Сословно-представительная монархия в России и ее центральные и местные учреждения

Происходит дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий).
1. Правящий класс достаточно четко делится
- на феодальную аристократию (бояр), экономическая база - вотчинное землевладение
- на служилое сословие (дворян), экономическая база — поместное землевладение.

Консолидация феодального сословия сопровождалась укреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности.

2. Городское население
- получает устойчивое наименование "посадские люди".
- сложилась определенная иерархия:
а) гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства) - наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.
б) суконная сотня - наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.
в) черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы)
г) слободы (ремесленные кварталы и цехи)

- значительная часть дворов в городе принадлежала духовным и светским феодалам, освобождаясь от государственного "тягла" (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.) и называлась "белыми слободами". Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из "черных слобод" квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных "белолистцами" (люди, купившие общинную землю, но не вступившие в общину) городских имуществ.

Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное "тягло" "белые слободы, и возвратив в посад ушедших тяглецов.
Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался.

Крестьяне
Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше.
а) Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило "Юрьева дня" (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата "пожилого").
б) Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С I581 г. вводятся "заповедные лета", в течение которых даже yстановленный переход крестьян запрещался.
в) Составлявшиеся в 50―90 гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об "урочных летах", устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 — 15 лет).
г) Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее "урочные лета" и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Прикрепление развивалось двумя путями:
- внеэкономическим
- экономическим (кабальным).

В XV в. существовало две основных категории крестьян:
- старожильцы, вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину.
- новоприходцы, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной.

По форме зависимости крестьянин мог быть:
- половником (работать за половину урожая)
- серебряником (работать за проценты).

Внеэкономическая зависимость наиболее в чистом виде проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды:
- ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить "детей боярских")
- учащаются случаи отпуска холопов на волю.
- закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов крепостны

 

Сословно-представительная монархия — важный этап в истории феодального государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства.
Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Внутри господствующего класса монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшие удельные князья, крупные бояре), противодействующей дальнейшей централизации государства. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан, которых пришлось более широко привлечь к власти.
В отличие от раннефеодального государства теперь была возможна только одна форма правления — монархия. Но статус монарха несколько меняется. Иван IV провозглашает себя царем, и этот титул приживается. Это было не простой формальностью, а отражало действительное возрастание силы монарха.
1. Боярская Дума
Вместе с тем царь не может обойтись без старого, традиционного органа — Боярской думы. Правда, значение Боярской думы в течение периода меняется. Тем не менее, Боярская дума ограничивает монарха. Введение опричнины принципиально ничего не могло изменить. Царь вынужден был лишь через несколько лет отказаться от нее, так как понял, что может лишиться всякой социальной опоры, т.к террором были недовольны уже все слои господствующего класса. Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государственной власти.
2. Земские соборы
Принципиально новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху:
- для поддержания крупных мероприятий — ведения войны, изыскания новых доходов и пр.
- цари, опираясь на земские соборы, могли через них проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы.
Структура:
1. Верхняя палата
В земские соборы входили царь. Боярская дума, верхи духовенства — Освященный собор в полном составе. Они составляли верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением.
2. Нижняя палата
Была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество). Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.
Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и особенно торговые люди, участие которых было особенно важно для решения различных денежных проблем (для обеспечения средствами при организации ополчения и др.).
Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в.
В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвленная система приказов.
В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV.
Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества — по родовитости, знатности.
В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц.
В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ.
Переход к сословно-представительной монархии привел и к существенному изменению местного управления. Система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были повсеместно введены губные органы. Они выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа — губного старосту, которого утверждал в должности. Разбойный приказ. губного старосты состоял из целовальников. Целовальники — выборные должностные лица, которые назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности.
К ведению земских органов относился прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Тем самым отменялся прежний порядок, при котором наместники-кормленщики взимали многочисленные пошлины в свой карман.

 

 

14.Судебник 1550 г.

В России памятник периода сословной монархии, утвержденный, в 1550 первым на Руси Земским собором. Непосредственной причиной принятия Судебника была необходимость консолидации сил феодалов для подавления народных восстаний, ограничения боярского произвола в суде и управлении.

Судебник 1550 г. получил название Царского Судебника. Он представлял собой новую редакцию Судебника 1497 г. В нем были отражены изменения в российском законодательстве за прошедшие полвека. Судебник был утвержден во время реформ Ивана IV и служил правовой основой их проведения в разгар реформаторской деятельности правительства в 50-е гг. XVI в. Он состоял из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций и отраженных в нем правовых институтов превосходил Судебник 1497 г.

Источники:
- Судебник 1497 г., а также составлявшиеся на его основании
- уложенья, или уставные грамоты, даваемые великими князьями различным областям государства для вершения ими суда (а также грамоты губные, таможенные, жалованные).
- законодательство, охватывающее период времени между первым и вторым Судебниками.

Суд и процесс
Судебник 1550 значительно усиливает роль центральных судебных органов, повышая значение великокняжеского суда, контролирующего суды удельных князей. Судебник ограничивает судебную власть наместников, расширяя институт доклада.
Проявление процесса усиления роли центральных органов и в частности судебных являются статьи Судебника, предусматривающие ответственность наместников и волостелей за взяточничество и волокиту.
Расширение и уточнение процессуальный норм идет по пути подчинения частных интересов государственным.

Общество
Судебник 1550 усиливает защиту прав служилого дворянства и детей боярских.
Основываясь на Судебнике 1497, а также на совместных решениях Ивана IV Грозного, бояр и высшего духовенства, Судебник 1550 ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных органов.
Установив порядок подачи и рассмотрения жалоб на наместников, что обеспечивало контроль над ними со стороны поместного дворянства, судебник подготавливал ликвидацию системы кормления
Ст.85 ограничивает право выкупа родовых вотчин, отменяет выдачу тарханных грамот (особый вид жалованных грамот, предоставлявших патриарху, архиереям, монастырям, князьям и знатным боярам не быть судимыми никем, кроме государя, и не платить повинностей) и предусматривает отбирание старых. Запрещает кабалить детей боярских.

Крестьяне
Судебник подтверждает и развивает статью о крестьянском отказе.
Отражая политику дальнейшего закрепощения крестьянства, С. подробно определил положение холопов, в том числе кабальных холопов, уточнил порядок выплаты пожилого и увеличил его, ввёл новую пошлину "за повоз", уплачивавшуюся в случае отказа крестьянина от выполнения обязанности привезти с поля урожай землевладельца, подтвердил Юрьев день.

Государство
Судебник способствовал ликвидации феодальной раздробленности в Русском государстве, хотя ряд его норм имел компромиссный характер.

Право
В Судебнике впервые в истории России закон был провозглашен единственным источником права.

Судебник 1550 выделяет новые особо опасные виды преступлений, направленных против государственной власти. Увеличивается так же количество составов должностных преступлений и преступлений против порядка управления и суда.
Судебник защищал честь любого члена обществ а, однако штрафы за бесчестье различались. За бесчестье городского купца обидчик платил штраф в 50 рублей, за бесчестье посадского человека - 5 рублей, крестьянина - 1 рубль.

Вводится «подписка» т.е. подлог судебных актов.
Среди имущественных преступлений проводиться попытка разграничения грабежа и разбоя, татьбы (похищение чужого имущества) и мошенничества.
Появляется новый вид наказаний тюремное заключение

Малочисленность норм гражданского и уголовного права он объясняет господством еще в этих областях права обычного.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: