки растопырены. Колючка оглядывается и начинает теснить цветок. Появляется еще несколько колючек, и с двух сторон они теснят цветы. Те поникают.

Показывается рука с лейкой. Ставит лейку на грядку. Вырывает колючки. Расправляет цветы. Поливает их. Цветы выпрямляются. Опускается солнце. Цветы медленно закрываются. Солнце исчезло. Цветы заснули.

 

«Море»

 

Море (руки в синих перчатках). Руки-волны слегка колышутся в общем ритмическом движении. Появляется корабль. (Его можно вырезать из фанеры или картона.) Волны медленно «передают» его друг другу.

Корабль исчезает за кулисами. Ветер. Волны становятся беспокойней. Снова появляется корабль. Волны быстрей «передают» его друг другу. Корабль то глубоко опускается, наклоняясь и зарываясь носом, то взлетает вверх. Исчезает за кулисами. На море — буря. Волны перекатываются друг через друга, сталкиваются, перемешиваются. Снова появляется корабль. Волны буквально перебрасывают его друг другу, швыряют как попало. Корабль исчезает. Буря утихает. Появляется корабль. Плывет по волнам вверх дном. Волны бережно переворачивают его, тихонько качают. Корабль уплывает.

 

«Неосторожные рыбки»

 

Сцена изображает морское дно. Водоросли и камни. Плавают рыбки (руки в разноцветных перчатках). Внезапно сверху опускается сеть. Рыбки удирают кто куда. Приплывает рыба-мама с двумя детишками. Мама показывает детям на сеть, грозит пальцем и уплывает. Дети остаются одни. Начинают играть в салочки. Одна рыбка запутывается в сети. Бьется там. Вторая рыбка пытается помочь и тоже запутывается. Приплывает мама с червяком. Ищет детей. Замечает их, бросается на помощь, но не может никак распутать сеть. Бросается к камню, откатывает его в сторону. За камнем телефон. Раздается звук сирены. Прибывает спасательная команда во главе с рыбой-пилой. Рыба-пила перепиливает носом (ножовка, взятая рыбой-рукой) сеть. Освобождает рыбок и отдает их маме. Мама обнимает детей и шлепает. Спасательная команда приносит дорожный знак: «Въезд запрещен». Устанавливает знак у сети.

 

«Школа»

 

(по мотивам рассказа Феликса Кривина)

 

Огород. Растут три кочана капусты. Из-за одного кочана появляется голова Гуся (рука в белой перчатке с красными пальцами). Гусь оглядывается. Из-за другого кочана выползает Гусеница (рука в полосатой перчатке).

 

Гусь. Ты кто?

Гусеница. Гусеница.

Гусь. Гусеница? Вот здорово! Гусь и Гусеница!

Гусь загоготал и захлопал крыльями. (Крылья делает другой актер руками в белых перчатках, приставляя их к руке, изображающей шею и голову гуся.)

Гусь. А почему ты не хлопаешь?

Гусеница. А мне нечем. Посмотри: видишь—ничего нет.

Гусь. У тебя нет крыльев? А как же ты летаешь?

Гусеница. А я не летаю, я только ползаю.

Гусь. Ага! Рожденный ползать летать не может. Жаль-жаль. А хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно. Если у тебя есть способности, ты быстро научишься.

Гусеница. Хочу.

Гусь (берет крылом указку). Вот это земля, а это небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь...

 

Внезапно из-под третьего кочана вылезает Червяк (рука в красной перчатке).

 

Червяк. Можно и мне? Я буду сидеть тихо.

Гусь. Ты что, тоже гусеница?

Червяк. Нет, я червяк. Но мне бы хотелось летать. (Застенчиво.) Это моя мечта с детства.

Гусь. Ладно. Сиди и слушай. Итак, мы остановились на небе.

Музыка. Стук часов.

Пантомима: Гусь объясняет «теорию». Показывает, как махать крыльями, как разбегаться перед полетом, тычет указкой в небо.

 

Червяк внимательно слушает.

Гусеница в это время достает клубок ниток и начинает обматывать нитки вокруг себя.

 

Гусь (Гусенице, строго). Так у нас дело не пойдет. Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит, за него я спокоен.

 

Гусеница продолжает обматываться. Наконец совсем исчезает под слоем ниток — превратилась в кокон. Гусь посмотрел на кокон, клюнул его и ушел.

 

Внезапно кокон разорвался, и из него вылетела Бабочка. (Тут происходит подмена: вместо одной руки в полосатой перчатке, которая, выпутываясь из ниток, скрылась за ширмой, появляются две руки со скрещенными большими пальцами — «порхает» бабочка.) Полетела над огородом и исчезла. Входит Гусь.

 

Гусь. Ну, продолжим урок. А где же Гусеница?

Червяк. Она улетела. Вон посмотрите. Видите?

 

Гусь посмотрел наверх. Влетает Бабочка. Гусь замахал крыльями, но полететь не смог. Почесал крылом в затылке.

 

Гусь. Да... Ну ладно. Продолжим занятие. Кажется, мы остановились на небе?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: