Значение и функции бюджета

Тема: «Понятие, значение и функции бюджета»

План

  1. Понятие и сущность бюджета
  2. Значение и функции бюджета

 

Из курса «Финансы» вы знаете, чем отличаются финансы от других экономических категорий. Тик, финансы:

· Это всегда денежные отношения;

· Одним из субъектов этих отношений является государство;

· Отношения носят регламентированный характер;

· В процессе этих отношений происходит распределение и перераспределение ВВП.

 

Вспомним структуру финансовой системы

Бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета.

Любому государству для выполнения его функций необходимы денежные средства, которые бы находились непосредственно в распоряжении органов власти, нужен общественный фонд. Таким фондом является бюджетный фонд, который непосредственно подвластен органам государственной власти и органам местного самоуправления, выступает как финансовая база их деятельности.

Термин «бюджет» в переводе с английского означает сумку, мешок с деньгами.

Более полному представлению о сущности бюджета и его роли способствует рассмотрение этой категории в разных аспектах.

В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п.

В характеристике бюджета как экономической категории,- бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления,

Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме соответствующих законов, а местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, как правило — решений (ст. 11 БК РФ). В результате бюджет приобретает определенную правовую форму. Таким образом, получив правовую форму, бюджет приобретает и юридическое значение: в упомянутых правовых актах на конкретный отрезок времени определяются права и обязанности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на получение, распределение и использование средств.

В законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета и с позиций права собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (п. 4 ст. 214) средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну РФ или субъекта РФ. Таким образом, средства государственного бюджета — часть государственной казны. Средства местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и соответственно — составной части муниципальной казны (ст. 215). Такая характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств: им является не тот или иной орган государственной власти или местного самоуправления, а сами названные государственные или муниципальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, города, районы и т.п.). Соответствующие органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью.

Понятие бюджета дается и в законодательстве. Так, в Законе РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса" от 10 октября 1991 г. № 1734-1 бюджет определяется как «форма образования и расходования денежных средств для функционирования органов государственной власти». Однако это характеризует лишь одну его сторону — связь с функционированием органов государственной власти. К тому же за пределами приведенного определения остались не только другие особенности данной категории, но и местные бюджеты.

Впоследствии в законодательстве была уточнена формулировка понятия бюджета. Согласно Бюджетному кодексу 1998 г. (ст. б) - «бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». При сохранении сходства с вышеприведенным, данное определение приобрело некоторые уточнения. В нем вместо довольно неопределенного выражения "денежные средства для функционирования органов государственной власти" говорится о "фондах денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления"; учитывается обособление органов местного самоуправления от системы органов государственной власти на основании Конституции РФ 1993 г., в связи, с чем местные бюджеты перестали относиться к государственным, выделившись в особое звено бюджетной системы.

Изменения произошедшие в бюджетном процессе, начиная с 2005 года, выражавшиеся в том числе в смещении акцентов с первичности бюджета на первичность обязательств, потребовали уточнения определения бюджета. Согласно ст. 14, 15, 16 Бюджетного кодекса бюджет соответствующего уровня – это «форма образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего публичного образования».

Или, выражаясь еще проще, бюджет – это годовой кассовый план потоков, которые возникают в процессе управления активами (поступления) и обязательствами (выбытие).

Значение и функции бюджета

 

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход про­ходит последовательно стадии распределения и перераспреде­ления. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В про­цессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Основными финансовыми методами пере­распределения национального дохода являются:

1) образова­ние и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюд­жетные фонды);

2) организация налогов;

3) финансирование отдельных секторов экономики;

4) формирование и использо­вание общественных фондов потребления, страховых и ре­зервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные вла­сти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения возло­женных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как эко­номическую категорию, которая выражает определенные эко­номические отношения. Государство использует бюджет в ка­честве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важ­нейшего инструмента проведения экономической и социаль­ной политики.

Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. С помощью бюджета реализуются государственные (разных уровней) и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей природной среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектов Федерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д. Все эти задачи имеют общее значение для соответствующей территории.

Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики. Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления.

Значение бюджета обусловлено не только величиной концентрируемых в нем средств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы.

Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития.

Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с таким государственным устройством, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.

Бюджет способствует также развитию международных связей России,

Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть национального дохода, которая направляется на потребности общего значения: экономические и социальные программы, обеспечение обороны и безопасности страны.

Отсюда можно вывести основные задачи, которые выполняет бюджет:

· перераспределение национального дохода;

· государственное регулирование и стимулирование эко­номики;

· межбюджетное регулирование;

· финансовое обеспечение социальной сферы и осуществ­ление социальной политики государства;

· контроль за образованием и использованием централизо­ванных фондов денежных средств.

В соответствии с этим бюджету присущи следующие функции:

· образование бюджетного фонда,

· использование бюджетного фонда,

· контрольная.

Проследим как опосредствуются функции бюджета.

Посредством исполнения функций образование и использование бюджетного фонда происходит распределение и перераспределенин национального дохода.

Это проявляется через формирование и использование централизованных фондов де­нежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджет­ные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государст­во способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулиро­вания экономических и социальных процессов в стране.

Большую роль в экономическом и культурном строитель­стве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком мас­штабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территори­альных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Средства, мобилизуемые через бюджетную систему, имеют первостепенное значение для формирования и распреде­ления общественных фондов потребления (свыше 86 % от общей суммы общественных фондов потребления).

И наконец, бюджеты выполняет контрольнуюфункцию, ко­торая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Таким образом, бюджет, являясь основным финансовым планом государства и органов местного самоуправления, дает органам власти реальную экономиче­скую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, пере­распределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: