Структурный и функциональный анализ эго-состояний


Структурный анализ лежит в основе транзакционного анализа, анализа игр и сценариев. Исходя из принципов классического психоанализа, Берн, прежде чем приступить к исследованию межличностных отношений, сосредоточил свое внимание на внутренних психических процессах. Хотя Берн и отказался от фрейдистских ярлыков, его способ концептуализации личности сохраняет сильную связь с психоанализом. Согласно теории Берна, личность состоит из трех отдельных функциональных структур, известных как состояния Я. Каждое состояние Я представляет особый паттерн мышления, чувств и поведения, их выделение основано на трех аксиоматических положениях (Berne, 1961):


  • Каждый взрослый человек когда-то был ребенком. Этот ребенок в каждом из нас представлен состоянием Я, обозначаемым как Ребенок.*

  • Каждое человеческое существо, имеющее нормально развитый мозг, потенциально способно к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать получаемую извне информацию и принимать разумные решения относится к состоянию Я, обозначаемому как Взрослый.

  • У каждого индивида, дожившего до зрелого состояния, были или есть родители или лица, которые их заменили. Родительское начало внедряется в каждую личность и принимает вид состояния Я, обозначаемого как Родитель.


Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.

^ Ребёнок – это эмоциональное начало человека, которое проявляется в двух видах. Свободный Ребёнок включает в себя импульсы, присущие ребёнку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлечённость и изобретательность. Он придаёт человеку обаяние и теплоту, но в то же время является источником капризов, обид, легкомыслия, упрямства и эгоцентризма. Адаптированный Ребёнок – это та часть личности, которая желает быть принятой родителями и уже не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребёнка характерна конформность, неуверенность в общении, стыдливость. Бунтующий Ребёнок, иррационально отвергающий авторитеты и нормы, нарушающий дисциплину. Эго-состояние Ребенок, не совпадает с Оно, как может показаться. В то время как подсознательное Оно является гипотетическим понятием, Ребенок поддается наблюдению и легко может стать предметом сознательного восприятия.

Родитель – это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы. С одной стороны, Родитель представляет собой набор полезных и проверенных временем правил, а с другой –предрассудки и предубеждения. Это эго-состояние бывает двух видов: Критический родитель (представляет запреты, санкции) и Заботливый Родитель (представляет советы, поддержку, опёку).

Взрослый – это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.

С целью представления профиля личности, эго-состояния в традиции трансактного анализа условно можно отобразить на рисунке, который называется эгограммой.

Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём изучения вербальных и невербальных компонент поведения.

 

    Вербальные признаки Поведенческие (невербальные) признаки
  ^ Спонтанный ребенок Импульсивные восклицания: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; просто замечательно!" ерзание взволнованность поддразнивание выражение восторга быстрый и громкий голос
РЕБЕНОК ^ Приспосабливающийся ребенок Уступчивые боязливые выражения "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности" обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д. непроизвольные поеживания, потупленный взор, пожимание плечами, дрожание руки и губ, покраснение, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая
  ^ Бунтующий ребенок Эгоцентричные выражения, протест: хочу, не могу, не буду, а мне какое дело, ты будешь жалеть, не знаю и знать не желаю и т.д.; закатывание глаз, сердитое и упрямое молчание, злорадность, и т.д.
ВЗРОСЛЫЙ   Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения В утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д. поза прямая, лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.
РОДИТЕЛЬ ^ Критический родитель Грозит, критикует, приказывает Критические замечания: итак, запомни, прекрати, я бы на твоём месте, милый мой, должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); ^ Оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный. нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи, указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный,
  ^ Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает Выражения типа: “я должен”,"это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все тебе поможем" поглаживание другого по голове, похлопывание по спине, щеке; тон голоса сочувствующий.

Таблица ЭГО-СОСТОЯНИЯ и типичные способы поведения и высказывания
^

Анализ трансакций.


Трансакция - это единица общения, обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия выражаются в вербальных или невербальных проявлениях. Трансакция состоит из стимула со стороны одного человека и соответствующей реакции другого.

Различают трансакции параллельные (дополнительные), перекрёстные и скрытые. При параллельной трансакции ожидания людей, которые контактируют между собой, соответствуют взаимным ожиданиям и отвечают здоровым человеческим отношениям.

^ Муж: «Где мои брюки?» (Взрослый)

Жена: «В комнате на стуле» (Взрослый)

Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями.

При перекрёстной трансакции на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Такие трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться конфликтом.

^ Муж: «Где мои брюки?» (Взрослый)

Жена: «Куда положил, там и возьми» (Родитель)

Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Именно это составляет суть психологических игр. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают.

Трансакция может производиться на двух уровнях – социальном и психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на психологическом уровне они содержат скрытые мотивы. Мужчина, который пользуется своим Взрослым состоянием Я, когда предлагает женщине "зайти, выпить по рюмочке", на самом деле передает ее Ребенку от своего Ребенка нечто другое.

Э. Берн приводит примеры угловой трансакции, в которой участвуют три эго-состояния и пишет, что в ней особенно сильны продавцы. Например, Продавец предлагает покупателю дорогой вид товара со словами: “Эта модель получше, но она вам не по карману”, на что покупатель даёт ответ: “Вот её-то я и возьму”.

Продавец на уровне Взрослого констатирует факты (что модель лучше и что она не по карману покупателю), на что покупатель должен был бы дать ответ на уровне Взрослого – что продавец безусловно прав. Но поскольку психологический вектор был умело направлен Взрослым продавца к Ребёнку покупателя, отвечает именно Ребёнок покупателя, желая продемонстрировать, что он вовсе не хуже других.
^


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: