Ответы на вопросы. Короткие мастер-классы. (кроме духовых, исключительно из соображений гигиены) Шум-гам

Ударные инструменты.

Ритм неотделим от человеческой жизни. Нас окружают ритмы. Солнце всходит и заходит в ритме – раз в сутки. Метро ходит раз в 10 минут. Нас окружает ритмичная музыка. В нас самих очень много ритмов. (Вопрос) Какие ритмы в человеке вы знаете? Сердцебиение. Пульс. Дыхание. Моргание. Сон-бодрствование. Пищеварение.

Человек - очень ритмичное существо. Поэтому несколько раз, возможно, случайно, ударив палкой о палку, он сразу понял, что ему нравится это слушать. И танцевать под эти звуки.

Музицирование. ( с участием Маэстро Осокина, здесь и далее сопровождается коротким рассказом о каждом инструменте)

Этнические ударные. Бонго, конго, дарбука, бойран, маракасы, тамбурины, бубенцы и пр, От простых ритмов к сложным. Совмещение ритмов. Парная игра на инструментах. Желающие могут присоединиться.

 

И вот, человек услышал, что веточки разной длины – звучат по-разному. Так получился ксилофон, на котором уже можно играть по нотам. Калимба и другие инструменты. (видеодемонстрация игры на маримбе, как одного из самых сложных ударных инструментов)

 

Духовые инструменты.

Ветер, гуляющий в ветвях деревьев, иногда задувает то в дупло, то в прогнившую ветку - издаются, иногда даже пугающие, но всегда интересные звуки. Человек подумал, а почему бы ему не взять эти звуки с собой. Так появились первые свирели. Музицирование. Блок-флейты, вистлы, панфлейты и пр. Частично – совместно с ударными. Потом все эти деревянные дудочки превратились в серьезные, блестящие и очень громкие инструменты. (видеодемонстрация духового оркестра)

 

Для чего?

Музыка, став неотъемлемой частью человеческой жизни, всегда оставалась составляющей нематериальной. Ее нельзя потрогать, съесть, увидеть… Но она всё таки есть! Поэтому человек придавал музыке значение сакральное. Духовное. С помощью диджериду австралийские аборигены до сих пор разговаривают с духами (видеодемонстрация). С теми же духами шаманы говорят при помощи хомуса (варгана) и шаманского бубна. (видеодемонстрация) Тибетский ритуальный рог используется в погребальных и свадебных обрядах для того, чтобы отгонять злых духов. (Как должен звучать инструмент, пугающий даже злых духов? Вот-вот! Так он и звучит!) Есть инструменты и с более приземленным назначением. Ирландский бойран предназначался для того, чтобы в шуме боя воины чувствовали ритм и им проще было держать строй. Высокий и пронзительный звук русской и белорусской жалеек – для того чтобы коровы издалека слышали своего пастуха и не заблудились. С помощью альпийского рога жители Швейцарских Альп общались друг с другом, это был своеобразный звуковой телеграф. А на Балканах для этого же использовалась труба трембита. В Африке в качестве «радиосвязи» использовали ударные – тамтамы. Поначалу они из себя представляли просто полые поваленные деревья. (видеодемонстрация). И, кстати, есть простейший музыкальный инструмент – охотничий манок, изображающий голоса гусей или уток, которые используют охотники, чтобы приманивать добычу.

 

Струнные

Нагнув и отпустив ветку, человек услышал вибрацию. Так появились инструменты струнные. Мандолины, балалайки, ситар, банджо, гитары, уд, DOBRO, саз, гопичанд. Рассказ о развитии, взаимопроникновении культур от крестовых походов до наших дней. Легенда о возникновении ситара. (С появлением ситара связана легенда. Когда у бога Шивы родился сын Ганеша, демоны-ракшасы оторвали ребенку голову, но Шива волшебным образом приживил ему голову слоненка (Ганеша изображается с головой слона). Однако малыш никак не мог заснуть, у него чесался шов! Тогда Шива создал ситар, под звуки которого ребенок засыпал. Ганеша считается в индуизме богом мудрости. Суть легенды в том, что звуки ситара усыпляют рассудочность, брожение мыслей, дарят покой и отдых.) Редкие по конструкции длинногрифовые лютни (видеодемонстрация). Смычковые народные (китайская флажолетная скрипка эрху) и классические (Видеодемонстрация) Гитара, как вершина развития щипковых струнных – универсальный инструмент с наиболее богатыми выразительными возможностями.

Музицирование. Струнные и ударные – основа эстрадного ансамбля.

Гибриды и казусы.

Что будет, если скрестить флейту и губную гармошку? Казу – инструмент, в который нужно петь. Окарина с грузинским акцентом. Панфлейта, «заточенная» под китайскую народную музыку. Безладовая шестиструнная гитара – потомок аль-уда. Свистки, колокольчики и др.

 

Ответы на вопросы. Короткие мастер-классы. (кроме духовых, исключительно из соображений гигиены) Шум-гам.

 

Список инструментов коллекции, используемых в занятии прилагается (папка МУЗЕЙ по ссылке https://yadi.sk/d/36InE-q73PuwmC).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: