Изучение нового материала. Этика и социальная философия (Общественная значимость этики)

ЛЕКЦИЯ 7.

Этика и социальная философия (Общественная значимость этики).

 

Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете об этике и социальной философии: об общественной значимости этики, о добродетели, удовольствии или преодолении страданий как высшей цели, а также о религиозной этике».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Общественная значимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика.

2.3. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного.

3.1. Дайте определение бытия.

3.2. Дайте определение онтологии.

3.3. Дайте определение пространства.

3.4. Дайте определение времени.

3.5. Дайте определение причинности.

3.6. Дайте определение целесообразности.

3.7. Дайте определение познания.

3.8. Дайте определение гносеологии.

Изучение нового материала.

4.1. Сегодня мы начнем рассматривать такой раздел философии, как этика. Под запись. «Этика (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

Этика является наукой не только нормативной, предписывающей, как поступать в тех или иных случаях, но и учением мировоззренческим, теоретическим, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека. Общественная значимость этики очень велика, поскольку ее постулаты корректируются в соответствии с развитием общества, и во многом задают правильный путь такого развития, направленный на гуманизацию отношений между людьми.

Что же является высшей целью для человека? Этика, в зависимости от ее направленности, предлагает три вида таких целей. Добродетель – фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру. Добродетель выражает индивидуализированность и произвольность морали, её можно определить как проявление морали в индивиде, мораль, ставшую мотивацией поведения. Удовольствие – чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. Оно знаменует различные по характеру и смыслу опыты — преодоления недостатка, освобождения от давления, личностно значимого самоосуществления, самоутверждения. Удовольствие может представлять для индивида ценность саму по себе и определяющим образом влиять на мотивы его действий. Удовольствие значимо как реализация устремленного к нему желания; но в сравнении с желанием удовольствие тщетно: оно уже ничего не может дать. Страдание – претерпевание, противоположность деятельности, состояния боли, болезни, горя, печали, страха, тоски, тревоги. Смысл страданий и их преодоления начал рассматриваться только с позиций иудаизма и христианства, поскольку в античном мире страдание выпадает на долю человека по воле судьбы; отсюда отсутствие в античном мире понятия сострадания. Страдание осмысляется как божественная кара за грехи (искупление). Ветхозаветное переживание страдания негативно, поскольку трактуется как свидетельство брошенности человека, от которого отвернулся его бог. В христианстве искупительная жертва Христа придаёт страданию значение залога спасения, и впоследствии средневековая христианская мистика оценила страдание как знак любви бога к человеку. В христианстве сострадание выступает в качестве универсального отношения к миру, из которого проистекает заповедь любви к ближнему».

4.2. Самостоятельная работа на уроке. Запишите в тетрадь подзаголовок «Религиозная этика», перейдите по ссылке http://ponjatija.ru/node/556, прочитайте текст, запишите в тетради вопрос «Возможно ли применение положений религиозной этики любой конфессии к лицам, не являющимся членами данной конфессии?» и письменно ответьте на него.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: