Кафедра французской филологии
РЕФЕРАТ
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ (МЛАДШАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ)
Работу выполнил (а)_______________________________________Ю.Ю. Хут
(подпись, дата)
Факультет романо-германской филологии, курс 2
Направление 45.04.01 Филология
Профиль Иностранные языки
Краснодар 2017
В современном мире изучение иностранных языков приобрело большое значение. Такой предмет как иностранный язык вводится в программу уже на начальном этапе обучения. В современной концепции образования на первый план выходит формирование коммуникативной компетенции.
Преподаватель должен тщательно отбирать средства и методы обучения, среди которых важное место занимает игра.
На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен по трудности.
Обучение в начальной школе нужно строить с учетом этих особенностей, и его базой может стать интегративное обучение.
Игра представляет собой сложный социокультурный феномен. Об обучающей функции игры известно давно. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игровые формы работы способствуют созданию на уроке благоприятного психологического климата, а также активизирует деятельность учащихся.
Исследованием детской игры занимались многие ученые: С.А. Шмаков, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. Исследователи понимали игру как внутреннюю потребность детей в активной деятельности, как средство познания мира. С точки зрения психологии, игра считается ведущей развивающей деятельностью в детском возрасте, в пределах которой появляются основные новообразования данного возраста.
По мнению многих ученых, игровая деятельность осуществляет следующие функции:
- развлекательную;
- коммуникативную;
- функцию самореализации в игре как в области человеческой практики;
- игротерапевтическую (преодоление различных препятствий, существующих в других сферах жизнедеятельности);
- диагностическую (обнаружение отклонений от нормативного поведения, самопознание в ходе игры);
- функцию коррекции;
- межнациональной коммуникации;
- социализации (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Народное образование, 1998).
С.А. Шмаков выделяет четыре главные черты, характерные для большинства игр:
- свободная развивающая деятельность, осуществляемая только по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не результата;
- творческий, в значительной мере, очень активный характер этой деятельности;
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
- присутствие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития (Шмаков С.А. Игры учащихся.М.: Новая школа, 1994).
В структуру игры как деятельности включены целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
В школьный период игра получает наиболее развитую форму и помогает развитию учебно-познавательной деятельности школьников.
Начальным или младшим этапом образования принято считать 1-4 классы общеобразовательных учреждений. Под начальным или младшим этапом школы подразумевается период изучения иностранного языка, который позволяет положить начало развитию коммуникативной компетенции, для чего необходим
довольно продолжительный отрезок времени, поэтому важно как можно раньше ознакомить учеников с иностранным языком как средством общения.
Отмечается, что учебно-познавательная деятельность с самого начала не является ведущей у учащихся младших классов. Необходимость постепенного перехода от игровой деятельности к учебной обусловлена возрастными особенностями развития. Именно через игру продолжают реализовывать их потребности в общении, движении, приобретении новых знаний, а также освоение новых видов деятельности.
В.В. Давыдов считает, что самое интенсивное развитие ребенка протекает до 7-9 лет, поэтому в данном возрасте особенно сильна потребность в игре. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям (Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.М.: Просвещение, 1972).
Существенной особенностью педагогической игры в отличие от игр вообще, служит наличие четко установленной обучающей цели и соответствующими ей педагогическими результатами.
Осуществление игровых ситуаций происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель представляется учащимися в форме игровой задачи
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал применяется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное осуществление дидактического задания объединяется с игровым результатом.
Существует множество классификаций педагогических игр.
Различают игры по виду деятельности: физические, интеллектуальные,
трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
Также игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По характеру игровой среды: с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные.
Преподаватель должен выбирать игры в зависимости от цели урока с тем, чтобы применение игровых ситуаций в ходе урока осуществляло активизацию познавательного процесса школьников, а также формировало умение решать проблемные ситуации.
Место игр на уроке и время, отводимое игре, обусловлены рядом факторов: уровнем подготовки учащихся, изучаемым материалом, целями и условиями урока. Одну и ту же игру можно использовать на различных этапах урока. В среднем подобные упражнения занимают 5 минут от общего времениурока, но некоторые могут быть короче или, наоборот, длиннее.
Обучающая игра осуществляет четыре основные функции:
- мотивационно-побудительную;
- обучающую;
- воспитательную;
- ориентирующую (Иванова Т.В. Теория и методика обучения иностранному языку).
Для того, чтобы игра была эффективной, существуют определенные требования: игра должна служить стимулом к мотивации учения, возбуждать у
школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; игра должна быть хорошо подготовлена, как с точки зрения содержания, так и формы, она должны быть четко организована; игра должна быть принята всей группой и проводится в доброжелательной творческой атмосфере.
Типы игр.
Фонетические игры преследуют следующие цели:
- тренировать учащихся в произнесении иноязычных звуков;
- научить школьников громко и четко читать;
- обучить восприятию различий между звуками.
Грамматические игры предполагают следующие цели:
- научить школьников применять речевые образцы, содержащие определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
- развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
Лексические игры преследуют цели:
- познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями;
- тренировать учеников в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию.
В лексических играх особенно рекомендуется использование различных средств наглядности (картинки, презентации), так как они помогают связать определенные значения иностранного языка с образами.
Цели орфографических игр:
- формировать навык установления адекватных звуко-буквенных соответствий;
- тренировать учеников в написании иноязычных слов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1972. – 260 с.
2. Дворник, М.В. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступени обучения [Текст] / М.В. Дворник // ИЯШ. – 1990. – №6. – С.48-52.
3. Денисова, Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку [Текст] / Л.Г. Денисова // ИЯШ. – 1984. – №4. – С.82.
4. Иванова, Т.В. Теория и методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций: учеб.пособие[Текст] / Т.В. Иванова, И.А. Сухова. – Ч. 1, 2-е изд., дораб. – Уфа: БГПУ, 2008. – 101 с.
5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
6. Шмаков, С.А. Игры учащихся[Текст] / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. – 240 с.






