Основной задачей школьной гигиены является разработка обоснованных гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, призванных предотвратить неблагоприятное воздействие на организм школьников вредных факторов, сопровождающих их учебную деятельность. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях регламентируются СанПиНом 2.4.2.576-96 г.
Осуществление на практике требований школьной гигиены проводится школьным врачом, обслуживающим средние учебные заведения. В обязанности школьного врача входит повседневный контроль за состоянием здоровья учащихся, текущий санитарный надзор за состоянием школьных помещений и оборудования, наблюдение за режимом занятий и отдыха, за питанием, личной гигиеной детей и т.д.
Требования к размещению общеобразовательных учреждений.
Здания школ должны размещаться на внутриквартальных территориях микрорайонов, удаленных от проездов с регулярным движением транспорта на 100-170 м. Радиус обслуживания должен составлять не более 0,5 км пешеходной доступности. В сельской местности для учащихся I ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании – не более 30 минут.
|
|
Школа должна иметь самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания школы до красной линии не менее 25 м. Территория ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него зелеными насаждениями. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50% площади. На школьном участке выделяют следующие зоны: учебно-опытная (25%), физкультурно-спортивная (35%), отдыха, хозяйственная.
Зона отдыха должна размещаться вблизи зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) и имеет самостоятельный въезд с улицы. Въезды и входы на участок, дорожки к хозяйственным постройкам и подходы к зданию школы не менее чем за 100 м должны иметь твердое покрытие.
Количество детей в школе не должно превышать ее вместимости по проекту, оптимальное количество учащихся в городских общеобразовательных школах не более 1000, наполняемость каждого класса не более 25 человек.
Требования к школьному зданию.
Этажность здания не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов – 4 этажа, причем четвертый этаж должен отводиться под редко посещаемые учащимися кабинеты.
Гардеробы размещаются на 1 этаже с ячейками для каждого класса. Запрещается устраивать гардеробы в рекреациях или учебных помещениях.
|
|
Учащиеся I ступени должны размещаться в закрепленных за каждым классом комнатах, выделенных в отдельный блок.
Обучение учащихся II – III ступеней должно осуществляться по классно-кабинетной системе.
Классная комната (кабинет) должны включать рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО (технические средства обучения), зону для индивидуальных занятий и возможной активной деятельности.
Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 м2 на 1 учащегося при фронтальных формах занятий и 3,3 м2 при групповых и индивидуальных занятиях.
Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла видимости доски (расстояние от края доски длиной 3 м до середины бокового места учащегося за передним столом), который должен составлять не менее 35° для учащихся II – III ступени школы и не менее 45° для школьников 6-7 лет.
Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответствующей росту учащихся производится ее цветовая маркировка (см. табл. №1).
Таблица №1
Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам “Столы ученические” и “Стулья ученические”.
Номер мебели по ГОСТа м | Группа роста в мм | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику ГОСТ 11015-93 (мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сидения ГОСТ 11016-93 (мм) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | 1000-1150 1150-1300 1300-1450 1450-1600 1600-1750 свыше 1750 | оранжевый фиолетовый желтый красный зеленый голубой |
Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
При оборудовании учебных помещений должны быть соблюдены следующие размеры:
- наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной
- доски – 860 см.
- от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м.
- между рядами двухместных столов – не менее 60 см.
- между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70
см.
Спортивный зал размещается на 1 этаже в пристройке. Площади спортивных залов приняты: 9х18 м, 12х24 м, 18х30 м при высоте не менее 6 м. При спортивных залах предусмотрены снарядные, комната для инструктора, раздевальные, душевые и уборные для мальчиков и девочек.
Размеры актового зала определяют числом посадочных мест из расчета 0,65 м2 на одно место и 60% от общего количества учащихся.
Требования к воздушно-тепловому режиму.
При организации отопления школьных зданий не допускается использование парового отопления. Отопительные приборы располагаются под оконными проемами и должны быть ограничены съемными деревянными решетками. Относительная влажность должна поддерживаться в пределах 40-60%. Температура для различных помещений составляет:
- классные помещений, учебные кабинеты, лаборатории, актовый зал –
18-20°С;
- спортивный зал, учебные мастерские – 15-17°С;
- дисплейные классы – 19-21°С;
- вестибюль и гардероб, рекреации – 16-18°С.
Во внеучебное время в помещениях температура должна поддерживаться не ниже 15°С.
Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные – во время уроков.
Отдельные системы вытяжной вентиляции предусмотрены для: классных комнат и учебных кабинетов, лабораторий, актовых залов, столовой, бассейнов, тиров, санузлов, медпункта, киноаппаратной.
|
|
Требования к естественному и искусственному освещению.
В учебных комнатах проектируется боковое левостороннее освещение, при котором КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные румбы – окна кабинетов черчения, рисования, вычислительной техники.
Для отделки помещений должны использоваться материалы и краски, создающие матовую поверхность. Используют следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, ро
зового, голубого;
- для мебели – цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый;
- для дверей, оконных рам – белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:
- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник – 5 м;
- не расставлять на подоконниках цветы (размещают в простенках
окон);
- очистку и мытье стекол проводят 2 раза в год (осенью и весной).
Искусственное освещение.
В учебных помещениях должно проектироваться преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Запрещается использование в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300 ЛК, в кабинетах черчения, рисования и на классных досках – 500 ЛК, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 ЛК, в рекреациях (на полу) – 150 ЛК.
Требования к организации учебно-воспитательного процесса.
Учебный план разрабатывается в каждом общеобразовательном учреждении самостоятельно, но с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников, представленной в таблице №2.
Таблица №2
Максимально допустимое количество в неделю при разной ее продолжительности.
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка в часах | |
При 6-дневной неделе | При 5-дневной неделе | |
2-4 8-9 10-11 |
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся. Запрещается вводить 5-дневную учебную неделю для 5-11 классов с углубленным содержанием обучения.
|
|
Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут.
В первые классы школы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы у первоклассников принимается “ступенчатый” режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:
- в сентябре – 3 урока по 35 минут;
- со второй четверти – 4 урока по 35 минут;
- со второго полугодия – согласно табл. №2.
В начальной школе плотность учебной работы на уроках не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащимся должны проводится на уроках физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.
Проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Сдвоенные уроки для 5-9-х классов по основным и профильным предметам допускаются при условии их проведения за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах разрешается проведение сдвоенных уроков. Продолжительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 30 минут; вместо одной большой перемены можно устраивать две перемены по 20 минут после 2 и 3 уроков.
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших классов основные предметы должны проводится на 2-3 уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста – на 2, 3, 4, уроках.
Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятницу) недели. Поэтому учебная нагрузка строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни включаются наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
При составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах: математика, русский язык (для национальных школ) – 11; иностранный язык – 10; физика, химия – 9; история – 8; родной язык, литература – 7; естествознание, география – 6; физкультура – 5; труд – 4; черчение – 3; рисование – 2; пение – 1.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме предметов должно приходиться на вторник и среду. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.