Содержание учебного предмета, курса

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Работа по учебно-методическому комплексу примерной программы основного общего образования УМК «Информатика и ИКТ» под ред. проф. Н.В. Макаровой (Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Учебник /Под ред. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008, Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред. Н. В. Макаро­вой. - СПб.: Питер, 2008) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.

Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении информатики и ИКТ:

 

№ п/п Разделы учебного предмета Требования к результатам освоения программы Научится Получит возможность научиться
1. Глава 1. Программное обеспечение информационных технологий. Личностные Саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; критически мыслит, умеет распознавать логически некорректные высказывания, отличает гипотезу от факта.  
Метапредметные    
- познавательные УУД Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; обозначать символом и знаком предмет и/или явление; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.  
- регулятивные УУД Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;  
- коммуникативные УУД Формировать и развивать культуру письма; совершенствовать культуру речи; обогащать словарный запас.  
    - формирование ИКТ компетентности Выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы с различными экранами.  
Предметные Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем; выполнять основные операции с файлами и папками; оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме. Исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд.
2. Глава 2. Техническое обеспечение информационных технологий. Личностные Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимает смысл поставленной задачи, выстраивает аргументацию, приводит примеры и контр примеры; демонстрировать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.  
Метапредметные    
- познавательные УУД Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.  
- регулятивные УУД Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.  
-коммуникативные УУД Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.  
    - формирование ИКТ компетентности Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.  
Предметные Анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; определять основные характеристики операционной системы; планировать собственное информационное пространство. Систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства; систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий.

Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. Программное обеспечение информационных технологий. Алгоритмы. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.
Формы представления алгоритма. Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм. Вспомогательный алгоритм. Стадии создания алгоритма.
Представление о программе. Классификация программ. Исполнитель алгоритма. Понятие программы. Подходы к созданию программы.
Классификация программного обеспечения. Системная среда Windows. Назначение системной среды Windows. Представление о файле. Представление о папке. Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Приложение и документ. Организация обмена данными. Общая характеристика прикладной среды.
Роль и назначение прикладной среды. Особенности прикладных сред Windows. Структура интерфейса прикладной среды. Редактирование документа. Форматирование документа. Общая характеристика инструментов прикладной среды.

Раздел, темы учебного курса Количество часов на раздел Формы контроля
Раздел 1. Программное обеспечение информационных технологий.Алгоритмы. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы представления алгоритма. Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм. Вспомогательный алгоритм. Стадии создания алгоритма. Представление о программе. Классификация программ. Исполнитель алгоритма. Понятие программы. Подходы к созданию программы. Классификация программного обеспечения. Системная среда Windows. Назначение системной среды Windows. Представление о файле. Представление о папке. Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Приложение и документ. Организация обмена данными. Общая характеристика прикладной среды. Роль и назначение прикладной среды. Особенности прикладных сред Windows. Структура интерфейса прикладной среды. Редактирование документа. Форматирование документа. Общая характеристика инструментов прикладной среды. 29   Практическая работа. Фронтальный опрос. Контрольная работа по теме «Программное обеспечение информационных технологий».
Раздел 2. Техническое обеспечение информационных технологий. Компьютер как средство обработки информации. Микропроцессор. Устройства памяти. Назначением основные характеристики памяти. Внутренняя память. Внешняя память. Устройства ввода информации. Классификация устройств ввода. Клавиатура. Манипуляторы. Сенсорные устройства ввода. Устройства сканирования. Устройства распознавания речи. Устройства вывода. Классификация устройств вывода. Мониторы. Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового вывода. Взаимодействие устройств компьютера. Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата. Системная шина. Порты. Прочие компоненты системной платы. Представление об открытой архитектуре компьютера. Аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Виды компьютерных сетей. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Назначение сетевых адаптеров. Назначение модема. Роль протоколов при обмене информацией в сетях. Логические основы построения компьютера. Основные понятия алгебры логики. Логические выражения и логические операции. Составление таблиц истинности по логической формуле. Некоторые законы булевой алгебры. Определение логического выражения по таблице истинности. Логические элементы и основные логические устройства компьютера. История развития компьютерной техники. Счетно-решающие средства до появления ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Второе поколение ЭВМ. Третье поколение ЭВМ. Четвертое поколение ЭВМ Классификация компьютеров по функциональным возможностям. Класс больших компьютеров. Серверы. Суперкомпьютеры. Класс малых компьютеров. Персональные компьютеры. Портативные компьютеры. Промышленные компьютеры. Перспективы развития компьютерных систем.   Практическая работа. Фронтальный опрос. Контрольная работа по теме «Техническое обеспечение информационных технологий».

3.Календарно-тематическое планирование

№ п/п Раздел учебного курса, тема урока Количество часов Дата Вид учебной деятельности Предметные компетенции Виды учебной деятельности обучающихся с ОВЗ
Программное обеспечение информационных технологий. 17 часов.
1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.   05.09 Работа с книгой. Слушание объяснений учителя. Понятие алгоритма, свойства алгоритма, различные формы представления алгоритма, формировать умение представлять алгоритм в различных формах развитие навыка работы с информацией. Работа с книгой. Слушание объяснений учителя.
  Формы представления алгоритмов. Линейный алгоритм.   08.09 Слушание объяснений учителя. Работа с учебником Слушание объяснений учителя. Работа с учебником
  Разветвляющий алгоритм.   12.09 Слушание и анализ выступлений своих товарищей, ответы на вопросы, решение задач Слушание и анализ выступлений своих товарищей, ответы на вопросы, решение задач
  Циклический алгоритм.   15.09 Просмотр презентаций. Работа с раздаточным материалом Просмотр презентаций. Работа с раздаточным материалом
  Вспомогательный алгоритм.   19.09 Слушание объяснений учителя. Работа с учебником Слушание объяснений учителя. Работа с учебником
  Стадии создания алгоритма.     22.09 Практическая работа Практическая работа
  Классификация программного обеспечения   26.09 Слушание и анализ выступлений своих товарищей, ответы на вопросы, решение примеров Слушание и анализ выступлений своих товарищей, ответы на вопросы, решение примеров
  Исполнитель алгоритма. Понятие программы. Подходы и создание программы.   29.09 Просмотр презентаций. Работа с раздаточным материалом Просмотр презентаций. Работа с раздаточным материалом
  Представление о файле. Представление о папке.   3.10 Просмотр презентаций. Назначение и особенности системной среды Windows. Файл, Просмотр презентаций.
  Программа Проводник и его объекты.   6.10 Слушание объяснений учителя. Работа с учебником Роль программы Проводник. Особенности графического интерфейса в среде Windows. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником
  Приложение и документ. Организация обмена данными.   10.10 Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Просмотр презентаций Буфер обмена и его назначение. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Просмотр презентаций
  Роль и назначение прикладной среды.   13.10 Работа с раздаточным материалом Работа с раздаточным материалом
  Особенности прикладных сред Windows. Структура интерфейса прикладной среды.   17.10 Работа с книгой. Слушание и анализ выступлений своих товарищей, ответы на вопросы Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, проверка правописания и автозамена, сохранение исправлений. Параметры страниц. Работа с книгой. Слушание и анализ выступлений своих товарищей, ответы на вопросы
  Редактирование документа.   20.10 Практическая работа Практическая работа
  Форматирование документа.   28.11 Работа с книгой. Слушание и анализ выступлений своих товарищей, ответы на вопросы Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и интервалы абзацев. Работа с книгой. Слушание и анализ выступлений своих товарищей, ответы на вопросы
  Контрольная работа по теме «Информационная картина мира».   24.10 Систематизация знаний. Систематизация знаний.
  Общая характеристика инструментов прикладной среды.   27.10 Слушание объяснений учителя. Работа с учебником Слушание объяснений учителя. Работа с учебником
Освоение среды табличного процессора. 6 часов.
  Общая характеристика табличного процессора.   7.11 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблиц. Способы создания Порядок вычислений в таблице.   Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Создание и редактирование табличного документа.   10.11 Самостоятельная работа. Самостоятельная работа.
  Форматирование табличного документа.   14.11 Самостоятельная работа. Самостоятельная работа.
  Использование функций и логических формул.   17.11 Индивидуальная работа.     Уметь использовать в формулах функции, задавать формулы с логическими функциями, изменять условия в логических функциях. Индивидуальная работа.    
  Представление данных в виде диаграмм.   21.11 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Создавать различные типы диаграмм, форматировать объекты диаграмм, изменять размеры диаграмм. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Контрольная работа по теме «Освоение среды табличного процессора».   24.11 Систематизация знаний. Освоение среды табличного процессора. Систематизация знаний.
Освоение системы управления базой данных. 6 часов.
  Общая характеристика системы управления базой данных.   28.11 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Создавать и редактировать базы данных; заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных; создание и редактирование формы; осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы; реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов; реализация запросов со сложными условиями выборки. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Общая характеристика системы управления базой данных.   1.12 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Создание структуры базы данных и заполнение её данными.   05.12 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Создание формы базы данных.   8.12 Групповая работа Групповая работа
  Работа с записями базы данных. Разработка отчёта для вывода данных.   12.12 Индивидуальная работа. Индивидуальная работа.
  Контрольная работа по теме «Освоение системы управления базой данных».   15.12 Систематизация знаний. Систематизация знаний.
Техническое обеспечение информационных технологий. 31 час.  
  Компьютер как средство обработки информации. Микропроцессор.   19.12 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Назначение аппаратного обеспечения компьютера. Состав базового комплекта компьютера. Понятие производительности компьютера. Память компьютера и её соотношение с памятью человека. Характеристики памяти. Структура и особенности внутренней памяти. Наиболее распространённые типы внешней памяти компьютера и их назначение. Назначение и классификация устройств ввода. Основные поля клавиатуры. Характеристики манипулятора. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Назначение и основные характеристики памяти. Внутренняя память.   22.12 Слушание объяснение с презентацией. Слушание объяснение с презентацией.
  Внешняя память.   26.12 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Классификация устройств ввода. Клавиатура. Манипуляторы.   29.12 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Сенсорные устройства ввода. Устройства сканирования. Устройства распознавания речи.   16.01 Практическое задание на компьютере.   Практическое задание на компьютере.
  Классификация устройств ввода. Мониторы.   19.01 Практическое задание на компьютере.   Практическое задание на компьютере.
  Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового ввода.   23.01 Индивидуальная работа.   Индивидуальная работа.
  Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата.   26.01 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.   Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Порты. Прочие компоненты системной платы. Представление об открытой архитектуре компьютера.   30.01 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.   Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Виды компьютерных сетей.   2.02 Индивидуальная работа.   Индивидуальная работа.
  Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Назначение сетевых адаптеров.   6.02 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа Обмен информацией между компьютерами. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Назначение сетевых адаптеров. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа
  Назначение модема. Роль протоколов при обмене информацией в сетях.   9.02 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Назначение модема. Роль протоколов при обмене информацией в сетях. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Основные понятия алгебры логики.   13.02 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Основные понятия алгебры логики. Групповая работа.
  Логические выражения и логические операции. Инверсия.   16.02 Индивидуальная работа. Общее представление. Операция НЕ – логическое отрицание (инверсия). Индивидуальная работа.
  Логические выражения и логические операции. Дизъюнкция.   20.02 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Операция ИЛИ – логическое сложение (дизъюнкция, объединение). Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Логические выражения и логические операции. Импликация и эквивалентность.   23.02 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Операция «ЕСЛИ – ТО» - логическое следование (импликация). Операция «А тогда и только тогда, когда В» (эквивалентность, равнозначность). Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Логические выражения и логические операции.     27.02 Систематизация знаний. Операция «ЕСЛИ – ТО» - логическое следование (импликация). Операция «А тогда и только тогда, когда В» (эквивалентность, равнозначность). Систематизация знаний.
  Составление таблиц истинности по логической формуле.   2.03 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Составление таблиц истинности по логической формуле. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Составление таблиц истинности по логической формуле.   6.03 Самостоятельная работа Составление таблиц истинности по логической формуле. Самостоятельная работа
  Некоторые задания булевой алгебры.   9.03 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Некоторые законы булевой алгебры. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Определение логического выражения по таблице истинности.   13.03 Самостоятельная работа. Нахождение логической формулы. Самостоятельная работа.
  Логические элементы и основные логические устройства компьютера   16.03 Самостоятельная работа. Представление о логическом элементе. Проектирование логических схем. Самостоятельная работа.
  Счётно – решающие средства до появления ЭВМ. Первое поколение ЭВМ.   20.03 Индивидуальная работа.     Счётно – решающие средства до создания ЭВМ. Элементная база и как её изменение влияло на создание новых типов ЭВМ. Индивидуальная работа.    
  Второе поколение ЭВМ. Третье поколение ЭВМ. Четвёртое поколение ЭВМ.   23.03 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Второе поколение ЭВМ. Третье поколение ЭВМ. Четвёртое поколение ЭВМ. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Классификация компьютеров по функциональным возможностям   3.04 Слушание объяснение с презентацией. Классификация компьютеров по функциональным возможностям. Слушание объяснение с презентацией.
  Класс больших компьютеров. Серверы. Суперкомпьютеры.   6.04 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Группа серверов и их назначение. Группа суперкомпьютеров и их назначение. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Класс малых компьютеров. Персональные компьютеры. Портативные компьютеры. Промышленные компьютеры.   10.04 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Характеристики и назначение персональных компьютеров. Характеристики и назначение портативных компьютеров. Предназначение промышленных компьютеров. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Перспективы развития компьютерных систем.   13.04 Практическое задание на компьютере. Основные тенденции развития компьютеров. Причины, обуславливающие эти тенденции. Практическое задание на компьютере.
  Зачёт по теме «Техническое обеспечение информационных технологий».   17.04 Практическое задание на компьютере. Техническое обеспечение информационных технологий. Практическое задание на компьютере.
  Контрольная работа по теме «Техническое обеспечение информационных технологий».   20.04 Систематизация знаний.   Систематизация знаний.
Возможности интернета. 6 часов.
  Возможности Интернета.   24.04 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами, знать назначение основных технических и программных средств. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Среда браузера Internet Explorer. Поиск Информации в сети Интернет.   27.04 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Язык разметки гипертекста HTML.     01.05 Индивидуальная работа. Индивидуальная работа.
  WEB – страница с графическими объектами.   4.05 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа Уметь включать в WEB – страницу графический объект, задавать графическому объекту необходимый формат, Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа
  WEB – страница с гиперссылками.   8.05 Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа. Вставлять гиперссылки в WEB – страницу. Составлять и отправлять электронное письмо. Слушание объяснение с презентацией, индивидуальная работа.
  Мир электронной почты.   11.05 Групповая работа. Групповая работа.
  Итоговое занятие   15.05 Индивидуальная работа.   Индивидуальная работа.

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кружилинская средняя общеобразовательная школа»

 

«Утверждаю» Директор МБОУ «Кружилинская СОШ» Приказ от 31.08.2016 г. № 101 _______________ В.В. Горин

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике

Уровень общего образования: основное общее образование

Класс: 9

Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования УМК «Информатика и ИКТ» под ред. проф. Н.В. Макаровой (Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Учебник /Под ред. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008, Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред. Н. В. Макаро­вой. - СПб.: Питер, 2008)

Количество часов: 66

Учитель: Гасанов Курбан Гасанович

2017-2018 учебный год.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: