Елизарова Г.В. Культорологическая лингвистика (Опыт исследования понятия в методических целях)/ Г.В. Елизарова. – СПб.: Изд-во «Бельведер», 2000. – 140 с

Темы рефератов.

1. Языковой и культурный концепт.
2. Картина мира и ее виды. (Бердиева Б.)
3. Язык и культура как семиотические системы.
4. Концепция языковой личности, ее уровни. (Бердиева А.)
5. Языковая и культурологическая компетенция коммуникантов и пути ее повышения.
6. Конфликт культур и способы его преодоления.
7. Культурная дистанция и культурная парадигма (культургуманистическая, биокосмическая и др.).
8. Лингвокультурная универсалия и лингвокультурная ситуация.
9. Художественная картина мира как совокупность эстетических категорий и оценок.
10. Национальный характер и национальный менталитет.
11. Этнические стереотипы. (Бердиева M.)
12. Этнический культурный сценарий.
13. Ключевые слова культуры и способы их идентификации (наличие гнезда, широкая применяемость в фразеологизмах и паремиях, параллелизм их лексического значения грамматическому значению конструкций).
14. Показатели культуроспецифичности слов (разработанность семантического поля, отсутствие эквивалентов слова в других языках, частотность употребления).
15. Языковые, этнокультурные и этнопсихологические факторы в процессах общения.
16. Языковые проблемы освоения чужой культуры.
17. Анна Вежбицка и ее вклад в развитие этнолингвистики.
18. Элитарная языковая личность и индивидуальный стиль.
19. Специфика кольоронайменувань в английском и украинском языках.
20. Мультикультурализм в современном мире.
21. Теория культурной грамотности Хирша и ее развитие и критика.
22. Параметры измерения культур (Э. Холл, Фл. Клакхона и Фр. Стродбек, Г.Хофстеде, Маклюэн (McLuhan), Тромпенаарс)
23. Межкультурная чуткость (cultural sensitivity) и проблемы освоения чужой культуры.
24. «Культурный шок», его признаки, стадии и способы преодоления.

 

Реферат по дисциплине «Основы лингвокультурологии» является сложным и ответственным видом учебного задания, который требует от студента глубоких знаний по предмету, умение критически анализировать использованные источники, навыков научной работы. Работа над рефератом предполагает развитие у студентов самостоятельного мышления, умение подбирать и обрабатывать литературу по теме, отбирать необходимый материал для раскрытия конкретной темы.
Реферат по основам лингвокультурологии выполняется на русском или английском языке. Студенту предоставляется право свободного выбора одной из тем в соответствии с его предпочтениями.
Объем реферата - 13-15 страниц. Реферат должен быть четко структурированным с соблюдением следующих требований по оформлению: выделение отдельных частей работы, абзацев, нумерация страниц, правильное оформление ссылок, сносок, цитат, наличие выводов и списка использованной литературы. Обязательным является использование научной литературы на английском языке. В библиографический списка включаются новейшие издания, не менее 5 источников.

Согласование темы и плана реферата с преподавателем должно состояться до 28 февраля.

Основная лттература по курсу

1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. / Н.Ф. Алефиренко. [Учебное пособие]. — М.: Флинта, 2010. — 288 с.

Елизарова Г.В. Культорологическая лингвистика (Опыт исследования понятия в методических целях)/ Г.В. Елизарова. – СПб.: Изд-во «Бельведер», 2000. – 140 с.

3. Маслова В.А. Лингвокультурология. – Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/ В.А.Маслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.

4. Опарина Е.О. Язык и культура/ Опарина Е.О. (Отв. ред.) и др.: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН. - М.: ИНИОН, 1999. - 109 с.

5. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация (Учеб. пособие). – М.: Слово/Slovo, 2000. – 624 c.

6. Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии: учеб.пособие/ А.Т.Хроленко; под ред. В.Д.Бондалетова. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 184 с.

7. Язык и культура. Хрестоматия по спецкурсу для студентов-филологов/ Под ред. проф. Л.Г.Саяховой./ Из-е Башкирск.ун-та. – Уфа, 2000. – 174 с.

 

Дополнительная литература

1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. –М., 2000.

2. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков: грамматическая семантика, ключевые концепты культур, сценарии поведения. –М., 1999.

3. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. –М., 1997.

4. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропологической парадигмы //Филологические науки. 2001. №1.

5. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. –М., 1998.

6. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения/ Язык и личность.

М.,1989. – С.3-8

7. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка //Известия РАН. Серия литературы и языка. 1993. №1. Т.52.

9. Логический анализ языка. –М., 1991 (всі книги серії).

10. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры / Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 191-199

11. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А.Стернин. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. – 314, [6] с. – (Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия).

12. Национально-культурная специфика речевого поведения. –М., 1977.

13. Сепир Э. Язык // В.А.Звягинцев. История языкознания XIX-ХХ веков в очерках и извлечениях. Ч. II. –М., 1965. С. 238.

14. Сепир Э. Положение лингвистики как науки // В.А.Звягинцев. История языкознания XIX-ХХ веков в очерках и извлечениях. Ч. II. –М., 1965. С. 231- 237.

15. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1997.

16. Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к язику //В.А.Звягинцев. История языкознания XIX-ХХ веков в очерках и извлечениях. Ч. II. –М., 1965. С. 255-281.

17. Якимович А. Парадигмы ХХ века //Вопросы искусствознания. 1997. №2. С. 121-133.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: