II. Дайте развернутые ответы на эти вопросы

Что такое романтизм?

Прочитайте текст

В старину рассказывали о каком-то чудаке-изобретателе, который смастерил необыкновенные очки. Всякий, кто их одевал, видел мир совсем не таким, каким он видел его прежде. Покосившиеся ветхие дома превращались в чудесные замки, старые, некрасивые женщины в молодых красавиц, мужчины – в благородных рыцарей, краюха ржаного хлеба – в кремовый торт, осенний сумрак – в майское утро…

Эти удивительные очки так полюбились людям, что они долго носили их, не снимая, чтобы не видеть серого однообразия реального мира. Постепенно очки стали такой же необходимой принадлежностью человека, как глаза, нос, уши. И уже никто не знал в точности, реален ли тот мир, который он видит, или это всего лишь иллюзия, созданная искусством мастера.

Постепенно стали раздаваться голоса о том, что опасно вводить людей в заблуждение, что нельзя подменять действительность выдумкой. Мастера привели в суд.

«Ты не волшебник, ты всего лишь жалкий обманщик, расчетливый фокусник, который вместо реальности подсовывает людям раскрашенную картинку!» – сказали ему обвинители. Мастер улыбнулся и спросил:

«А кто из вас может сказать, как выглядит реальность? Летом мы видим одну картину, зимой все покрывается снегом, и мир меняется. Утром земля, освещенная солнцем, сияет множеством красок, а ночью она окрашена в черный цвет. Вот и спросите себя, какой мир более реален – тот, который вы видите днем, или тот, каким он становится ночью? Кто вам сказал, что мои очки искажают мир, а не придают вашим глазам больше зоркости? Не будете же вы говорить, что микроскоп искажает действительность, хотя мы через его линзы видим то, чего нельзя увидеть невооруженным взглядом? Земля нашему глазу кажется плоской, как сковорода, хотя каждый из нас знает, что мы живем на вращающемся шаре! Так что же вы и теперь будете утверждать, что ваши глаза без очков видят мир таким, какой он есть на самом деле? Может быть, как раз наоборот: мои очки дают возможность увидеть жизнь во всей полноте ее красок?!»

Эта история позволяет нам выявить существенную черту романтизма: идеал, то есть то, что должно быть, воспринимается как истина, а реальность, то есть то, что есть, рассматривается как обман.

Отсюда тяготение романтиков к творчеству, которое они считают высшим выражением личности, ведь творец создает то, чего не было, и эта способность делает его равным богу. Уже только то, что романтики осмеливались ставить человека-творца на одну доску с богом, свидетельствует об их глубоком интересе к личности.

Если классицисты в первую очередь рассматривали человека как гражданина и воспевали его гражданские качества: бескорыстное служение государю, верность долгу, способность пожертвовать личными интересами во имя общего блага, то для романтиков главное в человеке его свобода. Свобода от чужих мнений, свобода от чужой веры, свобода от чужой власти. Яркая, независимая, исключительная личность – вот идеал романтиков.

Понятное дело, что свобода быть таким, как я хочу быть, думать, как я считаю нужным, делать то, что я считаю для себя важным, ведет к конфликту с общественными устоями. Окружающим может не понравиться моя прическа, им может не понравиться моя манера разговаривать, их может напугать мое поведение. Вот почему типичный и основной мотив у романтиков – побег героя из того мира, который отнимает у человека право быть самим собой. Но бежать некуда! Человек один не может, романтик из одного места приходит в другое, но там тоже есть люди, у них свои нормы, свои законы, свои традиции, которые сковывают свободу личности. Что же остается?

Перед романтическим героем открываются два пути. По первому пути идут мечтатели. Романтик после долгих скитаний приходит к выводу, что желанного идеала в реальности найти невозможно. Остается только одно – построить его в своей душе, заменить жалкую действительность прекрасной мечтой. Второй путь – это путь борцов: изменить реальный мир так, чтобы он соответствовал идеалу. Только возможно ли это сделать? Вот почему в романтизме постоянно сочетаются противоположные чувства: надежда и разочарование, вера и сомнение, радостное вдохновение и отчаяние. Романтик хочет убежать из дома, а, убежав, хочет вернуться. Ему хочется одиночества, но, оставшись один, он страдает без людей. Постоянная неудовлетворенность становится проклятием романтического героя. Он, если использовать аналогию американского писателя Г. Мелвилла, похож на корабль, который оказался в бушующем море между скалистыми берегами и теперь не может причалить, потому что волны разобьют его о прибрежные камни. Не может, да и не хочет. Противоречивость жизненных устремлений романтиков проявляется в этом примере.

Но романтики тем и ценны для культуры человечества, что будоражили мысль, показали силу человеческой души, ее глубину и широту. Не случайно они так любили изображать охваченные штормами моря, полыхающее грозами небо, потому что и море, и небо для них воплощали беспредельную мощь и загадочность человеческой души.

II. Дайте развернутые ответы на эти вопросы

1) Закончите предложение: реалист видит мир, таким, какой он есть на самом деле, а романтик таким, каким __________?

2) Как романтики воспринимают мечту и чем для них является действительность?

3) Чем, по мнению романтиков, должен заниматься человек, чтобы стать равным богу?

4) Чем отличается понимание человека у романтиков от того, какое сложилось у классицистов?

5) Какое качество романтики провозгласили как высшую ценность человека?

6) Почему романтический герой вступал в конфликт с обществом?

7) Какие два способа были у романтика, чтобы достичь идеала?

8) Какой смысл имели у романтиков образы моря и неба?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: