Ответы Арне Шеллинга, декабрь 2017 г

 

  1. Согласен ли Ринпоче с подобным советом для западных практикующих: будет эффективнее желать перерождения в традиционной буддистской семье, чем пытаться добиться просветления в этой жизни?

- Обрести пробуждение прямо в этой жизни вполне возможно, неважно, вы европеец или из традиционной буддийской семьи. И пробуждение это такая вещь, которая полностью в наших руках, под нашим контролем, мы можем его достичь. Я бы посоветовал использовать этой шанс по полной, взять от него всё. Если традиционной буддийской семьей вы назвали семью тибетскую, то гарантий все равно нет. На сегодняшний день многие их них полные материалисты, что печально.

 

  1. Если не существует бога в буддизме, и никто не спасет тебя от результатов твоих собственных действий, в чем смысл молитвы? И как работает практика молитвы в буддизме?

- Очень хорошо. Да, в буддизме мы вообще-то не молимся для себя сверхъестественным силам извне. Все учителя, будды и идамы – это ведь отражение нашей природы будды. Так что буддизм – подход нетеистический, потому молитва и работает. Это связь и доступ к нашей природе будды. Чем больше мы контактируем с нашей природой будды, тем больше мы охранены от совершения недобродетели. А без них не надо бояться и дурных последствий.

 

  1. Какой путь предпочтительней для последователя Будды: жить в соответствии с правилами современного мира или выйти за пределы этих правил?

- И то, и другое. Всегда хорошо следовать правилам общества, страны, в которой вы живете. С другой стороны, надо понимать, что никакие законы не абсолютны, и нам надо из них вырваться, за их пределы. Если вы познали полностью свою собственную внутреннюю мудрость, то правила вам уже не нужны. А если мнение прочих вас не трогает более (см. вопрос 4), на вас будут смотреть свысока или сделают изгоем. Но об этом тревожиться не стоит. Вы приносите им пользу, им этого не понять. Царь Трисонг Децен сказал: «изгнанный людьми, найденный бродячими псами, почитаем богами». Потому не бойтесь.

 

  1. Как сохранять независимость от мнения других?

- См. выше

 

  1. Лучший способ для поддержания осознанности каждый день?

- Хорошо то, что осознанность сама по себе всегда доступна. Нам надо просто памятовать о сохранении осознанности. Это бесплатно, это не надо откуда-то доставать, просто надо помнить, что надо осознавать. Мы можем везде так делать. Может, полезным будет поразмышлять о «выгоде, преимуществах» осознанности, это поможет почаще о ней вспоминать. А чем чаще вы о ней вспоминаете, тем сильнее благая привычка осознавать.

 

  1. Что нужно делать, если в доме завелись тараканы и гуманные методы уже не работают? Можно ли вызвать службу по устранению насекомых? В доме ребенок и нет антисанитарии (они мигрировали из подвала при ремонте).

- К несчастью, такое бывает. Молитесь заранее о том, чтобы не попадать в такие ситуации, читайте мантры. Может, есть научные средства, чтобы тараканы не заползали в вашу квартиру. Но раз они уже приползли, и это, правда, доставляет вам большой дискомфорт и трудности, и мирные средства не помогли, то да – применяйте методы более гневные с благой мотивацией и молитвами для их блага. Если вы получали пхову, сделайте ее для насекомых. Либо читайте им отрывки из «Тибетской книги мертвых». Включите это в вашу практику.

 

  1. Что в уме создаёт причины для необходимости ежедневно ходить на работу? На что нужно обратить внимание, чтобы изменить ум и окружающую среду на более свободную для практики и не привязанную к источникам средств для существования?

- Если у вас денег много, то работать глупо. Тогда лучше всего просто практиковать и учиться. Если денег вам не хватает, вам надо заработать на жизнь, оплачивать счета – работайте. Может, вам стоит урезать ненужные траты. Тогда работать надо будет меньше, сможете больше практиковать, или заниматься своим ребенком. Кем бы вы ни работали, постарайтесь жить правильно, применяя 3 великих метода «хорошо в начале, хорошо в середине и хорошо в конце».

 

  1. Какой способ будет наилучшим для того, у кого, хотя и есть некоторая степень отречения и отвращения к сансаре, остается необходимость зарабатывать деньги на жизнь и взаимодействовать с системой. Если у него нет семейных и иных обязанностей, должен ли он искать возможность для практики в ретрите, и как правильно это сделать? Или он должен заставить себя совместить жизнь в обществе с практикой, искать баланс, хотя почти и без продвижения в практике

- См. выше.

 

  1. Практикуя буддистский путь, обрамлённый тибетской традицией, велика вероятность затеряться в индо-тибетских мотивах и уже не добраться до сути практики. Порой даже пытаешься откинуть себя куда-то в прошлое, в Тибет. И в итоге тонешь в фантазиях и сравнениях, вместо того чтобы интегрировать практику с повседневной жизнью 21-го века. Неужели искусные методы тантры невозможны без того, чтобы учить санскрит, тибетский язык, мудры и прч? Или это зависит от способностей человека? Например, можно ли достичь реализации, используя пение или игру на музыкальном инструменте?

- Пробуждение вам принесет воззрение/осознанность, т.е. мудрость, объединенная с искусными методами, т.е. состраданием. С религией, языковыми навыками, мудрами, культурой, или без них, если вы две эти вещи практикуете, определенно пробудитесь. В общем, это зависит естественно от ваших способностей. От ваших кармы и заслуг зависит то, какая именно религия/колесница/традиция вам больше подойдет для этого. Тупой ум, бьющий в барабан, только пошумит, но не даст реализаций.

 

  1. Говорится, что будды из сострадания не уходят в нирвану и в то же время не остаются в сансаре, но проявляются бесконечно, на благо существ. И так же говорится, что бодхисаттвы проявляются для пользы существ, пока существует пространство. Значит деятельность будд и бодхисаттв бесконечна, как и бесконечно существование миров и существ? И по сути, никакого «просветления» нет, условно говоря, а всё есть лишь бесконечное сострадательное движение?

- Будды пробуждены, так? Мудростью они вышли из самсары, а состраданием – из нирваны. Это буддовость, и оттуда они «желают» помогать существам и с то же время «знают», как это сделать. Будды могут являться в бесчисленных формах, исполняя бесчисленные просветленные деяния и освобождая бесконечное число самсарных существ. Это все они могут, потому что пробудились.

  1. Тогда зачем такие четкие разделения на будд и бодхисаттв? Пакчок Ринпоче, отвечая на мой вопрос, сравнил это со светом Луны и Солнца. Бодхисаттва, видя проблему, идёт и решает её. В то время, как будда…и Ринпоче изобразил сидячее и невозмутимое положение. Может ли человек оставаться с теми же привычками и интересами, но умом быть буддой? Однажды я прочла, что кто-то из лам назвал 16 Кармапу бодхисаттвой 8-го уровня, и меня это очень смутило.

- Не понимаю, что конкретно вас смущает. Бодхисаттвы на этих уровнях уже точно вышли из самсары, но еще имеют тонкие омрачения, которые надо будет очистить в течение этих 10 уровней, пока не будет достигнуто полное пробуждение. Хотя я чрезвычайно почитаю Пакчока Ринпоче, расшифровать конкретно это учение сложно. Его стиль сиюминутен – он передает больше, чем выражают слова, намекая. Так что надо было присутствовать при этих его словах. Будды определенно сравнимы с солнцем, ведь они в равной мере сияют для всех, без предпочтений и пристрастности. А бодхисаттвы – еще нет. Они просто отражение (луноподобное) будд, они помогают существам, но все еще очищают свои омрачения. Касаемо 16 Кармапы, надо быть на как минимум его уровне, чтобы судить о его реализации. Так что это вне моей компетенции. Обыватели вроде меня по природе будды, но временно запятнаны своими склонностями.

 

  1. Если нирвана и сансара лишь наименования и равны в природе ума, то о каком уходе в нирвану может идти речь? И мы просим учителей не уходить в неё. Что означает «уйти»?

- На абсолютном уровне – да, это просто обозначения. И по природе они равны. Если вы не являетесь еще хотя бы бодхисатвой первого уровня — то хотя они по природе и равны, их характеристики проявляются по-разному: горе против покоя. Нирвана в шравакаяне это более пробуждение для себя. Это мы и просим учителей не делать – не уходите в нирвану. Мы напоминаем им об их сострадании, или лучше сказать «мы напоминаем себе, что у них есть сострадание», чтобы не уйти в нирвану, а все время являться в самсаре для нашего блага.

 

  1. Кого из живущих сейчас учителей, возможно неизвестных широкому кругу людей, Ринпоче мог бы посоветовать в качестве квалифицированных и наилучших практиков Дхармы, к кому можно было бы обратиться за получением наставлений и учений?

- Ринпоче очень хорошо отзывается о группе «Падмаркара» (Додонь, Франция), европейцах/переводчиках Джоне Канти, Вулстоне Фолетчере. Еще есть назначенные им самим наставники из его сангхи.

  1. Как научиться видеть всех учителей как проявление Будды Ваджрадхары и какой бы Вы дали практический совет касательно слияния своего ума с умом гуру?

- Можно приучиться себя видеть всех существ либо вех учителей буддами, напоминая себе, что всё – лишь наше восприятие. А видеть их вместо будды обывателями – запутанность и загрязненное восприятие. Так что видеть их буддами – истина, более верное восприятие того, что видится обычным человеком. Так же и обычный мир, звуки, это все поля будд и мантры. Но благодаря своему омраченному восприятию мы их таковыми не видим. Чем больше вы чувствуете нераздельность с гуру, тем более вы с ним нераздельны. Это обучение посредством такого делания.

 

  1. Иногда в моем уме возникает желание не иметь тело. Я вижу в этом противоречие с тантрическим воззрением (мое тело – собрание божеств). Как мне медитировать в этом случае?

- Да, на уровне танры тело рассматривается, как необходимый инструмент для пробуждения. Со всеми своими чакрами, нади, праной и бинду, со всем, что основывается на 6 элементах, с 2каплями и всем прочим. Так оно и есть. Так что будьте супер счастливы, что вы обладаете этой драгоценной колесницей, телом. С другой стороны, ум наш не всегда работает на уровне высшей тантры, мы страдаем, когда тело болеет, расстраиваемся, когда устали, уперлись или ленимся. Тогда время применить сутрическое учение по теме тела, избавиться от привязанности к нему. Но понимая, что мы обрели эту человеческую жизнь, столь драгоценную.

 

  1. Что делать, если гуру нравится мне как мужчина/женщина в романтическом плане?

- Такое бывает! Естественно, отношения учитель-ученик это не то. Но это может быть средством на пути. Может, учителя выглядят такими привлекательными, чтобы зацепить нас крюком [метода] и привести на путь. Но там, на пути, мы выйдем за пределы романтического влечения, поймем, чтобы учителя здесь лишь для того, чтобы “дать” нам пробуждение, и ничего более того. Они нам не папа, не брат, не любовник, к которым у нас есть эмоциональные ожидания. Но опять же, для начала это нормально. Это даже большое продвижение, ведь нас тогда не влечет более к людям тупым и вредным.

 

  1. Рядом с учителем хочется начать новую жизнь и принять постриг, а когда его рядом нет, ум занят другими мыслями и желаниями. Оба ли эти желания бесполезны?

- О, так всегда, очень вас понимаю. Наши учителя так нас вдохновляют – бросить все мирское напрочь, сфокусировавшись на пути, практике дхармы. Это хорошо. И желание принять постриг это очень хорошо. Держитесь этого, если это для вас не просто романтика. Но отнеситесь ответственно, не торопитесь. Ведь наша практика нестабильна, и мы естественно это все теряем, когда уезжаем от гуру. Нам надо больше практики, устойчивости ума, который занят мирской суетой – но мы в ней не запутываемся, и некоторым образом продолжаем “желать уйти в постриг”.

 

  1. Про Будду Шакьямуни и перерождения лам (например, Его Святейшества Далай-ламы и Кончога Ринпоче) снимают много художественных и документальных фильмов. Почему никто не снимет спин офф например про Субхути? Он такой классный парень!

- Да, Субхути хорош, о нем можно целый сериал снять. И про Тилопу/Наропу/Марпу/Миларепу/Гампопу, Вирупу/Сакья Пандиту, Гуру Ринпоче / царя Трисонга Децена / Лонгченпу, Цонкапу и других, выбрать трудно, настоящие муки выбора.

  1. Как практиковать воззрение дзогчен?

- Во-первых, вам нужен подлинный наставник, который укажет вам на природу вашего ума, и затем вы должны быть уверены, что делать больше нечего. Потом делая практику, которую она или он вам дали, вы научитесь чаще и дольше пребывать в этой природе ума. Это самый легкий способ пробуждения и ответ на вопрос 20. Но вам нужен подлинный мастер для введения [в природу ума], и вы сами при этом должны быть учеником, подходящим для данного введения [в природу ума].

 

  1. Как достичь просветления (реализации) без усилий?

 

***


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: