Тема: «Понятие, значение и функции бюджета»
План
- Понятие и сущность бюджета
- Значение и функции бюджета
Из курса «Финансы» вы знаете, чем отличаются финансы от других экономических категорий. Тик, финансы:
· Это всегда денежные отношения;
· Одним из субъектов этих отношений является государство;
· Отношения носят регламентированный характер;
· В процессе этих отношений происходит распределение и перераспределение ВВП.
Вспомним структуру финансовой системы
Бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета.
Любому государству для выполнения его функций необходимы денежные средства, которые бы находились непосредственно в распоряжении органов власти, нужен общественный фонд. Таким фондом является бюджетный фонд, который непосредственно подвластен органам государственной власти и органам местного самоуправления, выступает как финансовая база их деятельности.
|
|
Термин «бюджет» в переводе с английского означает сумку, мешок с деньгами.
Более полному представлению о сущности бюджета и его роли способствует рассмотрение этой категории в разных аспектах.
В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п.
В характеристике бюджета как экономической категории,- бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления,
Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме соответствующих законов, а местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, как правило — решений (ст. 11 БК РФ). В результате бюджет приобретает определенную правовую форму. Таким образом, получив правовую форму, бюджет приобретает и юридическое значение: в упомянутых правовых актах на конкретный отрезок времени определяются права и обязанности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на получение, распределение и использование средств.
|
|
В законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета и с позиций права собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (п. 4 ст. 214) средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну РФ или субъекта РФ. Таким образом, средства государственного бюджета — часть государственной казны. Средства местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и соответственно — составной части муниципальной казны (ст. 215). Такая характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств: им является не тот или иной орган государственной власти или местного самоуправления, а сами названные государственные или муниципальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, города, районы и т.п.). Соответствующие органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью.
Понятие бюджета дается и в законодательстве. Так, в Законе РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса" от 10 октября 1991 г. № 1734-1 бюджет определяется как «форма образования и расходования денежных средств для функционирования органов государственной власти». Однако это характеризует лишь одну его сторону — связь с функционированием органов государственной власти. К тому же за пределами приведенного определения остались не только другие особенности данной категории, но и местные бюджеты.
Впоследствии в законодательстве была уточнена формулировка понятия бюджета. Согласно Бюджетному кодексу 1998 г. (ст. б) - «бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». При сохранении сходства с вышеприведенным, данное определение приобрело некоторые уточнения. В нем вместо довольно неопределенного выражения "денежные средства для функционирования органов государственной власти" говорится о "фондах денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления"; учитывается обособление органов местного самоуправления от системы органов государственной власти на основании Конституции РФ 1993 г., в связи, с чем местные бюджеты перестали относиться к государственным, выделившись в особое звено бюджетной системы.
Изменения произошедшие в бюджетном процессе, начиная с 2005 года, выражавшиеся в том числе в смещении акцентов с первичности бюджета на первичность обязательств, потребовали уточнения определения бюджета. Согласно ст. 14, 15, 16 Бюджетного кодекса бюджет соответствующего уровня – это «форма образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего публичного образования».
Или, выражаясь еще проще, бюджет – это годовой кассовый план потоков, которые возникают в процессе управления активами (поступления) и обязательствами (выбытие).
Значение и функции бюджета
Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.
|
|
Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:
1) образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);
2) организация налогов;
3) финансирование отдельных секторов экономики;
4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.
Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения возложенных на них функций.
В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. С помощью бюджета реализуются государственные (разных уровней) и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей природной среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектов Федерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д. Все эти задачи имеют общее значение для соответствующей территории.
|
|
Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики. Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления.
Значение бюджета обусловлено не только величиной концентрируемых в нем средств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы.
Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития.
Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с таким государственным устройством, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.
Бюджет способствует также развитию международных связей России,
Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть национального дохода, которая направляется на потребности общего значения: экономические и социальные программы, обеспечение обороны и безопасности страны.
Отсюда можно вывести основные задачи, которые выполняет бюджет:
· перераспределение национального дохода;
· государственное регулирование и стимулирование экономики;
· межбюджетное регулирование;
· финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
· контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
В соответствии с этим бюджету присущи следующие функции:
· образование бюджетного фонда,
· использование бюджетного фонда,
· контрольная.
Проследим как опосредствуются функции бюджета.
Посредством исполнения функций образование и использование бюджетного фонда происходит распределение и перераспределенин национального дохода.
Это проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.
Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.
Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.
Средства, мобилизуемые через бюджетную систему, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86 % от общей суммы общественных фондов потребления).
И наконец, бюджеты выполняет контрольнуюфункцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Таким образом, бюджет, являясь основным финансовым планом государства и органов местного самоуправления, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.