О страсти к осуждению

КАК НЕ ОСУЖДАТЬ ЛЮДЕЙ

Инструкция по применению

О СТРАСТЯХ


Как действует грех?
Грех-это поступок, противоречащий Законам Бога. Склонность к совершению определенного греха рождает страсть. Страсть-это болезнь души. Порок-хроническая болезнь души в крайней своей стадии. Человек может стать рабом страстей и теряет возможность управлять собой.
Мы находимся в Церкви и все больны грехом. Почему не обращаем на грехи внимание? От беспечности к себе.

Как бороться со страстями?
- сразу со всеми страстями бороться невозможно. Надо выбирать одну страсть и долбить ее, пока из себя не исторгнем
- заниматься только собой
Единственный порочащий Церковь порок происходит от нас же самих. Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя самого, а не других. Если ты исправишь самого себя, то сразу же исправится частичка Церкви. И понятно, что если бы так поступали все, то Церковь была бы приведена в полный порядок
Серафим Саровский-стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся
Каждый да внимает себе и своим грехам. Одному Богу принадлежит (власть) оправдывать и осуждать, поскольку Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа, и иначе правителя, иначе дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все дела сии? Только Один, сотворивший всех, все создавший, и все ведущий (авва Дорофей)
- о влиянии духовных сущностей
Кто вредит душе, тот содействует и помогает демонам, а кто приносит ей пользу, тот помогает святым ангелам.

О СТРАСТИ К ОСУЖДЕНИЮ


Видеть грехи другого-есть только гнилой виноград. Мыть одежду грязной водой.

Что это?
- главное направление работы над собой
Кажется что в этом нет ничего особенного, это происходит с нами постоянно и есть нерадение о такой мелочи.
Осуждение и злословие-самые страшные грехи, они сильнее, чем любой другой грех, удаляют благодать Божию (ПаисийСвятогорец)
Как мирскому человеку, живя среди суеты и заботы, имея жен и детей, можно спастись? Не осуждайте ближнего. (Иоанн Лествичник)
Не осуждайте и не будете осуждены. Лк.6:37
Ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление от Бога, как злословие, или осуждение, или уничижение ближнего.
Ничто так не ненавистно Богу, как осуждение, потому что Бог праведен, а осуждение исполнено несправедливости (ПаисийСвятогорец)
Стяжая добродетель неосуждения, мы сокрушаем гордыню в своем сердце. Гордыня-это цитадель всех пороков и страстей (ПаисийСвятогорец)
- осуждение лишает благодати
Осуждение становится препятствием в молитве. От осуждения Благодать Божия сама собой отходит, и в твоих отношениях с Богом появляется холодность. Сердце превращается в лед, в камень (ПаисийСвятогорец)
-осуждая другого, берешь на себя его грехи
Через это Господь тебя смиряет и показывает, чего ты на самом деле стоишь
Осуждающий другого, закрепляет за собой свои грехи (Марк Подвижник) Ходишь на исповедь, а грехи не меняются
"Злой раб! Ведь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя" Мф, 18:32-33
Лицемер, вынь прежде бревно из ока твоего, и тогда увидишь, как вынуть сучок из очей брата твоего Лк 6:42
Фарисей сужден не за то, что благодарил Бога, исчисляя свои добродетели, а за то, что осудил мытаря Лк. 18:11
- часто это может быть не то, что ты думаешь
Даже если ты своими глазами видишь, как человек согрешает, ты и тогда не верь своим глазам, часто и они обманывают. Бесы ссорят людей через взаимную подозрительность и гордость
Я знаю людей, которые намеренно творят бесчинства, для того чтобы их злословили те, кто к себе невнимателен.
Или, возможно, сестра уж покаялась за свое поведение, а ты ее все осуждаешь. В глазах людей она выглядит униженно, но в глазах Бога высоко (ПаисийСвятогорец)
- отчего впадаем в осуждение?
От того, что в нас нет любви. Если бы имели любовь, то с соболезнованием и состраданием смотрели бы на недостатки ближнего, как сказано "любовь покрывает множество грехов" (1Пет.4:8). "Любовь не мыслит зла: все покрывает" 1 Кор 13:5 (авва Дорофей)
Из-за недостатка любви и из-за презрения. Когда у тебя нет любви, то нет и снисходительности к чужим ошибкам, ты мысленно унижаешь и оскорбляешь других. Потом приходит бес, подталкивает их к новой ошибке, ты видишь ее, осуждаешь их опять, а потом начинаешь относится с презрением (ПаисийСвятогорец)
Потому что смотришь на других. Любопытствуешь и хочешь знать, что делает одна сестра или другая. Собираешь материал, чтобы бесу было чем заниматься и ввергать тебя в осуждение (ПаисийСвятогорец)
Ты видишь недостатки других, потому что не видишь свои собственные
От самомнения, то есть от гордости и от склонности к самооправданию (ПаисийСвятогорец)
- если эту страсть лечишь, Господь посылает мир и покой в душу


Симптомы болезни
Отсутствие видения своих грехов, самооправдание, фокус на грехах других
- я более чистый, чем другие. Они-грешники
Наихудший вид греха-не признавать что ты грешен (КесарийАрелатский)
Есть страсть к самооправданию: как же не осуждать других, если я вижу, что они грешат
Господь дал нам способность видеть грехи, чтобы мы использовали ее по отношению к себе. К своим грехам надо быть жестким и беспощадным, себя надо судить. Дьявол все извратил. В результате свою способность суждения мы обращаем на других, а способность к оправданию, которую Господь дал, чтобы мы ее на других обращали, наоборот, обращаем на себя.
Один брат спросил авву Пимена: как может человек достичь того, чтобы не говорить плохо о ближнем? Старец сказал: "Мы и братья наши как две картины. Если человек видит свои недостатки, то брат кажется ему совершенным, а если сам он кажется себе совершенным, то брата считаем недостойным (достопамятные сказания)
Мы никогда не осуждаем лишь одного человека-себя, любимого
- это признак гордыни
Судить человека соблазнившегося есть знак гордости, а гордым Бог противится
Кто строго расследует чужие грехи, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным (Иоанн Златоуст)
- особенно осуждаю грехи иерейские и архиерейские
Дьявол ловит через осуждение священников много людей, которые уже пришли в Церковь
- осуждение, это не рассуждение. Степени осуждения
Рассуждение-это способность точно и верно постигать Божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи (Иоанн Лествичник). Это не привычка рассуждатьо чужих грехах. Эсли хочешь обсудить грехи-расскажи о своих. Об этом можно разговаривать сколько угодно
Порицать-значит сказать о ком-то, такой-то солгал или разневался, или впал в блуд или что-то подобное
Злословить-сказать пристрастно о его согрешении "О, худо он сделал!"
Осуждать-сказать, такой-то лгун, гневлив, блудник. То есть осудить само расположение души его, произнести приговор о всей его жизни
Уничижение-когда человек не только осуждает другого, но и презирает его, т.е.гнушится ближним и отвращается от него, как от некой мерзости; это хуже осуждения и гораздо пагубнее (авва Дорофей)


Как это лечить

- осуждать себя за грехи, оправдывать других и жалеть
Если ты увидишь, как человек согрешает, и ты его не пожалеешь, то благодать Божья обязательно тебя оставит. А если ты не только не пожалеешь его, но и начинаешь осуждать и злословить его, то никогда не познаешь благодати Божьей (Силуан Афонский)
Ты у себя следи за порядком, а не смотри на чужой беспорядок. Ты начнешь работать над собой, когда прекратишь интересоваться тем, что делают другие. Следи за собой, чтобы избежать скрытой гордости, и имей самоукорение с рассуждением, чтобы избежать внутреннего осуждения. Так исправишься (ПаисийСвятогорец)
После смерти каждую овечку повесят за свой хвостик. Что тебе до чужого хвоста? (Матрона Московская)
- разделять грешника и грех
Любите грешников, но ненавидь дела их, и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они. Ни на кого не гневайся и никого не ненавидь ни за веру, ни за дурные дела его. Не питай ненависти к грешнику, потому что все повинны. Ненавидь грехи его и молись о нем самом, чтобы уподобится Христу, который не имел негодования на грешников, но молился о них
При этом надо судить о тех или иных явлениях. Если явление греховное-надо называть его грехом. Например, аборт-это детоубийство
- смотри на человека, а не на его отдельный грех
Если видишь человека согрешающего, то больше всего внимания не на этот отдельный грех-если посмотришь в целом, то увидишь, что этот человек во многих других вещах гораздо лучше чем ты (Василий Великий)
Мудрый человек, когда ест виноград, выбирает сладкие ягоды и оставляет незрелые. Так же и человек добродетельный, когда смотрит на другого человека, обращает внимание на его добродетели, а человек глупый и безрассудный обращает внимание на его грехи. Василий Великий
Невозможно не видеть, что делается вокруг тебя. Однако нужно стяжать рассуждение, чтобы видеть смягчающие обстоятельства и оправдывать людей. Тогда ты будешь их видеть в добром состоянии (ПаисийСвятогорец)
- ставить себя на место человека, которого ты осуждаешь
Если видишь, что брат твой согрешил, вздохи и скажи: "Горе мне! Как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра"
Когда видишь в других какую-нибудь слабость, спроси себя: " Неужели я преодолела свои слабости? Как я могу предьявлять к другим такие претензии?"
Смотри с состраданием на того, кто ошибается. Подумай о том, что было у человека в прошлом, какие у него были возможности для саморазвития и какие были у тебя, а ты ими не воспользовался. Так ты будешь радоваться благам, которые тебе даровал Бог, прославлять Его и смиряться. Одновременно почувствуешь любовь и сострадание к брату, у которого не было таких возможностей как у тебя,
- перестать рассказывать и слушать про чужие грехи. Запретить это себе категорически
Беречься от непотребных разговоров, на которых пересуживают людей. Имеющим эту злую привычку, нужно молится Господу "Положи, Господи, охрану устам оим" Пс.140:3 (свт.Тихон Задонский)
-осуждать только бесов
Которые из ангелов сделались демонами, и вместо того, чтобы покаятся, становятся все брлее лукавыми и злыми и изо асех сил стараются довести до погибели создания Божии (ПаисийСвятогорец)
- не осуждать даже мысленно
Если есть такой помысел, сразу отсекать его Иисусовой молитвой "ягосподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного"
- уклоняться от общения с осуждающими
Если не сможешь заградить уста тому, кто говорит тебе что-то дурное про брата твоего, то, по крайней мере, огради себя от общения с ним (Пимен Великий)
- говорить с человеком наедине, а не публично
По Евангелию, если я имею что-то против вас, я иду к вам и предьявляю претензии. Если обличаю перед всеми, чтобы опозорить, ничего хорошего не выходит и человек озлобляется и стремится отомстить
- если видишь, что кто-то согрешил
Мысленно помолись за него "Господи, прости, спаси его, открой ему глаза на то, что эти грехи губят его, и обрати его к покаянию
- класть поклоны
Если кого-то осудил в течении дня, клади три земных поклона со словами: "Господи, спаси раба Твоего такого-то, и называйте имя человека, которого осудили-и помилуй меня, грешного, по его молитвам". Если несколько человек, так за каждого
- если надо наставить кого-то на добро
Общаться вежливо и с любовью
Когда пожелаешь наставить кого на добро, то упокой его сперва телесно и почти его словом любви, ибо ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок и перемениться к лучшему, как телесные блага и ублажения, какие он видит от тебя. Затем с любовью скажи ему слово или два и не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды, ибо любовь не умеет гневаться и раздражаться (Исаак Сирин)
- помогать другим
Приобретем снисходительность к ближнему, приобретем и любовь. Кто, имея рану на руке или ноге, отсекает ее, хотя бы она и гноилась?
Постоянно помогать друг другу: или учением, влагая слово Божие в сердце брату, или утешением во время скорби, или подаянием помощи в деле служения. Старайтесь иметь единение друг с другом, ибо, чем более кто соединяется с ближним, тем более соединяется с Богом. Как в круге, где Бог в центре, а радиусы его, идущие к центру, суть пути жизни человеческой. Так, сколько люди приближаются друг к другу, столько они приближаются и к Богу. Сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. (авва Дорофей)
Да и кто ненавидит грех, как святые? Однако они не ненавидят согрешающего, не отвращаются от него; но сострадают ему, скорбят о нем, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной орган, и делают все для того, чтобы спасти его. Они долготерпением и любовью привлекают брата, а не отвращаются от него и не гнушаются им (авва Дорофей)

Кто же может судить?
- только тот, кто сам без греха. Это Бог
Когда мы это делаем, перестаем быть в положении грешников, которыми являемся, и пытаемся строить из себя богов
- тот, кого Господь ставит на место, где требуется наведение порядка
Судья, прокурор, следователь и т.д. Но только в рамках своих обязанностей
- родители воспитывая своих детей
В этом нет греха, ибо дети-те, кого Господь подчинил нашей власти
-священники и епископы
Власть вразумлять Господь дал в Церкви своим священникам, или епископам, которые так и называются-надзидатели. Обязанности священнослужителя-предупреждать человека, который совершает грех, что за этот грех с него спросит Господь


Источники:
Священник Георгий Максимов. Как победить страсть к осуждению? (по указанию Слова Божия и святых отцов). М., 2015.40 с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: