double arrow

Конкуренция. Виды и признаки.

Экономические системы.

 

Экономическая система любой страны включает в себя.

· Традиционная экономика (основана на традициях, обычаях);

· командная – плановая – централизованная (основа – государственная собственность, СССР, государство берет на себя много различных обязательств и перераспределяет между людьми, сокращая разрыв между богатыми и бедными);

· рыночная экономика (свобода экономического выбора, частная собственность, конкуренция).

Современное определение экономики.

Экономика – наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов в производстве, распределении,

Ограниченные ресурсы – природные ресурсы, все ресурсы, используемые в производстве

Основные ограниченные факторы производства [1] – труд, капитал, земля. Добавим более современные факторы, неограниченные в количестве – предпринимательство, наука и информация.

Отличия командной – ограниченность ресурсов и рыночной экономики – ограниченность спроса. Рыночная экономика более мобильная. Плюс рыночной экономики, что она более эффективна, но не всегда (искусство, культура, охрана границ, порядка рынку не интересны, но нужны для благоприятного развития других сфер экономики).

Рыночная экономика (свобода экономического выбора, частная собственность, конкуренция).

Свобода экономического выбора. Предприниматель отвечает за свои действия своим имуществом. Должен быть абсолютно свободен. В идеальном рынке полная свобода должна быть и у покупателя. Частная собственность – гарантия того, что обязательства будут выполнены, плюс это стимул. Если нет конкуренции, нет и рынка. В идеальном рынке должна быть полная конкуренция. Качество в идеальном рынке одинаковое и хорошее. Следовательно, предприниматель конкурирует только ценой, что приводит к постоянному ее снижению.

График спроса и предложения.

Конкуренция. Виды и признаки.

 

4 виды конкуренции (модели рынка).

1. Совершенная.

2. Монополистическая конкуренция.

3. Олигополия.

4. Монополия.

Совершенная. Рыночная власть. Производитель каждый по отдельности не может повлиять на цену на представленном совершенном рынке. В реальной жизни данная модель существовать не может.

Монополистическая конкуренция. Производителей тоже очень много. Продукция не одинаковая, особенная. Существуют барьеры для появления новых игроков на рынке.

Олигополия (олиго – несколько, поли – продавец). Несколько продавцов от 2-х до 10+-. Производители могут конкурировать, а могут и объединиться (например, договориться о цене).

Монополия. Возникает там, где производится абсолютно уникальный продукт, которого больше никого нет. Вообще непреодолимые барьеры. Появление конкурентов практически невозможно.

Разделение труда.

Специализация и кооперирование. На сегодняшний день можно говорить о международном разделении труда.

Рынок делиться на домашние хозяйства (Д) и фирмы (Ф). Идеальная модель чисто рыночной экономики.

Макроэкономика.

Макроэкономические цели любого государства.

1. Макроэкономический рост.

2. Снижение уровня безработицы.

3. Снижение инфляции.

4. Поддержание внешнеторгового баланса.


[1] Труд (количество трудоспособного населения), капитал – уже построенные производственные возможности, земля – природные ресурсы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: