Анализ конъюнктуры и структуры товарного рынка.
Выходя на рынок, производитель должен осознавать, что его товар не может удовлетворять запросам всех покупателей. Вместе с тем он должен стремиться к производству товара, который в наибольшей степени удовлетворял нужды и потребности существующих и потенциальных покупателей. Для этого необходимо:
- установить факт соответствия изготовляемых товаров запросам и вкусам покупателей;
- определить, насколько товары нашей фирмы отличаются по свойствам и качеству от товаров фирм конкурентов;
- выявить недостатки и достоинства товара;
- определить отношение к нему отдельных групп покупателей;
- выявить возможные изменения требований рынка к товару в перспективе;
- установить сферы его использования в будущем.
Все это должно помочь фирме создать такой товар, который позволил бы расширить спрос и увеличить емкость рынка.
При изучении рынка необходимо выявить факторы, определяющие его состояние, и установить взаимосвязь между ними. К таким факторам относятся:
ü Рыночный спрос
ü Предложение товара
ü Цена товара.
1.1. Спрос определяют следующие основные факторы:
· Производство;
· Денежные доходы населения.
На него влияют:
· Качественные изменения в целевом сегменте;
· Место жительства;
· Национальные и местные традиции и обычаи;
· Эстетические требования и вкусы;
· Природно-климатические условия жизни;
· Мода.
Каждый из указанных факторов оказывает свое определенное воздействие на спрос: существуют факторы, которые способствуют дальнейшему развитию спроса и которые его ограничивают. Структуру общего спроса определяют главным образом потребности потребителя.
Задание 1. Заполнить таблицу и изучить спрос на данном товарном рынке.
Факторы, определяющие спрос | Их состояние в данный момент и влияние на спрос | Как изменится спрос при изменении данных факторов |
Фактическое состояние производства (технология) | (конкурентоспособное или нет) | |
Основные тенденции развития производства (дифференциация и диверсификация) | ||
Денежные доходы населения | ||
Качественные изменения в целевом сегменте | ||
Территориальный критерий сегментации | ||
Требования и вкусы потребителей | ||
Природно-климатические условия сегмента | ||
Мода |
1.2. Анализ предложения предусматривает:
- количественную оценку предложения;
- определение структуры предложения;
- определение доли отдельных производителей и продавцов на товарном рынке;
- выявление мировых тенденций в развитии данного рынка.
1.3 Принимая решение о покупке, потребитель смотрит на цену потребления товара. Она должна быть доступной и соответствовать его качеству.
Для достижения удовлетворенности потребителя товаром и устойчивости потребительских предпочтений необходимо изучить и дать характеристику следующим объектам:
Объект изучения | Характеристика |
Потребности реальных и потенциальных потребителей | |
Предпочтения потребителей | |
Причины покупки товара | |
Товары, которые хотели бы покупать в будущем | |
Конкуренты | |
Цена, которую потребители готовы заплатить |
При изучении рынка необходимо использовать существующую статистическую, аналитическую и прогнозную информацию, учитывать результаты опроса продавцов, покупателей, работников, связанных с производством того или иного товара.
Анализ тенденций развития товарного рынка.
Для проведения анализа товарного рынка и принять решения, касающиеся изменения позиций фирмы на рынке, важны не столько количество информации, ее содержание, сам процесс решения, ваше личное участие, сколько адекватная оценка и правильное применение имеющейся информации.
Для этого необходимо:
1. Рассмотреть показатели, характеризующие динамику товарного рынка:
•динамику цен (выяснить, обладает ли фирма преимуществом в силу имеющихся у нее производственных мощностей, технологии производства);
•тенденции изменения транзакционных издержек;
•тенденции в развитии технологии производства (оценить в ретроспективном плане частоту появления новых товаров и частоту модернизации товаров);
•тенденции в развитии каналов товародвижения и способов продвижения продукции на рынок.
Задание 2. Для наглядности отразить данные показатели на графиках.
Например:
2. Рассмотреть основные тенденции товарного рынка по:
- Размеру рынка;
- Рыночным структурам;
- Доли рынка;
- Объему продаж.
Задание 3. Сделать вывод по:
1) состоянию конъюнктуры и структуры рынка,
2) основным тенденциям развития рынка,
3) разработать стратегию освоения товарного рынка.