Определение грузоподъемности мостов

ТЕМА № 12 ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА МОСТОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ МОСТОВ.

(наименование темы по программе)

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения группового занятия № 14

(вид занятия)

Общие сведения об инженерной разведке и грузоподъемности мостов.

(наименование занятия)

 

 

Время –2 часа

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

(предметно-методической комиссии)

«____» ___________________ 2014г.

протокол № ______

 

 

Хабаровск

1.Учебные и воспитательные цели: После изучения вопросов занятия слушатели и студенты должны знать:

- организация и ведение разведки моста;

- способы определения грузоподъемности моста;

2.Расчет рабочего времени:

Содержание занятия Время, мин
Вступительная часть: Доклад дежурного по взводу. Проверка наличия личного состава, формы одежды, готовности взвода к занятию. Объявление темы занятия, учебных вопросов и цели занятия, литературы. Краткий опрос по ранее пройденной теме занятия. Дать введение по теме.   Учебные вопросы (основная часть) 1. Цели и задачи, состав подразделений разведки. 2. Способы определения грузоподъемности моста. Заключение по теме. Заключительная часть: Подведение итогов занятия. Ответы на возникшие вопросы. Проверка качества усвоения материала занятия. Заданиенасамостоятельнуюподготовку.          

3. Учебно-материальное обеспечение:

1.Мультимедиа;

2.Учебная литература: Военно-мостовая подготовка Воен.издательство МО СССР 1977.;

3. Слайды по теме занятия.

4. Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению занятия:

Целью занятия является изучение общих сведений об инженерной разведке мостов и определению их грузоподъемности.

При подготовке к проведению занятия необходимо:

- уяснить тему и вопросы занятия по тематическому плану;

- определить и уяснить учебные и воспитательные цели;

- изучить содержание занятия;

- подобрать необходимые для занятия наглядные пособия, технические средства обучения;

- детально продумать ход занятия, распределить время на отработку вопросов;

- составить план проведения занятия.

 

5. Литература и пособия, рекомендуемые руководителю для подготовки и проведения занятия:

1. 1.Учебник: Военно-мостовая подготовка, Воен.издательство МО СССР 1977.;

2. 2. Учебник: Военные автодорожные мосты, Воен.издательство МО СССР 1977.;

3. 3. Учебник «Восстановление и эксплуатация мостов на военно-автомобильных дорогах» М.Воениздат 1987 г.;

4. 4. Учебник «Технические условия проектирования военных автодорожных мостов и переправ» М.Воениздат 1974 г.

5.

6. Содержание занятия на 16 листах

 

Тема №12. Инженерная разведка мостов. Определение грузоподъемности мостов.

ЗАНЯТИЕ №14

Учебныевопросы:

1. Инженерная разведка мостов.

2. Определение грузоподъемности мостов.

 

. 1. Инженерная разведка мостов.

Инженерная разведка производится в целях:

1) Установления состояния моста и определения его грузоподъемности для пропуска войсковой техники;

2) Принятия решения об усилении моста при недостаточной его грузоподъемности;

3) Определения степени и характера повреждений и разрушений моста и принятия решения о целесообразности и возможности его восстановления;

4) Получения необходимых данных для принятия решения на строительство моста на обходе в случае невозможности использования поврежденного моста.

В ходе инженерной разведки производится проверка моста и подходов на заражение и минирование.

В результате инженерной разведки составляется карточка инженерной разведки моста, в которой приводятся:

-место расположения моста;

-сведения о пролетных строения и опорах;

-сведения о повреждениях и разрушениях моста;

-выводы о грузоподъемности и рекомендации по возможным способам усиления и восстановления элементов.

К карточке прикладывают схему моста в масштабе 1:500-1:2000 с характеристикой преграды, подходов к мосту и другими сведениями, схемы пролетных строений (фасад и поперечные сечения) и опор, отличных друг от друга, в масштабе 1:100-1:200, а при необходимости фотографию моста в целом, чертежи (эскизы) и фотографии отдельных поврежденных элементов (узлов) конструкции моста.

Для инженерной разведки моста в зависимости от его длины и конструкции выделяется инженерный разведывательный дозор (ИРД) в составе от одного отделения до взвода во главе с офицером.

ИРД должен иметь карты масштабов 1:50000-1:100000, бинокль, комплект средств разведки водных преград фотографический аппарат, уровень, отвес, складные метры, рулетки, ручные буравы, шанцевый инструмент, складные (надувные) лодки, средства разведки заграждений и заражений.

Для обследования металлических и железобетонных мостов кроме того, необходимо иметь кувалды, зубила, напильники, штангенциркули, кронциркули, лупы, стальные щетки.

Определение состояния моста.

На грузоподъемность деревянных мостов, не имеющих механических повреждений и разрушений, влияют износ настила, поражение древесины гнилью, недостаточно плотное сопряжение элементов в узлах, трещины и изломы в несущих элементах, трещины и обмятия во врубках и узловых подушках, недостаточное натяжение металлических тяжей в фермах типа Гау-Журавского, трещины в накладках с нагельными и болтовыми соединениями, неплотная приторцовка стоек к сваям в местах сроста перекосы опор.

Износ настила, недостаточно плотное сопряжение элементов, трещины и обмятия, неплотная приторцовка и другие дефекты устанавливаются внешним осмотром с замером их величин.

Загнивание древесины устанавливается осмотром, простукиванием, сверлением буравоми и подтеской топором. При осмотре обращают внимание на цвет и структуру древесины. Коричневый или бурый цвет при сверлении показывает, что древесина поражена гнилью. Загнившая древесина при простукивании издает глухой звук. У здорового леса звук при простукивании должен быть звонким.

Поражение гнилью обычно происходит в местах сопряжения элементов конструкции:

- в местах опирания верхнего настила на нижний, настила на поперечины или прогоны, прогонов на насадки, насадок на сваи или стойки;

-в местах сроста свай и стоек;

- в гнездах шпонок или колодок в составных прогонах;

-в узлах деревянных ферм, стыках поясов, местах прикрепления связей.

Проверка достаточности натяжения тяжей в фермах типа Гау-Журавского производится ударом молотка по тяжу: ясный и чистый звук обозначает хорошее натяжение тяжа, глухой звук—плохой натяжение тяжа.

На грузоподъемность металлических мостов, не имеющих механических повреждений, влияет поражение металл ржавчиной и расстройство заклепочных соединений.

На грузоподъемность бетонных и каменных арочных мостов, не имеющих механических повреждений, влияет наличие поперечных и наклонных трещин в сводах и выщелачивании швов в кладке сводов. Местоположение и направление трещин должно быть указано на схеме свода.

Обследование поврежденных мостов.

Для выявления повреждений и разрушений в первую очередь осматривают основные элементы пролетных строений и опор:

-В простейших балочных деревянных мостах—прогоны, насадки, сваи, связи в опорах и между ними;

-В деревянных или металлических мостах с фермами – элементы балок и ферм, узлы ферм, балки проезжей части и места крепления их;

-В железобетонных, бетонных и каменных мостах—балки и своды.

В мостах возможны следующие повреждения или разрушения элементов:

-пробоины в проезжей части;

-погнутости сплошных металлических балок и элементов сквозных ферм;

-повреждения и разрушения отдельных элементов моста и его узлов;

-трещины в сварных швах и в основном металле.

Замер величины погнутости производится с помощью проволоки, натянутой вдоль погнутого элемента.

Наиболее вероятно образование трещин в основном металле в следующих местах:

-около сварных швов (заклепок);

-в поясных уголках балок (особенно при отсутствии поясных листов);

-в местах прикрепления продольных балок к поперечным и поперечных к фермам (балкам);

-у высадок и резких перегибов;

-в местах приварки элементов к прокатным балкам.

Признаками трещин являются наличие ржавых подтеков, растрескавшаяся и облупившаяся краска, дребезжащий звук при постукивании молотком.

При подозрении на наличие трещин сварные швы или основной металл очищаются до металлического блеска и осматриваются через лупу.

Обнаруженные трещины зарисовываются, определяется их положение и направление, а также фиксируется их длина и глубина.

При разведке металлического моста, поврежденного огнем, в первую очередь обследуются места непосредственного воздействия пламени, которые выявляются по обгоревшей краске, следам копоти и т. п. При пережоге сталь имеет оплавленные места и пленку окалины серо-синего цвета.

Определение грузоподъемности мостов.

Не требуют определения грузоподъемности при условии удовлетворительного состояния пролетных строений и опор и допускают пропуск любой войсковой техники, отвечающей основной категории грузоподъемности, в одну полосу движения с дистанцией не менее 25 м постоянные мосты следующих видов:

-железобетонные, бетонные и каменные;

-металлические автодорожные и городские постройки после 1945г;

-металлические мосты с асфальто- и цементобетонным дорожным покрытием;

-металлические городские с двухпутным трамвайным движением широкой колеи (в СССР ширина колеи 1524 мм, за рубежом -- 1435 мм);

-металлические со сварными и клепано-сварными соединениями;

-металлические железнодорожные широкой колеи.

Грузоподъемность моста в целом характеризуется наименьшей грузоподъемностью его отдельных элементов, определяемой расчетным методом.

На основе полученной грузоподъемности моста и сравнения с расчетными нагрузками делается вывод о категории грузоподъемности моста в целом (основная, пониженная, повышенная) или по определенной грузоподъемности моста устанавливается возможность пропуска по мосту реальных боевых или транспортных машин.

Определение грузоподъемности металлического моста, имеющего явные признаку воздействия высоких температур, а также бетонного и каменного арочных мостов, имеющих поперечные и наклонные трещины в сводах, производится пропуском пробных нагрузок.

Грузоподъемность металлических мостов, а также деревянных и деревометаллических мостом определяется расчетным методом.

Грузоподъемность металлических мостов определяется из условия прочности главных ферм (балок), поперечных и продольных балок проезжей части.

Металлические главные фермы арочных и комбинированные мостов не требуют проверки грузоподъемности, а главные фермы балочных мостов пролетом, равным 40 м и более, допусками пропуск любой техники, отвечающей мостам основной грузоподъемности, а пролетом, равным 50 м и более, отвечающей мостам повышенной грузоподъемности (дистанция между машинами не менее 25 м).

Грузоподъемность деревянных мостов определяется из условия прочности ферм (балок), поперечин, поперечных балок, прогонов, свай и насадок (на смятие).

Прочность рабочего настила простейших деревянных мостом при сохранившемся защитном настиле и несущего настила металлических мостов не проверяется.

Для определения возможности пропуска реальных гусеничных и многоосных колесных нагрузок их давление принимается по фактической массе при длине опорной поверхности, равной расстоянию между осями крайних катков или осями крайних колес. Давление осей тележки прицепа принимается с коэффициентом 1,05.

При определении грузоподъемности главных ферм (балок), продольных балок, а также свай (стоек) коэффициент неравномерности определяется по формуле:

,

где b — расстояние между осями крайних ферм (балок), а в опорах расстояние между осями крайних свай, (стоек) или кустов свай;

n — количество ферм (балок) в поперечном сечении моста; для продольных балок в мостах с ездою поверху — суммарное количество главных ферм (балок) и продольных балок по ширине моста; для свай (стоек)—количество их в плоской опоре или количество кустов свай (стоек) в ряду башенной опоры;

е — эксцентриситет приложения нагрузки, в двухпутных мостах равный 0,75 м, а в однопутных определяемый по формуле:

,

где Вп.ч.— ширина проезжей части;

Вн — расстояние между наружными краями колес или гусениц.

При определении грузоподъемности прогонов коэффициент неравномерности определяется:

-для гусеничной нагрузки, а также для многоосной колесной нагрузки и тележки полуприцепа при железобетонной плите по предыдущей формуле.

Динамический коэффициент для металлических главных ферм (балок) принимается по формуле:

,

где I — пролет главной фермы (балки).

Для металлических продольных балок, прогонов и поперечных балок динамический коэффициент 1+м принимают равным 1,15, а для элементов деревянных мостов— 1.

Определение грузоподъемности прогонов, поперечин, продольных и поперечных балок

Грузоподъемность прогонов и продольных балок определяется по формуле:

.

где n — суммарное количество главных ферм (балок) и продольных балок в мостах с ездою поверху или суммарной количество прогонов по ширине моста; m— полное количество колесных осей расчетной или действительной нагрузки;

Мдоп — допускаемый изгибающий момент одной продольной балки или прогона;

Мпост — изгибающий момент от постоянной нагрузки в одной продольной балке или прогоне;

Кн — коэффициент неравномерности;

Km — коэффициент, принимаемый по табл. 1;

1+м. — динамический коэффициент

Таблица 1

m1 Кm
  l/4
  (l-a)/2
  (3l-4a)/4

Примечание. l — расчетный пролет продольных балок или прогоном; а — расстояние между осями колес; m1 — количество колесных осей, располагаемых на длине пролета прогона или продольной балки.

Допускаемый изгибающий момент (тс*м) для металлической продольной балки (прогона) определяется по формуле:

,

где Rи — расчетное сопротивление на изгиб;

Wд— момент сопротивления (см3) сечения балки, который определяется по таблицам 2.

Таблица 2

Тип сечения Момент сопротивления, см3 Тип сечения Момент сопротивления, см3
I 0.1d3 Ia
II IIa
III IIIa
IV 0.2d3 IVa

 

Рис. 1. Поперечные сечения простых и составных прогонов (поперечин и поперечных балок):

I — простой прогон из бревна; 1а — простой прогон из бруса: II— двухъярусный прогон из бревен; IIа — двухъярусный прогон из брусьев; III — трехъярусный прогон из бревен; IIIа — трехъярусный прогон из брусьев; IV — сложный прогон из бревен; IVa — сложный прогон из брусьев

Изгибающий момент (тс*м) от постоянной нагрузки и одной продольной балке или одном прогоне определяется по формуле:

,

где g1 — постоянная нагрузка от массы проезжей части или пролетного строения;

Вп.ч.— ширина проезжей части, м;

I — расчетный пролет продольной балки или прогона, м;

n-- в мостах с ездою поверху суммарное количество главных ферм (балок) и продольных балок или суммарное количество прогонов по ширине моста.

Грузоподъемность (т) поперечин при расстоянии между главными фермами (балками) более двойного расстояния между серединами колес или гусениц определяется по формуле:

.

Грузоподъемность поперечин (т) при расстоянии между главными фермами (балками) менее двойного расстояния между серединами колес или гусениц определяется по формуле

,

где Мдоп — допускаемый изгибающий момент в поперечине,тс-м;

b — пролет поперечины или расстояние между осями главных ферм (балок), м;

bн — расстояние между осями колес или гусениц, м;

а — коэффициент, учитывающий упругое распределение временной нагрузки, вводимый только при расчете поперечины на пропуск тележки прицепа или автомобиля; при двух фермах по ширине моста а = 0,6; причетырех а = 0,7 и при шести а = 0,8;

t — ширина гусеницы или колеса, м.

Грузоподъемность (т) поперечных балок при расстоянии между главными фермами (балками) более двойного расстояния между серединами колес или гусениц определяется по формуле

.

Грузоподъемность поперечных балок при расстоянии между главными фермами (балками) менее двойного расстояния между серединами колес или гусениц, а также если при эксцентриситете е<0,75 м гусеница может располагаться посередине поперечной балки, определяется по формуле

,

где Мдоп — допускаемый изгибающий момент в поперечной балке, тс - м;

Мпост — изгибающий момент от постоянной нагрузки, тс-м;

b — расстояние между осями главных ферм (балок)—расчетный пролет поперечной балки, м;

bн — расстояние между серединами колес или гусениц, м;

t — ширина колеса или гусеницы, м;

1+м — динамический коэффициент;

Кпр — коэффициент, учитывающий продольную установкувременной нагрузки.

Изгибающий момент (тс*м) от постоянной нагрузки поперечной балке определяется по формуле

Где g1--постоянная нагрузка от массы проезжей части, тс/м2;

d--расчетный пролет продольных балок, м;

b--расчетный пролет поперечной балки — расстояние между осями главных ферм (балок), м;

l --расчетный пролет прогонов, м.

Грузоподъемность главных ферм (балок) (т) определяется по формуле

где Мдоп — допускаемый изгибающий момент в одной главной ферме, тс -м;

Мпост — изгибающий момент от постоянной нагрузки одной главной ферме, тс - м;

n — количество главных ферм (балок) по ширине моста;

/ — расчетный пролет главной фермы (балки), м;

s — расчетная длина опорной поверхности гусеницы или база многоосной колесной нагрузки, а для реальных машин расстояние между осями крайних катков гусеницы или крайних колес многоосной колесной машины, м;

Кн — коэффициент неравномерности;

1+м — динамический коэффициент.

Допускаемый изгибающий момент (тс-м) в металлических сквозных и дощато-гвоздевых балках, а также в фермах типа Гау-Журавского определяется по формуле

где Косл — коэффициент ослабления, равный для ферм типа Гну Журавского и дощато-гвоздевых ферм 0,8, для метиллических сквозных ферм 0,85;

Fбр — площадь поперечного сечения нижнего пояса без учета ослабления, см2; Rp — расчетное сопротивление на растяжение для дерева (сосны и ели), равное 130 кгс/см2, для стали класса С38/23—1900 кгс/см2;

ho — расчетная высота фермы (балки), м.

Изгибающий момент (тс-м) от постоянной нагрузки в одной главной ферме (балке) определяется по формуле

где g2 — постоянная нагрузка от массы пролетного строении, тс/м2;

Вп.ч — ширина проезжей части, м;

I — расчетный пролет главной фермы (балки), м;

n — количество главных ферм (балок) по ширине моста.

Грузоподъемность свайной или рамной плоской опоры (т) по условиям прочности насадки и несущей способности свай определяется по формуле

,

Где Адоп — наименьшее допускаемое давление на сваю или стойку;

nс — количество свай в опоре;

Кн — коэффициент неравномерности;

Кпр — коэффициент, учитывающий продольную установку временной нагрузки;

Aпост — давление на опору от постоянной нагрузки (тс), равное Aпост = g2Bп.ч.l,

Где g2 — постоянная нагрузка от массы пролетного строения, тс/м2;

Вп.ч — ширина проезжей части, м;

I — расчетный пролет моста, м.

Допускаемое давление (тс) на сваю или стойку по условию работы насадки на смятие определяется по формуле

,

Где Rсм — расчетное сопротивление на смятие древесины насади поперек волокон, кгс/см2;

FCM— площадь смятия насадки (см2), определяемая по формуле F~dcbH,

где dc — диаметр сваи или стойки в месте примыкания к насадке, см;

bн---ширина стески насадки, см.

Грузоподъемность свайных башенных опор ферменных пролетов моста определяется по формуле

Где Адоп — наименьшее допускаемое давление на сваю;

nк — количество кустов свай в одном ряду свай опоры;

nс — количество свай в кусте;

/ — расчетный пролет фермы (балки), м;

С — ширина опоры (расстояние между осями ряда свай), м;

s — расчетная длина опорной поверхности гусеницы или база многоосной колесной нагрузки, а для реальных машин расстояние между осями крайних катков или крайних колес, м;

Кн—коэффициент неравномерности;

Апост — давление на сваю от постоянной нагрузки (тс), определяемое по формуле

Где g2 — постоянная нагрузка от массы пролетного, то/м2;

Вп.ч — ширина проезжей части моста, м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: