По дисциплине «политология»

Ст. препод. Кандауров Б.И.

ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

1. Политика и политическая деятельность тесно взаимосвязаны с другими сферами жизни общества, в том числе и с экономической. В марксистской социологии утверждается, что экономика определяет все остальные сферы жизни общества и, в первую очередь, политику. Приведите аргументы, которые могут опровергнуть данную точку зрения.

2. Опишите политический портрет Президента или политического лидера на ваш выбор.

3. Выделите основные постулаты теории общественного договора Ж.-Ж.Руссо, который утверждал, что «… в соответствии с общественным договором человек теряет естественную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает».

4. Каким формам правления, согласно Ш. Монтескье, соответствуют следующие ведущие принципы: «честь», «политическая добродетель», «страх». Приведите развернутое обоснование своего ответа.

5. Французский мыслитель Б. Констан утверждал, что «политическая свобода есть самое мощное, самое решительное средство совершенствования, ниспосланное нам небесами». Как Вы считаете, чем определяется такой вывод философа? Свой ответ аргументируйте.

6. Сформулируйте основные причины, предпосылки и результат революций 2004 и 2013 г. в Украине. Оформить в таблице.

7. Суть права народов на самоопределение, как одного из основных принципов международного права и его нарушение или исполнение в ходе конфликта на Украине.

8. Историческая принадлежность Донбасса. Оформить в виде таблице, использую различные источники (ссылки на сайты и книги привести в таблице).

9. Историческая принадлежность Крыма. Оформить в виде таблице, использую различные источники (ссылки на сайты и книги привести в таблице).

10. Согласно трактовке политолога Р. Даля, ресурсы власти представляют собой «все то, что индивиды или группы могут использовать для влияния на других». Какой из ресурсов государственной власти является универсальным, т. е. «ресурсом всех ресурсов» и почему? Свой ответ поясните.

11. Классик политической социологии М. Вебер указывал, что «государство является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие». В чем сущность данного определения государства?

12. Каковы отличительные принципы правового государства? Перечислите их и дайте краткую характеристику. Обозначьте фундаментальный принцип правового государства. Свой выбор обоснуйте.

13. Каковы основные признаки и задачи современных типов политических партий, выделенных Дюверже М., Ж.Шарло и Дж.Сартори?

§ кадровые партии;

§ массовые партии;

§ партии избирателей.

14. Почему, по мнению известных политологов М. Вебера, А. Лоуэлла, М. Дюверже, политические партии как институт представительства интересов являются неотъемлемым атрибутом, без которого немыслимо функционирование демократической политической системы? Свой ответ поясните.

15. Какие факторы влияют на выбор политического режима? Ш.Монтескье связывал это с размерами государства, указывал, что «демократическое правление более пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших». Насколько прав по Вашему мнению, французский мыслитель?

16. А. Линкольн определил демократию как «правление народа, избранное народом и для народа». Соотнесите это выражение с современной политической практикой. Докажите его актуальность.

17. Американский политолог Р.Даль называет полиархию типом политического режима. Чем полиархия отличается от политического режима. Ответ аргументируйте.

18. Выделите и оформите в таблице виды правления, выделенные Платоном, Аристотелем, Руссо и Макиавелли. В чем схожесть и разница.

19. В работе К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» выделены 6 признаков тоталитарного режима. Проиллюстрируйте их примерами из истории Германии 30-40-ых гг., Италии 20-40-ых гг., СССР 30-50-ых гг., других тоталитарных режимов.

20. Что такое «циркуляция элит» и почему она необходима? Каковы механизмы формирования и обновления элит в обществе? Свой ответ сформулируйте на основе классических работ по элитологии.

21. В чем сущность «железного закона олигархии», сформулированного немецким социологом Р. Михельсом? Каковы объективные основы олигархизации элит, по мнению исследователя?

22. Д. Истон, американский политолог, отметил, что «каждое общество не может продолжать существовать само по себе, оно сохраняется только в том случае, если ему предписывается какой-то минимум поведенческих норм». Насколько верно это утверждение. Свой ответ аргументируйте.

23. Прокомментируйте тезис немецкого политолога М.Вебера: «Интересы (как материальные, так и духовные), а не идеи определяют действия людей». Тем не менее «представления о мире», созданные этими идеями, очень часто могут влиять на направление развития интересов». Выразите обоснованное отношение к этому суждению.

24. Один из авторов мотивационных теорий политического участия (деятельности) А. Маслоу выделил «пирамиду» потребностей (мотивов) личности, влияющих на политическое поведение личности, среди которых названы физиологические, потребность в безопасности, в любви и дружбе, в самоутверждении и самореализации. Объясните влияние данных мотивов на изменение политического поведения личности в современном обществе. Ответ проиллюстрируйте примерами.

25. Макс Вебер выделил четыре типа социальных действий: а) целерациональные; б) ценностно-рациональные; в) традиционные; г) аффективные. Опираясь на эту типологию, приведите примеры таких действий в политике и дайте им краткую характеристику.

26. Для массового политического поведения характерен феномен толпы. Какие наиболее опасные свойства и признаки этого скопления людей обозначены в выражении французского социолога Г. Тарда: «Для толпы нет середины между проклятием и благоговением, презрением и восторгом, между криками «да здравствует!» и «на виселицу!».Свой ответ аргументируйте.

27. Какова сущность и причины абсентеизма в современных странах? Ответ подтвердите примерами.

28. В статье 21 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. говорится: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Используя содержание данного документа, поясните, посредством соблюдения каких процедур и правил должны обеспечиваться демократические выборы.

29. Что такое референдум? В чем его отличие от выборов? Приведите исторические примеры референдумов.

30. Распри и раздоры в обществе, массовое недовольство и восстания, по мнению философа Б.Спинозы, приводят к изменению формы государства. «Поэтому необходимо установить верховную власть таким образом, чтобы все, как правители, так и управляемые, действовали в соответствии с общим благом, хотят они этого или нет, чтобы все понуждались жить по предписанию разума». Как Вы думаете, можно ли реализовать этот идеал философа? Свой ответ аргументируйте.

31. Английский философ-моралист Э.Шефтсбери считал, что политического кризиса можно избежать посредством морального совершенствования человека. «Будь добр, воспитан, человеколюбив и жизнь общества будет сплошной гармонией». Можно ли согласиться с мнением философа? Свой ответ аргументируйте.

32. Чем характеризуется политический кризис? Какие типы кризисов выделяют в политологии? Перечислите основные из них и дайте краткое описание.

33. Какую роль в урегулировании конфликтов играют «компромисс», «консенсус» и «концессия»? Поясните содержание этих способов урегулирования конфликтов. Свой ответ подтвердите историческими примерами.

34. В чем состоит взаимосвязь политической идеологии и политической пропаганды? Чем отличается политическая идеология от пропаганды?

35. Возможно ли создание политической идеологии на основе «общечеловеческих ценностей»? Свой ответ аргументируйте.

36. Обозначьте основные ценности идеологии либерализма и принципы их реализации. Каковы предпосылки появления неолиберализма? Дайте развернутый ответ.

37. Охарактеризуйте главные ценности консерватизма как идеологии и принципы их осуществления. В чем особенности неоконсервативной идеологии? Дайте аргументированный ответ.

38. Сравните социализм и социал-демократизм. В чем сходство и основные отличия данных идеологий? Приведите доказательный ответ.

39. Почему СМИ являются составным элементом политической системы общества? Свой ответ обоснуйте.

40. СМИ называют «четвертой властью». Приведите доказательные аргументы данного утверждения.

41. Каково значение выражения, в котором утверждается, что «вместо политической цензуры возникает цензура информационная; то, что не попало в масс-медиа, практически не влияет на жизнь общества»?

42. Сущность, особенности создания, значение и основные классификации политических партий. Основные виды политических партий в России.

43. Древнегреческий историк Фукидид писал: «Для граждан гораздо полезнее, когда процветает все государство в целом, а не когда отдельные люди процветают, целое же разрушается». Как это высказывание связано с понятием социального государства? Свой ответ аргументируйте.

44. Древнеримский философ Цицерон указывал: «Благополучие народа да будет высшим законом». Каково значение этого постулата для теории и практики современного социального государства? Свой ответ подтвердите примерами.

45. Дайте детальную характеристику конфликтам, произошедшим в Приднестровье, Карабахе, Абхазии и Донбассе. Оформите в форме таблицы выделив основные критерии для сравнения.

46. Каковы особенности политической модернизации в современных постсоциалистических государствах? Какие типы модернизации в них преобладают? Ответ проиллюстрируйте примерами.

47. Американский психоаналитик Г. Лассуэл понимал политическую социализацию как процесс перехода «от чувства неполноценности к богоподобному превосходству». Как вы считаете, в какой мере данный подход раскрывает природу политической социализации? Ответ обоснуйте.

48. Как вы считаете, вовлеченность личности в политику уменьшается по мере удовлетворения ее политических потребностей или, наоборот, возрастает? Дайте развернутый обоснованный ответ.

49. Решающим фактором политической социализации индивида В.И. Ленин считал знания. «…Безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо обучить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, но не политика.» Чем обусловлена большая роль политических знаний в процессе политической социализации? Свой ответ поясните.

50. Политологи Д. Истон и Дж. Деннис выделили 4 этапа политической социализации: политизация, персонализация, идеализация и институционализация. Дайте краткую характеристику каждого из этих этапов, укажите их отличительные признаки.

51. Проведите сравнительный анализ основных моделей политической социализации, обозначенных американским политологом Р.Мерелманом, (системная, гегемонистская, плюралистическая, конфликтная) и соотнесите их с конкретными типами политических систем.

52. Важнейшей функцией политической культуры выступает политическая социализация. В чем заключается содержание этой функции? Какова взаимосвязь политической социализации и политической культуры?

53. Французский философ Ж. Ж. Руссо писал: «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам». В чем заключается главная идея этого философского высказывания? Проиллюстрируйте свои рассуждения доказательными примерами.

54. Философ Л. Залусский определял политику как «науку управления государством». Объясните данное определение и докажите его объективность и актуальность.

55. Классик теории управления А. Файоль определил следующие операции управления: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Проанализируйте связь данного определения с функциями государства.

56. Как в современной политической науке трактуется понятие «глобальное гражданское общество»? Каковы его основные институты? Дайте аргументированный ответ.

57. Одной из глобальных проблем современного мира Ортега-и-Гассет назвал проблему «жизненной дезориентации» индивида. В чем сущность этой проблемы? Каковы пути ее разрешения?

58. По мнению Р. Дарендорфа, «кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм в противники». Какова взаимосвязь этого высказывания с международной и внешней политикой? Дайте обоснованный ответ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: