Лекция 3. Пневматология

Пневматология – вера человека и Церкви в Св. Духа (СД или ДС далее по тексту).

Догмата о С.Д. в настоящее время не существует, и не будет существовать, т.к. Вселенские соборы (ВС далее по тексту) закончились.

Если во время 1 ВС речь шла о взаимоотношениях Отца и Сына, то на 2-м ВС встал вопрос об отношениях Отца и СД. Во время 2 ВС в 381 году было принято решение о единосущии СД отцу, о Его божественной природе, т.е. СД воспринимается не как Что, как энергия, а как Кто, третья ипостась Св. Троицы, личностная ипостась, живая ипостась, такая же как Отец и Сын-слово. Во время формирования трактовки Символа Веры нигде не упоминается, что СД – Бог, но говорится, что Он от Отца исходит и также прославляется с Отцом и Сыном, т.е. упоминается прикровенно в Символе Веры. Это было сделано для того, чтобы обучать людей вере, которые массово входили в христианство, т.е. чтобы любой мог понять. Поэтому Ц. говорит о божестве СД, но говорить прикровенно. Второй ВС говорит о том, что СД превечно исходит от Отца, так же как Сын превечно рождается от Отца, т.е. исходит в вечность и Их отношения с Отцом, Их отношения с Сыном. Это отношения с одной стороны любви к Богу и равенства по природе, по своей сущности, но с другой стороны монархичные. Богословие различает внутритроичные отношения, т.е. качества лиц С. Троицы – об Отце мы можем сказать, что он безначален, о Сыне, что он превечно рождается от Отца, о ДС, что он превечно исходит от Отца. Это качества лиц Св. Троицы, которые проявляются в их внутренних взаимоотношениях. Когда Бог действует во вне, т.е. творит мир и действует в этом мире, то здесь мы говорим о едином Боге Св. Троицы и в этом случае уже утверждаем, что все лица Св. Троицы действуют и участвуют в этом действии. Так, если искупитель Христос, то Он приходит в этот мир по слову Отца и приходит наитием СД на Марию. На 2-м ВС принимается догмат о Св. Троице.

Ипостась – лицо, личностное бытие, и Сына и СД. Точку зрения о иерархичности Св. Троицы церковь отвергла.

Взаимоотношения внутри Св. Троицы говорят нам о том, что и Христос, когда возносится по правую руку от Отца, но при этом обещает ученикам, быть с ними до скончания века, и Он прибывает с ними, пребывает в собрании Церкви, пребывает в сердцах святых именно в ДС. По-другому Он не может, т.к. Он развоплотился во время Воскресения, и приобретает после Воскресения тело иное, тело духовное. Тело, которое позволяет ему сохранять Его личное бытие, но которое уже не обладает ни формой, ни признаками и качествами материи. Свою человечность Он сохраняет внутри себя.

Благодать это не сам Бог, а нетварная божественная энергия.

Когда мы говорим о том, что и Церковь и человек обладает верой в СД, это значит, что они обладают не только знанием и преданием Церкви (писание, молитвы), но и обладают личным опытом общения со СД. Это познается через освящение и преображение личной жизни (внешне и внутренне) – рождение свыше.

Обретая духовный дар, рождаясь свыше от СД, человек и рождается как личность. В отличие от индивидуума, который может быть талантливым или бесталанным, героем, романтиком и т.д.Личность – это то, что рождается в Боге. Личность – это то, что в момент физического рождения для нас лишь потенция, задаток. Мы можем обрести второе рождение свыше рождением от СД. Это и есть проявление в нашей жизни личной Пятидесятницы.

С другой стороны Церковь получает дар СД, и, собирая во СД своих чад, обретает то самое качество Соборности. Т.о., ни Соборность, ни личностность Церкви без действия СД невозможны.

Личность – это то, в чем можно возрастать, что можно терять, возвращаясь к индивидуальной или материальной жизни, а можно наоборот обретать, стяжать ДС через свою жизнь, через благодарность Богу, через молитву к нему, открытость к нему и это открытая Соборная жизнь Ц., которую о. Н. Афанасьев назвал Церковью Духа Святого.

Через живых людей, открытых Божьему действию может действовать СД, который, и собирает всех учеников Христовых в единое стадо, в единое Тело Христово. Когда мы говорим, Церковь – тело Христово, мы знаем ещё из посланий ап. Павла – каждый из нас всего лишь маленький член единого тела Церкви. Мы ими становимся только в ДС. В человеке есть тело, душа и дух. Дух – это сердцевина каждого человека, и поэтому он может открываться навстречу действию СД. Плоть не может открываться СД, а дух может открываться, как навстречу благодати божественной, так и действию СД, и действию духа Антихриста тоже. Чему мы откроемся, с тем и будем – одно тело.

Потому человек может рождаться личностно и входить в единство тела Церкви, что в нём есть человеческий дух, который открыт и соединяется с Духом Божиим, с Духом Святым. Обретая его впервые, конечно, в крещении и миропомазании, а дальше любые таинства, в т.ч., и Евхаристия (блаженны нищие духом – блаженны те, кто просит Духа), поэтому причащаясь, мы просим Отца о ниспослании СД. Если собрание не собрано ДС, то, что бы там не лежало на престоле, может остаться хлебом и вином. А если дает Отец Духа, если происходит таинство благодарения, если мы действительно входим в этот опыт вместе со Христом, вместе с Сыном будем благодарить Отца за наше спасение, за крест и Воскресение Христово, тогда и на нас и на хлеб и вино сходит СД и мы действительно получаем этот дар, приобщаясь и Христу, и СД, и через них Отцу. Главное что нас должно соединять с Богом, который есть Дух – это наша духовная жизнь, и тогдавсё остальное находит своё место.

Наше преображение во Христа, Который делает нас чадами Отца, творится обитающим в нас Св. Духом.

Вера – есть дар Св. Духа.

 

На 2-м ВС было принято, что СД исходит только от отца.

На Таледском Соборе (поместный собор) испанской церкви в 589 г. было принято, что СД исходит от Отца и Сына (филиокве).

В 809. г. на Ахенском Соборе – это изменение Символа веры было признано догматом. Это был вызов, на который реагировать было нельзя. Римский папа Лев не принимает этого. Однако, очень быстро западные епархии начинают присоединяться и включать в свои Символы веры филиокве. Париж принимает эти изменения в 1240 году. Православные не включают филиокве в Символ веры, и это не должно было приводить к расколу и к прерыву евхаристического общения, потому что такие мнения у ряда св. отцов были, и потому что он не противоречит ни одному из утвержденных догматов ВС.

 

Пятидесятница и Тайная вечеря – это два образа явления Церкви, жизни Церкви, и главное – два образа её Евхаристической молитвы. Пятидесятница также лежит в основе литургии, как и Тайная вечеря. В древней церкви П. была гораздо важнее, потому что Тайная вечеря давала прообраз того, как это должно происходить – что есть старший, что есть трапеза, есть чаша с вином и есть хлеб, который преломляется с благодарением Отцу Небесному, - эта благодарность возводится к нему. А П. – это был образ того, что происходит, в чём суть того, что происходит. Человек в своей жизни очень часто слышит призывы идти за Христом, и редко слышит призывы идти за СД. Вот это различение образа Тайной вечери и П. очень часто воспринимается нами так, что П. это чуть ли не обязательное следствие после Евхаристии Воскресения. Если было Воскресение, значит должен быть дар СД. А на самом деле важнейшая мысль в понимании этого дара Духа – должна заключаться в том, что это дар самостоятельный, это самостоятельное действие Отца. Это точно такой же дар людям, каким является дар Воскресения Сына. Если мы принимаем ДС именно как равное Сыну, равное Слову третье лицо Св. Троицы, то как и во всей этой жизни боговоплощения – Отец дарит миру Слово, дарит своего Сына, также в Пятидесятнице Он дарит миру Св. Духа.

Поэтому, если мы понимаем это ипостасное, личное бытие Св. Духа, то мы должны понимать, что его дар нам это такой же особый дар, дар отдельный и самостоятельный. Дар, который Отец дарует людям для нашего спасения. И это говорит о том, что каждый человек призван не только идти за Христом, но и идти за Св. Духом, быть водимым СД. И это отдельная задача. Мы должны и призваны просить Бога, чтобы Он даровал нам Духа, и чтобы помогал нам идти за Духом. Об этом нужно заботиться, об этом нужно думать, этого нужно просить, этого нужно искать.

Обретение водительства Св. Духа и наше следование за СД это наше вхождение в Церковь, это наше соборное церковное действие. Невозможно быть водимыми ДС иначе как через церковную соборность, потому что действует Дух в Церкви, вводит он нас в Церковь. И если мы хотим, чтобы его водительство в нашей жизни было, то мы должны понимать, что это может осуществляться через церковное собрание, церковных старших.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: