Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
__________________________________________________________________
(наименование структурного подразделения)
Направление подготовки (специальность) ____________________________________
Образовательная программа ______________________________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
По дисциплине (модулю)____________________________________________
на тему:
«_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________»
Автор работы:
студент ____ курса
_________________ формы обучения
Ф.И.О.__________________________
подпись_________________________
Научный руководитель курсовой
работы (проекта):
Должность, звание________________
Ф.И.О.__________________________
Подпись ________________________
«_____» ___________20____ г.
_______________ 20__ г.
(город)
Содержание
Введение…………………………………………………………………...............2
1.Правотворчество: общетеоретический аспект………………………………6
2. Законодательная техника……………………………………………………22
3. Проблемы и перспективы правотворчества…………………………………28
Заключение………………………………………………………………………38
Библиографический список……………………………………………………..41
Введение
Одно из важнейших направлений государственной деятельности – правотворчество. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс охватывает все стадии, начиная с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).
Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество – одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Это определение несколько дополнено Р.Х.Макуевым. По его мнению, в основу правотворческого процесса заложена целенаправленная последовательная деятельность общества и правотворческих органов, направленная на урегулирование наиболее важных для них общественных отношений правовыми средствами. В результате можно сделать вывод, что в процессе правотворчества участвуют не только «управомоченные органы» но и общество. Учитывая это, следует обратить внимание на несколько обобщенное, но вместе с тем и наиболее краткое определение понятия правотворчества, предложенное А.В.Малько. Автор считает, что правотворчество – это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Современную правотворческую практику характеризует небывалая интенсивность в принятии нормативных правовых актов: все социально значимые решения в государственном механизме управления обществом требуют должного их нормативного обеспечения. К тому же высокая динамичность в возникновении новых сфер и отраслей, которые нуждаются в правовом нормировании, это требование актуализирует. Учитывая то, что заметна и общая тенденция к стабилизации социально-политической ситуации в стране, правовая база не только реформ и преобразований, но и повседневного государственного бытия, постоянно нуждается в дополнении, корректировании, исключении устаревших и введении новых законодательных механизмов.
Наряду с небывалой интенсивностью правотворчества в Российской Федерации не менее актуален вопрос эффективности правотворчества, хотя он и перестал быть одним из наиболее обсуждаемых в правовой науке. Это можно объяснить тем, что на Западе данная проблематика, будучи в теоретическом плане в основном исчерпанной, перешла в плоскость практической социологии, а в России, не будучи исчерпанной – в плоскость политики.
По ряду причин, и прежде всего, вследствие пересмотра некоторых теоретических установок применительно к постперестроечным реалиям России область исследования эффективности права приобретает особое значение для совершенствования правотворческой работы.
В созидательном правотворчестве непременно учитываются многочисленные стороны, факторы общественного бытия. Среди них – общественные интересы, потребности, волевые установки, варианты решений, формирующиеся и формализируемые нормы и т.д. Не поддается сомнению то, что следует избегать схематичности, методов аксиом, шаблонностей и т.д. Однако сказанное не означает, что не следует пользоваться выдержавшими длительную проверку практикой известными процедурами, методами и способами. Задача состоит в том, чтобы совершенствовать механизм правотворчества, который в целом доказал свою состоятельность, а не перестраивать и ломать его.
На фоне вышесказанного, весьма немаловажную, и в какой-то мере обобщающую роль, играет проблема нормативного урегулирования правотворчества в качестве единой, основанной на общих принципах, целеориентированной, планомерной, технологически обеспеченной нормообразующей деятельности, а также нормативное оформление её наиболее рациональных средств, методов и инструментария.
Российская правовая система объективно нуждается в упорядочении. Главная практическая цель такого упорядочения – совершенствование юридического качества нормативных правовых актов, формирование единой и непротиворечивой системы российского законодательства, строгая согласованность нормативных правовых актов, высокое содержательное и юридико-техническое качество подготовки их текстов, организационная и ресурсная обеспеченность реализации правовых норм. Хотя очевидно, что даже будучи нормативно закрепленными, сами по себе эти правовые нормы не будут действовать: в механизме их реализации не последнюю роль играют исполнительность и дисциплина тех, кто нормы закона будет применять. Тем не менее, именно с нормативным утверждением правил о правотворчестве тесно связана проблема эффективности нормативного правового регулирования.
Нынешняя практика правотворческой работы пока не приобрела тех характеристик системности, плановости, скоординированности, которые позволили бы в необходимой мере обеспечить качество и стабильность действующих норм права. Но именно плановость, системность, скоординированность в деле правотворчества в настоящее время наиболее нуждаются в практическом их нормативном разрешении.
Итак, основными проблемами правотворчества в Российской Федерации являются: многообразии подходов к пониманию правотворчества, упорядочение и нормативное урегулирование правотворчества, эффективность правотворчества. Также повышенное внимание в последнее время уделяется вопросам согласования результатов правотворчества на федеральном и региональном уровнях.
Объектом исследования в курсовой работе являются правоотношения, возникающие в процессе правотворчества.
Предметом исследования являются правовые нормы и общественные отношения, влияющие на правотворчество в Российской Федерации.
Цель и задачи работы. Целью курсовой работы является комплексное исследование правотворчества как общественного явления, как процесса и как вида деятельности, а также факторов, которые влияют на правотворчество.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1.Раскрытие актуальности вопроса правотворчества в Российской Федерации.
2.Осмысление понятия и назначения правотворчества в Российской Федерации.
3.Изучение принципов и видов правотворчества в Российской Федерации.
4.Определение теоретической и практической значимости правотворчества.
5.Выявление особенностей правотворчества в Российской Федерации.
6.Анализ проблем правотворчества в Российской Федерации и перспектив его развития.
7.Подготовка теоретических выводов по заданной теме.
Правотворчество: общетеоретический аспект