double arrow

Шейх Саади: История о пророке Нухе (Ное) мир ему.

Урок №118 История Ислама. (Желательный к изучению урок).

 

Пишет шейх АбдуРрахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах):

 

Долгое время после Адама люди продолжали жить одной общиной, следуя прямому пути. Затем они разошлись, и сатана стал распространять между ними различные нечестия, используя для этого множество путей.

 

В народе Нуха умерли праведные люди, из-за чего весь его народ был очень опечален. Тогда к ним пришли “шайтаны” и подговорили их путем наущений воздвигнуть памятники этим умершим праведникам, чтобы они всегда помнили о них и их праведности. Это было началом зла.

 

После того, как люди, воздвигшие памятники праведникам с этой целью, умерли, на смену пришло новое поколение. В то время знание истины уже было потеряно, и сатана начал им наущать: “Поистине, ваши предшественники взывали к этим идолам (памятникам): Вадд, Сува, Йагус, Йаук и Наср. Они просили у них заступничества, излечения от болезней, молили их о ниспослании дождя”.

 

Таким образом, сатана продолжал свои наущения до тех пор, пока они всецело не отдались поклонению этим идолам. Затем Аллах послал к ним Нуха (мир ему и благословение). Они знали его, знали о его правдивости, честности и прекрасном нраве.

 

Нух сказал им: “ О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него”. Св. Коран, 7:59.

 

Он побуждал их к наилучшему как в этой жизни, так и в Вечной:

“О мой народ! Воистину, я для вас — предостерегающий и разъясняющий увещеватель. Поклоняйтесь Аллаху, бойтесь Его и повинуйтесь мне! Он простит вам ваши грехи и предоставит вам отсрочку до назначенного срока”. Св. Коран, 71:2-4.

Когда он начал призывать их к тому, чтобы они очистили свою веру перед Аллахом и посвятили ее исключительно Ему Одному, а также рассказал о порицаемости их взглядов и том наказании, которое их ожидает в этой и Вечной жизни, если они не отрекутся от них, они ответили ему следующее: “Мы видим, что ты — такой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив. Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас. Напротив, мы считаем вас лжецами” (Св. Коран, 11:27).

 

Они потребовали от Нуха, чтобы он прогнал тех верующих, которые последовали за ним. Тем самым, они выявили свое высокомерие, пренебрежение к истине и к верующим рабам Аллаха. Нух разъяснял им, что он не находится в заблуждении, а наоборот, послан к ним для того, чтобы различить между истиной и заблуждением. Он говорил им, что является доверенным посланником, который пришел к ним с ясными доводами от своего Господа.

 

Также он говорил им, что не может отречься и прогнать верующих, последовавших за ним, потому что они достойны почета и уважения (тем, что уверовали): “Я не говорю вам, что владею сокровищницами Аллаха. Я не ведаю сокровенное. Я не говорю, что являюсь ангелом. Я также не говорю тем, которые презренны в ваших глазах, что Аллах не дарует им никакого добра”. (Св. Коран, 11:31).

 

Нух продолжал призывать их днем и ночью, скрыто и явно, однако его призыв лишь увеличил в них отрицание истины и нежелание следовать по прямому пути. Они стали еще больше подговаривать друг друга оставаться на том, на чем они были, а именно — поклонении идолам, помимо Аллаха. Тогда Нух сказал: «Господи! Они ослушались меня и последовали за тем, чье богатство и чьи дети приносят им только убыток. Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра” (Св. Коран, 71:21-23).

 

Когда он понял, что увещевание не приносит им никакой пользы, и что каждое приходящее новое поколение хуже прежнего, он сказал: “Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! Если ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих” (Св. Коран, 71:26-27).

 

Аллах ответил на его “дуа” (мольбу) и приказал ему построить корабль. Всевышний покровительствовал ему в этом деле, наблюдал за ним наилучшим образом и обучил его, как именно построить этот корабль, которым Он облагодетельствовал его и отличил от всех остальных Своих рабов. Нух был первым, кого Аллах удостоил обучению ремеслом кораблестроительства, которое принесло в будущем огромную пользу для жизни и религии всего человечества. Аллах сообщил ему о неизбежности потопа и о том, что его народ будет погублен. Также Всевышний приказал Нуху не обращаться с мольбами за них, т.к. они были несправедливым народом.

 

Нух начал строить корабль. Каждый раз, когда знатные люди из его народа проходили мимо него, они издевались и насмехались над ним. Он сказал им: “Сегодня вы насмехаетесь над нами, а завтра, когда придет ваша погибель, мы будем смеяться над вами”.

 

Аллах внушил ему, чтобы он собрал с каждого животного по паре — мужского и женского пола, а также всех верующих мужчин и женщин, которых было немного, на корабле, когда придет время потопа, и Земля разверзнется потоками воды. Аллах сообщил ему, что вода будет течь отовсюду, даже в тех отдаленных местах Земли, где обычно ее не было. Аллах приказал ему забрать с собой каждого животного по паре, потому что невозможно было уместить на корабле всех зверей. Однако, в то же время необходимо было сохранить по экземпляру от каждого вида животного, потому что Аллах создал их для облегчения человеческой жизни.

 

Нуху было приказано забрать на корабль всю свою семью, за исключением тех ее членов, о погибели которых уже было сказано слово раньше (т.е. Аллах решил, что они погибнут. — Примеч.).

 

Когда все те, кто должен был плыть на корабле, сели на него, Нух сказал им: “Поминайте Аллаха все то время, пока будете плыть, и после того, как прибудете на сушу, ибо какими бы великими не были причины, все свершается по милости Аллаха”.

 

В этот момент Аллах заставил Землю и небо разверзнуться потоками воды, которая текла отовсюду в огромном количестве. Потоки воды, льющиеся с неба и выходящие из Земли, встретились. Вначале корабль плыл по низинам, затем, когда воды стало больше, он начал подниматься ввысь, и так до тех пор, пока вода не закрыла вершины громадных гор. Корабль плыл по волнам, подобным горам, которые били по нему справа и слева.

 

В этот тревожный момент Нух увидел своего неверующего сына, который был на религии их народа. И даже в этой страшной ситуации он отказался примкнуть к своему отцу. Нух увидел его вместе с другими неверующими людьми из их народа, убегающими от воды, которая смывала все на своем пути. Нух ласково позвал его, сказав: “Сыночек мой! Садись с нами и не оставайся с неверующими” (Св. Коран, 11:42).

 

Однако, высокомерие не покинуло его даже в этот ужасающий момент, когда мрак, окутывающий сердца, рассеивается, но это не относится к закрытым для истины сердцам. Он ответил своему отцу: “Я укроюсь на горе, которая спасет меня от воды” (Св. Коран, 11:43).

 

Они даже не могли себе представить, что вода покроет вершины гор. Нух сказал ему:

“Сегодня никто не спасется от воли Аллаха, если только Он не смилостивится” (Св. Коран, 11:43).

 

Сегодня людей не спасет ни гора, ни крепость, ни что-либо иное, кроме тех, над кем смилостивится Аллах. В тот момент Его милость пала на тех, кто плыл на корабле вместе с Нухом.

“Тут волна разлучила их…” (Св. Коран, 11:43).

 

Таким образом, тот сын Нуха оказался в числе потопленных.

Аллах потопил всех неверующих и спас всех тех, кто был вместе с Нухом. В этом было знамение, указывающее на то, что единобожие, пророчество и религия, с которыми был послан Нух, являются истиной, а все те, кто противился этому, — заблудшие.

 

Также в этом указание на награду, спасение и почет, которые уготованы верующим в этой жизни, и возмездие неверующим — их унижение и погибель.

 

Когда эта великая цель была достигнута, Аллах приказал небу остановиться, а Земле поглотить всю лишнюю воду. “Вода спала…” (Св. Коран, 11:44) — т.е. стала постепенно убывать, и корабль причалил на горе под названием аль-Джуди. Это известная высокая гора, которая находится на окраинах города Мосул. Это указывает на то, что все горы были покрыты водой во время потопа.

 

Нух был очень опечален из-за своего утонувшего сына. Он воззвал к своему Господу с сожалением и смирением: “Господи! Ведь сын мой — частица моей семьи, а Твое обещание правдиво” (Св. Коран, 11:45) — обещание о том, что я и моя семья будем спасены на корабле. Поистине, Ты — Милостивейший из милостивых.

 

Его Господь ответил ему: “О Нух (Ной)! Он — не частица твоей семьи…” (Св. Коран, 11:46) — т.е. он не из тех, кому было обещано спасение, т.к. Аллах указал на это в Своих словах: “…за исключением тех, о которых уже было сказано Слово, а также тех, кто уверовал” (Св. Коран, 11:40).

“…Такой поступок не является праведным” — а именно мольба (“дуа”) о спасении твоего сына, который был на религии его народа.

 

“Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд” (Св. Коран, 11:46) — в этих словах упрек Нуху, его обучение и предостережение от подобного “дуа”, на которое его подтолкнула отцовская жалость.

 

Необходимо, чтобы человек, делающий “дуа”, обладал знанием и искренностью, чтобы просить у Всевышнего Аллаха то, в чем есть Его довольство.

 

«Он сказал: «Господи! Я прибегаю к Тебе, дабы не просить о том, чего не ведаю. И если Ты не простишь меня и не помилуешь, то я окажусь среди потерпевших убыток. И было сказано: “О Нух (Ной)! Сходи на землю с миром от Нас, и да пребудет благословение над тобой и теми народами, которые с тобой! Но будут народы, которых Мы облагодетельствуем, после чего их постигнут мучительные страдания от Нас”».

Св. Коран, 11:47-48.

 

Нух сошел с корабля. Аллах благословил его потомство и сделал их наследниками на Земле. Потомки его сына Яфиса заселили восток земли, потомки Хама — запад, а потомки его сына Сами поселились между ними. Нух прожил со своим народом до их гибели 950 лет (тысяча без пятидесяти). После же потопа и гибели его народа он прожил столько, сколько пожелал Аллах. Нух из числа пяти избранных посланников (“улуль-азм”), к которым люди будут обращаться о заступничестве перед Аллахом в Судный День. Нух — первый посланник, которого Аллах отправил к людям.

[Это подтверждает достоверный хадис о заступничестве пяти избранных посланников (“улуль-азм”) в Судный День. Хадис передали Бухари (3340,4712) и Муслим (194) со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который пересказал его от Пророка (мир ему и благословение): “…Тогда люди придут к Нуху и попросят его: “О Нух, ты первый Посланник, которого Аллах отправил на землю…” ].

 

Нух является вторым праотцом человечества (после Адама. — Примеч.). Мир им и благословение Аллаха.

 

Уроки, извлекаемые из этой истории:

 

1 Все посланники от Нуха до Мухаммада (мир им и благословение) были едины в своих призывах к искреннему единобожию и отказу от многобожия. Первое, чему учил Нух и другие посланники: “Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него” (Св. Коран, 7:59).

Они утверждали эту основу (в сознании людей. — Примеч.) различными путями.

 

2 Манера призыва и его безупречность. Нух призывал свой народ днем и ночью, втайне и открыто. Он делал это в любое время и в любом состоянии, надеясь, что его призыв будет принят. Нух поощрял их, обещая им благодать этой жизни — большое количество детей, имущества, изобилие в пропитании, а также спасение от наказания, если они уверуют и последуют за ним, и предостерегал их от противного. Он был очень терпелив в своем призыве, как и другие посланники. Нух делал призыв с мягкостью и состраданием, используя всевозможные доводы, чтобы привлечь сердца людей и достичь желаемой цели. Также он показывал им различные знамения и приводил доказательства истинности того, с чем он пришел.

 

3 Сомнения, посредством которых враги посланников пытаются опорочить то, с чем они были посланы, являются пустословием, услышав которое любой разумный человек поймет ложность аргументов неверующих. Так, народ Нуха сказал ему: «…Мы видим, что ты — такой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив. Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас. Напротив, мы считаем вас лжецами» (Св. Коран, 11:27).

 

Вдумайся в их слова, и ты обнаружишь в них самообман, указывающий на то, что этот народ был заблудшим, высокомерным и не желающим принимать истину. Разве их слова “…Мы видим, что ты — такой же человек, как и мы” — могут быть доводом для того, чтобы усомниться в истинности послания? Их слова подразумевают, что любое слово, сказанное человеком из какого бы то ни было источника, является ложью. Также это означает порицание всех наук, применяемых человечеством, ведь из их слов получается, что все они являются ложными. Разве человечество обладает какими-то другими науками, кроме тех, которые люди переняли друг от друга? Эти науки различаются. Однако, самыми великими, правдивыми и полезными для человечества знаниями являются те, что донесли до них посланники, которые получали эти знания посредством божественного откровения.

 

Следующей претензией неверующих является то, что посланники такие же люди, как и они: “…Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас”. Посланники ответили им на это следующим образом: “…Мы — такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей милостью того из Своих рабов, кого пожелает” (Св. Коран, 14:11).

 

Аллах облагодетельствовал посланников и выделил их откровением и пророческой миссией среди всех остальных людей. Поэтому их отказ принять истину по той причине, что она донесена человеком, является одним из самых больших невежеств и недооценкой милости Аллаха.

Милость и мудрость Аллаха требовали того, чтобы посланники были из числа людей, дабы люди могли учиться у них. Таким образом, Аллах облегчил людям путь обучения религии. Люди же, считающие посланников лжецами, не уверовали как в саму милость Аллаха, так и в прямой путь, с которым пришли все посланники.

 

Помимо этого неверующие люди из народа Нуха сказали ему следующее: “Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас” — любому разумному человеку ясно, что истина познается не тем, кто за ней следует, а доводами, указывающими на нее. Эти слова исходят от их высокомерия и гордыни. Высокомерие является самой большой преградой, мешающей человеку постичь истину и последовать за ней. Под “ничтожными” они подразумевали бедняков. Бедность не является пороком. Если же они имели ввиду “ничтожные в своем нраве”, то интуитивно ясно, что это — ложь. В действительности, люди, сказавшие это, сами являются ничтожными.

 

Неужели вера в Аллаха и Его посланников, подчинение Аллаху и Его посланникам, следование истине, воздержание от всего порицаемого являются описаниями ничтожности? И разве люди, совершающие это, могут быть названы ничтожными? Или же все совсем наоборот — ничтожен тот, кто оставил главное свое обязательство в этой жизни — единобожие, поклонение и благодарность одному Аллаху. Также ничтожен тот, чье сердце переполнено высокомерием, которое мешает принять истину, и превозносит раба в своих глазах над другими творениями. Клянусь Аллахом, это больше всего достойно презрения. Однако, этот народ был ослеплен, и единственное, за что они таили злобу к этим благородным людям (последовавшим за Нухом. — Примеч.), было то, что они уверовали в Могущественного и Славного Аллаха.

 

“Но даже они последовали за тобой, не поразмыслив” — этими словами лжецы из народа Нуха хотели сказать, что верующие последовали за Нухом спонтанно, не посоветовавшись и не подумав. Если допустить, что действительно так и было, то это лишь свидетельствует об истинности Послания. Для принятия истины не нужны переговоры с кем-либо из ее последователей, потому что истина переполнена ясными доводами, светом, величием, красотой, искренностью и успокоением. В обсуждении нуждаются скрытые вопросы, подлинность и польза которых тебе не известны. Что же касается веры, свет которой яснее солнца и которая слаще любой вещи, то медлит с ее принятием только высокомерный гордец, подобный этим преступникам и распутникам из народа Нуха.

 

“Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас” — разве в этих словах есть хоть доля справедливости? Они сказали это по своей прихоти, однако в глубине души они знают, что это не так. Эти слова указывают на то, что в их сердцах. Истину следует принимать, невзирая на то, сказал ли ее человек знатный или подчиненный. Истина превыше всего.

 

“Напротив, мы считаем вас лжецами (предполагаем, что вы лжецы)” — известно, что предположения (“зан”) — это самые лживые рассказы (наущаемые сатаной. — Примеч.). Но если бы даже они сказали: “мы знаем, что вы лжецы”, — то все это ложь, которую они сами же измышляют. На что они основываются, обвиняя верующих во лжи?

 

Как видишь, все приводимые ими доводы и аргументы опровергли сами себя. Посланники ответили на них ясными доводами и доказательствами, после чего ни у кого не осталось сомнений в ложности измышлений неверующих.

 

4 К достоинствам посланников и доводам, свидетельствующим об истинности их посланий, относится то, что они абсолютно искренне поклонялись Всевышнему Аллаху, призывали и обучали людей благу. Поэтому они многократно повторяли своим народам следующую фразу: “О мой народ! Я не прошу у вас за это награды, ибо вознаградит меня Тот, Кто создал меня. Неужели вы не разумеете?” (Св. Коран, 11:51).

 

Это же относится к достоинствам людей, следующим за посланниками и подражающим им в этом (то, что они не ждут ничего от людей в своем призыве на пути Аллаха. — Примеч.). За это Всевышний Аллах по Своей Милости возвысит их как в этой жизни, так и в Вечной, даруя им гораздо больше, нежели тем, кто соревнуется в поисках благ этой жизни.

 

5 Характеристиками врагов посланников является то, что они поносят намерения верующих и милости, которые Аллах ниспослал им (верующим), а также клевещут на Аллаха за то, что он не одарил их из Своих благ.

Поэтому Нух сказал своему народу, когда они клялись друг другу перед Аллахом и объединились в порицании верующих: “…Я не говорю тем, которые презренны в ваших глазах, что Аллах не дарует им никакого добра. Аллаху лучше знать о том, что в их душах…” (Св. Коран, 11:31).

 

6 Садясь и спускаясь со средств передвижения, следует просить Аллаха о помощи и поминать Его благословенное имя. Также это следует делать при любых изменениях во время передвижения. Следует премного восхвалять Аллаха и поминать Его, если Он даровал тебе что-либо из Своих благ. В особенности, это следует делать при избавлении от горестей и трудностей.

 

Всевышний Аллах сказал: «Он сказал: “Садитесь на него! С именем Аллаха он будет плыть и останавливаться”» (Св. Коран, 11:41).

 

Он сказал: «А когда ты и те, кто с тобой, сядете в ковчег, скажи: “Хвала Аллаху, Который спас нас от несправедливых людей!”» (Св. Коран, 23:28).

 

Также следует просить Аллаха, чтобы Он сделал место твоей остановки благословенным, например, местность, где ты остановишься во время путешествия, и т.д. То же самое следует делать по прибытию домой (или в свое постоянное место проживания).

 

Доводом на это является аят: «Скажи также: “Господи! Приведи меня к благословенному месту, ведь Ты — Наилучший из расселяющих”» (Св. Коран, 23:29).

 

Претворение в жизнь вышеперечисленного способствует тому, что человеку всегда будут сопутствовать поминание Аллаха, уверенность как во время его движений, так и в спокойствии, сильное упование на Аллаха, благословение Аллаха, без которого раб не может обойтись ни на мгновение и которое является наилучшим спутником для него в любое время.

 

7 Главными причинами, посредством которых человек может приобрести успех в этой жизни — большое потомство, имущество и физическую силу, являются богобоязненность и выполнение обязательств веры. Даже если есть и другие причины, посредством которых можно добиться вышеперечисленных благ этой жизни, однако эти две причины являются наиважнейшими. Также они являются единственными причинами, и нет ничего другого для достижения блаженства Вечной жизни и спасения от наказания.

 

8 Если Аллах посылает всеобщее наказание людям в этой жизни, то от него могут спастись только верующие, а точнее посланники и их последователи. Наказание в таком случае падет на неверующих и тех, кто следовал за ними из числа их потомства, и животных, несмотря на то, что у них нет грехов. Это по той причине, что они находились вместе с неверующими, и когда приходит наказание Аллаха, оно поражает всех их. Пересказы, передаваемые в некоторых “иудейских источниках” (“исраилият”), будто бы Аллах сделал бесплодными народ Нуха или другие народы, на которых должно было пасть Его наказание, дабы дети не были погублены вместе с ними, являются безосновательными.

 

Это противоречит известному положению, которое подтверждается следующими словами Всевышнего: “Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании” (Св. Коран, 8:25).

 

Источник: “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан фи Хуласати Тафсир аль-Кур`ан”, стр. 181.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: