Гигиенические требования к школьной мебели

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

КАФЕДРА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО КУРСУ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ»

 

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ

Гутерман Л.А.

Ростов-на-Дону

Год

 

ББК

УДК

Г

Гутерман Л.А. Возрастная анатомия, физиология детей и подростков. Методическое пособие для факультета педагогики и практической психологии.- Ростов-на-Дону.

 

 

В методическом пособии представлена информация об основных гигиенических нормах и требованиях предъявляемых к школьной мебели.

 

Рецензент: кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-педагогических дисциплин Хренкова В.В..

 

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ

 

Качество школьной мебели влияет на работоспособность и поведение детей на уроках, а также на состояние их здоровья. Несоблюдение гигиенических и педагогических требований к школьной мебели способствует развитию отклонений в растущем организме.

Физический и умственный труд человека всегда связан с определенной рабочей позой. Правильный выбор ее обеспечивает успех в работе и задерживает наступление утомления. Соответствие мебели пропорциям тела определяет правильный расход энергии организмом, нормальную функциональную деятельность органов грудной клетки, живота, глаз.

Хронически утомляющиеся мышцы не удерживают кости в правильном положении. Они наклоняются в сторону более сильных мышц – антагонистов, что приводит к развитию сутулости, сколиоза и др. нарушений. Вначале эти нарушения легко исправимы, но со временем фиксируются и трудно поддаются лечению с помощью гимнастики и др. видов лечения.

Задача учителя – научить учеников принимать такие рабочие позы за столом, которые соответствуют анатомо–физиологическим и гигиеническим нормам.

Каждый орган имеет свой центр тяжести и точку опоры. Центр тяжести головы находится в области скуловой дуги, а точка опоры в области сочленения затылочной кости с первым шейным позвонком. Центр тяжести находится несколько впереди точки опоры. Для удержания головы в прямом положении мышцы шеи и частично спины должны находиться в тоническом состоянии. Наиболее удобное положение при сидении – голова слегка опущена вперед.

У туловища центр тяжести находится впереди нижних грудных позвонков, а точка опоры на седалищных буграх таза, покрытых мышцами. Для поддержания вертикального положения в позиции сидя при письме, чтении и пр. ученику необходимо значительное напряжение мышц спины и шеи, чтобы направляющая сила центра тяжести совпадает с направляющей точки опоры. При длительном поддержании такой позы в мышцах быстро развивается утомление. При проявлении утомления голова и туловище наклоняются вперед, что приводит к нарушению работы внутренних органов. Чтобы отдалить утомление сидящему необходима вторая точка опоры, которой является поясничный лордоз.

Третья точка опоры сидящего – стопы, расположенные на подставке или на полу.

При письме, рисовании и других видах работы ученик опирается на крышку стола или парты, т. о. получается дополнительная точка опоры при незначительном смещении туловища и центра тяжести вперед.

Наиболее правильной в физиологическом и гигиеническом отношении является прямая посадка ученика за партой. При такой посадке обеспечивается нормальной восприятие текста, так как нижний и верхний край страницы находятся на одинаковом удалении от глаз, продольная ось глаза почти перпендикулярна к поверхности текста. Между краем парты и передней поверхностью туловища сохраняется пространство в 4-5 см \ширина ладони\ для свободного дыхания. Спиной ученик опирается о спинку парты. Эти условия предупреждают сутулость.

КОНСТРУКЦИЯ ПАРТ. Закономерность соответствие парт росту детей установлено Ф.Ф. Эрисманом и его учениками в конце Х1Х века. Они определяют постоянные размеры элементов парт и их соизмеримость с частями тела.

Высота скамьи – должна равняться длине голени со стопой плюс 2 см на каблук.

Глубина скамьи – должна соответствовать 2\3 или 3\4 длины бедра ребенка. При этом должен соблюдаться наклон скамьи спереди назад, чтобы предупредить сползание ученика вперед.

Спинка парты – находится на уровне поясничного лордоза, верхний край должен касаться нижних углов лопаток, что обеспечивает более широкую опору для спины ученика.

Дистанция спинки парты – расстояние от наиболее выпуклой поверхности спинки до заднего края крышки стола должно равняться переднезаднему диаметру грудной клетки плюс 4-5 см для дыхательных движений.

Дифференциация парты – это расстояние по вертикали от поверхности сидения до заднего края крышки. Дифференциация должна соответствовать расстоянию от локтя согнутой и прижатой к туловищу руки сидящего до поверхности скамьи плюс 2-2,5 см.

Дистанция скамьи – нависание края рабочей поверхности парты над поверхностью сидения. Дистанция скамьи бывает отрицательной, нулевой и положительной. При отрицательной дистанции край парты нависает над скамьей, при нулевой – край парты находится на одном уровне со скамьей и при положительной дистанции отмечается расстояние между краем стола и сидением.

Правильная посадка ученика обеспечивается только при соблюдении отрицательной дистанции.

Конструкция парты должна быть удобной для письма, чтения, рисования, а в младших классах и для выполнения ручного труда.

Ученические столы и стулья выпускаются в виде единого художественного конструкторского решения двух типов - с постоянными и регулируемыми параметрами. Основные размеры деталей стандартны для обоих типов и подразделяются на пять групп. В основу деления положен рост учащихся.

 

Мебель с постоянными параметрами обозначается большими буквами русского алфавита, с переменными – римскими цифрами следующим образом.

 

Мебель группы А и V1 предназначена для детей ростом 130 см,

группы Б и V11 для детей ростом до 145 см

группы В и V111 для учеников ростом до 160 см

группы Г и 1Х для учеников ростом до 175 см

группы Д и Х - ростом свыше 175 см

Табл.1. Основные параметры ученических столов и стульев, мм

 

Показатели Группы мебели

А Б В Г Д

V1 V11 V111 Х1 Х

 

Длина крышки двухместного стола 1200 для всех групп

Ширина крышки 450-500 для всех групп

Высота крышки стола со стороны 540 600 660 720 780

Сидящего ученика

Высота переднего края стула 320 360 400 440 480

над полом.

Ширина \глубина\ сиденья 260 290 320 350 380

Высота верхнего края спинки 190 205 230 255 280

стула над поверхностью сиденья

Дистанция 40 50 60 70 80

 

Для правильного подбора парты для ученика следует измерить его рост или воспользоваться данными медицинской книжки ребенка. В последнем случае к росту следует прибавить 2 см, т.к. врачи измеряют рост без обуви

При отсутствии ростомера и медицинских данных измерение проводится подручными средствами. У стены или дверного откоса сантиметровой лентой отмечают высоту 130 см и рядом с этой отметкой ставят букву А. Вверх от отметки отмеряют 15 см и ставят букву Б и так далее.

Для того чтобы определить группу мебели, за которой должен сидеть ученик следует его поставить спиной у стены с отметками как при измерении роста. Буква, которая видна над головой ребенка и будет соответствовать группе мебели, за которой он должен сидеть.

Для того, что бы определить к какой группе школьной мебели относится та или иная парта следует произвести следующие расчеты.

1.Высоту заднего края крышки стола разделить на 5 \постоянное число\. От целой части полученного числа отнять 4.Результат будет соответствовать номеру группы мебели. Например: высота заднего края крышки 59 см. Отсюда, 59: 5 = 11,8. Затем, 11-4=7. Следовательно, парта соответствует У11 группе мебели

2. Высоту сиденья разделить на 3 \постоянное число\. От целой части полученного числа отнять 4. Результат будет соответствовать группе мебели к которой относится стул. Например: высота сиденья стула 34 см. Тогда 34;3=11,3.Затем 11-3=7. Следовательно стул соответствует У11 группе мебели.

Номера групп парт и стульев обязательно должны соответствовать росту ребенка и составлять комплект, т.е недопустимо, чтобы ребенок сидел на стуле У1группы за пар той У11 группы. Чтобы избежать подобного в партах соединяют столы со тульями соответственно всем требованиям к школьной мебели.

Каждая парта, изготовленная на предприятии, маркируется сбоку несмываемыми красками. В числителе стоит номер группы или буква парты, а в знаменателе рост ребенка

Кроме того, осуществляется маркировка цветными красками при соблюдении диаметра кружка 25мм, который должен быть хорошо виден со стороны прохода между столами. Маркируются и парты и стулья, что облегчает подбор мебели одной группы

Табл.2 Маркировка школьной мебели

Группы мебели

А Б В Г Д

У1 У11 У111 1Х Х

Цветная маркировка желтая красная голубая зеленая белая

Рост ученика \см\ до130 131-145 146-160 161-175 свыше 175

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: