Музыкальная культура Западной Европы во 2-й половине XX века. Музыкальный авангард

Понятие «авангард» появилось в XX веке в музыкальной журналистике и поначалу обозначало любые творческие течения, основанные на радикальном новаторстве.

Моменты наибольшего подъема авангардных течений совпали с периодами окончания мировых войн: 1916-1930 (1-й бум) и рубеж 40-50-х г.г. (2-й бум). В авангарде 2-го бума есть 2 разновидности.

1. Основана на создании новой, особой реальности, своей художественной вселенной, независимой от земных событий. Это идеи космизма, идущие еще от Скрябина, или уход в далекие от природы и быта сферы машин, технических средств звукоизвлечения, виртуальной реальности. Здесь и создание микротоновой техники, конкретная и электронная музыка, сонорика и т.п.

2. «Концептуальное искусство», или неоавангард. Здесь не создаются законченные произведения, а лишь предлагается принцип выступления, концепция. Например: открыть и закрыть футляр, пройти по залу, переставить стулья без игры на инструменте (инструментальный театр). Или начертить на листе бумаги несколько произвольных фигур, предлагая «сыграть это», исходя из собственных ассоциаций (Вариации I Дж. Кейджа). Автор может предписать импровизированное поведение («хэппенинг» - набор случайных действий), но может точно их обозначить и хронометрировать («выписанный хэппенинг» - «Музыка на воде» Кейджа). Одновременно могут сочетаться несколько форм концептуального искусства. Обычно это не повторяется, в следующем выступлении – новая концепция.

Исходная позиция большинства авангардистов: язык музыки полностью исчерпан, поэтому нужно начинать с нуля, со звука как такового. При этом музыка соединяется с математикой, с физико-техническими методами. Ксенакис, например, создает собственный компьютер с программами сочинения музыки на основе математических формул и физических законов. Американский композитор Джон Кейдж, увлеченный философией буддизма, выдвинул идею «тишины в музыке» (1969): музыка не создается на бумаге, она рождается из тишины, из пустоты; «даже молчание является музыкой» («4`33``»). Один из лидеров авангарда, Штокгаузен, с помощью новейших техник и методов выражал глубокие философские идеи, связанные с мистикой, астрологией, эзотерикой. Свое амплуа он видел в способности воплощать звучания космоса, толковать библейские сюжеты и т.п.

Меняются постановочные условия исполнения музыки: 1) усиление зрелищности со световыми и звуковыми эффектами; 2)музыканты играют, двигаясь по сцене, находясь вне сцены; их спускают в пещеру для достижения кругового резонанса, а слушателей размещают в подвесных креслах над пропастью.

Открываются специальные электронные студии с синтезаторами, которые становятся международными центрами обучения новой музыке. Эксперимент признается основной целью творчества. В Париже проходит 1-я Международная декада экспериментальной музыки (1958), проводятся Международные летние курсы новой музыки в Дармштадте (Германия). Композиторы читают лекции, пишут работы, анализируют собственные произведения. Еще в начале XX века появились первые электроинструменты: терменвокс, изобретенный русским физиком Терм еном (ящик с 2-мя антеннами; правая рука с помощью одной антенны регулирует высоту звука, левая с помощью другой антенны – громкость; звук плавающий, глиссандирующий, без четких границ). В 70-е годы появился многоголосный вариант терменвокса. Французский изобретатель Мартено, тоже в 20-е годы, изобрел еще один инструмент – волны Мартено. Следующий этап – уже электронные синтезаторы.

Основные направления и техники музыкального авангарда:

1. Техника «монтажа»: создание нового произведения на основе цитат из музыки предшественников; техника «коллажа» (эпизодическое внесение цитат в свою музыку).

2. Техника минимализма (конец 50-х г.г.) – создание произведения на основе минимума выразительных средств – одной или нескольких тематических фигур – с использованием психофизиологических эффектов: многочисленных повторов, динамических нарастаний, убыстрения темпа, акустических наложений. В США этот стиль получил название «Нью-Йоркская школа гипноза». При повторении тематических фигур используются акустические несовпадения, технические помехи и т.п. Идею такого стиля выдвинул Кейдж (лекции о Ничто, 1959), а родоначальником нового метода стал Стив Райх (США). В его сочинении Pendulummusic (1968) главный инструмент – подвешенный микрофон, раскачивающийся как маятник в пространстве акустической системы. Основа развития в минимализме – несинхронное звучание одной и той же темы в точном или слегка измененном повторении.

3. Конкретная музыка. Скомпонована из шумов, которые записываются на магнитную ленту и тщательно монтируются. Произведение может целиком состоять из звука капель дождя, шума поезда, голосов птиц, скрипа двери, вздохов, стонов, криков и т.п. Но таких произведений немного; чаще они используются в оформлении спектаклей, кинофильмов и как эпизоды внутри обычных произведений (О.Респиги.«Пинии Рима»).

4. Электронная музыка. Создается с помощью магнитной ленты (лента может прокручиваться в обратном движении, с ускорением, замедлением и т.д.), других технических средств и электромузыкальных инструментов. Например: «Электронная поэма» для 425 11-канальных репродукторов Вареза, «Марш №2» для 12 радиоприемников Кейджа.

5. Сонористика (сонорика) – техника, основанная на темброво-фактурных эффектах. Нюансы и способы звукоизвлечения очень разнообразны: глиссандо, игра струнных у подставки, на и за подставкой, удары по грифу, по корпусу ф-но, пение без вибрации, шепот, крик, игра смычком на тарелке, на вибрафоне, игра на одном мундштуке, звучание серебряных подносов, сливных бачков и т.п. (Пендерецкий.«Denaturasonoris»). Использование «подготовленного» ф-но (зажатие струн специальными ключами, вставки различных предметов на, под или между струнами). В сонористике композитор оперирует не отдельными звуками, а целыми звукокомплексами (сонорами). В соноре не слышны отдельные интонации, они воздействуют общей красочностью звучания. К сонорам относятся также кластеры (гроздья м2 и б2). Такое звучание приближается к экмелике (первобытное недифференцированное звукоизвлечение).

6. Алеаторика (от латинскогоalea – игральная кость, жребий) – сочинение по принципу случайности (разбрызгивание чернил по нотной бумаге, произвольное чередование музыкальных фрагментов и т.п.). Использование неполной нотной записи, приблизительного изображения звуков (схематическое, графическое и т.д.). Исполнитель участвует в процессе сочинения, по-своему расшифровывая авторские знаки. Крайняя форма алеаторики – хэппенинг.

К концу XX века авангардизм исчерпывает себя, оказывая влияние на другие виды музыкальной культуры – джаз, рок, киномузыку. Авангард зарождался как элитарная культура, но вылился в общедоступную непрофессиональную деятельность на основе компьютерных и иных высоких технологий.

Авангард не имеет четко обозначенных корней в предшествующей истории.

После взлета авангарда наступает период постмодернизма – обращение ко всем техникам и эстетическим направлениям прошлого. Получается эклектика, полистилистика – череда цитат, стилизаций, стилевых намеков. Как ностальгия по утраченным ценностям, красоте звучания возвращаются лиризм, эмоциональная открытость, патетика, мир мечты, мелодичность – наступает неоромантизм. Вместе с этим воскресает вера, духовность, литургическая культура. В конце века появляется множество произведений на духовную тематику и в жанрах духовной музыки. Начинается освоение музыкальныхкультур не только своих стран, но и народов Азии, Африки, Америки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: