(пре + лат. morbus – болезнь). Совокупность факторов (врожденных и приобретенных, биологических и психологических), принимающих участие в возникновении, формировании и течении заболевания. К факторам П.с. относятся конституционально-биологические особенности, явления резидуально-органической церебральной патологии, интеркуррентные заболевания, как соматические, так и психические.
14. Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введён Г. Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В настоящее время дизонтогенезом обозначают различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма ещё не достигли зрелости.
15. Ятрогени́я (др.-греч. ἰατρός — врач + др.-греч. γενεά — рождение) — ухудшение физического или эмоционального состояния человека, ненамеренно спровоцированное медицинским работником.
16. МКБ-10 — Международная классификация болезней 10-го пересмотра. На январь 2007 года является общепринятой классификацией для кодирования медицинских диагнозов, разработана Всемирной организацией здравоохранения. МКБ-10 состоит из 21 класса (раздела), каждый из которых содержит рубрики с кодами заболеваний и состояний.
Для общих сведений о Международной классификации болезней (МКБ), см. статью Международная классификация болезней.
Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни
Класс II. Новообразования
Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
Класс IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
Класс V. Психические расстройства и расстройства поведения
Класс VI. Болезни нервной системы
Класс VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата
Класс VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка
Класс IX. Болезни системы кровообращения
Класс X. Болезни органов дыхания
Класс XI. Болезни органов пищеварения
Класс XII. Болезни кожи и подкожной клетчатки
Класс XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
Класс XIV. Болезни мочеполовой системы
Класс XV. Беременность, роды и послеродовой период
Класс XVI. Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде
Класс XVII. Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения
Класс XVIII. Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках
Класс XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин
Класс XX. Внешние причины заболеваемости и смертности
Класс XXI. Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
17. Психическое здоровье - стабильное и адекватное функционирование психики человека, его основных психических функций - мышления, памяти и других. Это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде.
18. Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами
ТРИАДА РОДЖЕРСА!
К. Роджерс указывает на необходимые условия успешного коррекционного процесса, которые относятся к личности психолога и достаточно независимы от частных характеристик самого клиента – это так называемая «триада К. Роджерса»:
- конгруэнтность в отношениях с клиентом;
- безусловная положительная оценка по отношению к клиенту;
- эмпатическое восприятие клиента.
1.Конгруэнтность, или подлинность, означает необходимость правильной символизации психологом его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании и относящиеся к определенному моменту, а не к некоторой совокупности прошлого опыта. Открытость опыту означает, что каждый стимул (внутренний или из внешней среды) не искажается защитными механизмами. Форма, цвет, звук из окружающей среды или следы памяти из прошлого – все это вполне доступно для сознания. Осознание – это символическая репрезентация некоторой части опыта.
Если психолог переживает угрозу или дискомфорт в отношениях, а осознает только принятие и понимание, то он не будет конгруэнтен в данных отношениях и коррекция не будет полноценной. Психолог не всегда должен быть конгруэнтной личностью, достаточно того, чтобы каждый раз при непосредственных отношениях с определенным клиентом он целиком и полностью был бы самим собой, со всеми присущими ему переживаниями данного момента, правильно символизированными и интегрированными.
Конгруэнтность – соответствие вербальной и невербальной частей коммуникации. Высказывания психолога
не противоречат его мировоззрению, его Я-концепции, жизненному опыту и невербальным проявлениям. Он озвучивает то, что на самом деле думает и чувствует.
2.Положительная оценка клиента предполагает сердечность, расположение, уважение, симпатию, принятие и т.д. Безусловно, положительно оценивать другого означает оценивать его позитивно, независимо от того, какие чувства вызывают его определенные поступки. Поступки могут оцениваться по-разному, но принятие и признание клиента не зависят от них. Психолог ценит личность клиента в целом, в равной мере чувствует и проявляет безусловную положительную оценку как тех переживаний, которых боится или стыдится сам клиент, так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен.
3.Эмпатическое восприятие клиента означает восприятие субъективного мира (охватывающего весь комплекс ощущений, восприятий и воспоминаний клиента, доступных сознанию в данный момент), восприятие с присущими эмоциональными компонентами и значениями, как если бы воспринимающий сам был этим другим человеком. Психотерапевт может также сказать здесь о том, что он усматривает за наблюдаемым поведением и высказываниями клиента, то есть о том, что находится глубже как на эмоциональном, так и мотивационном уровне. В исследованиях Сакса показано, что для терапевтического успеха решающими являются прежде всего точные эмпатические высказывания терапевта «углубляющего» характера.
Баррет-Леннард дифференцировал концепцию эмпатии как трехфазный процесс:
психотерапевт переживает эмпатию,
сообщает ее (эмпатию) пациенту,
пациент воспринимает эмпатию.
Именно воспринятая клиентом эмпатия имеет непосредственное отношение к терапевтическому успеху.






