Кадеты (Конституционные демократы)

Тема 9. Общественная мысль и общественнoе движение

В России XIX –– начала ХХ в.

Термины, понятия

Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях —протекционизм.

Либералы

Либералы — представители идейного и общественно-политического течения, объединяющего сторонников представительного правления и свободы личности, а в экономике — свободы предпринимательства. Либерализм зародился в Западной Европе в эпоху борьбы против абсолютизма и господства Католической церкви (16—18 вв.). Основа идеологии была заложена в период европейского Просвещения (Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Вольтер). Экономисты-физиократы сформулировали популярный лозунг не мешайте действовать, выражавший идею невмешательства государства в экономику. Обоснование этому принципу дали английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо. В 18—19 вв. социальной средой либералов были преимущественно буржуазные слои. Радикальные либералы, связанные с демократией, сыграли важную роль в американской революции (воплощены в Конституции США 1787 г.). В 19 — начале 20 вв. сформировались основные положения либерализма: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли.

 

Радикализм (лат. radixкорень) — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и «радикальный консерватизм». Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский.

Феномен часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и привычному укладуобщества или определённых его слоёв и групп. «Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах»[1].

Народность — историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаеви культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ.

Западники

представители одного из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли середины XIX в. Выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам. Они боролись с "официальной народностью", критиковали крепостничество и самодержавие, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей. Главные представители западников: П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, П.Я. Чаадаев и др. Печатные органы: "Отечественные записки", "Современник", "Русский вестник" и др. В конце 40-х гг. разошлись с революционными демократами

Славянофилы, представители одного из направлений русской общественой и философской мысли 40—50-х гг. 19 в. — славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России славянофилы видели в отсутствии, как им казалось, в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии, которое славянофилы представляли себе как единственное истинное христианство. Те же особенности самобытного развития славянофилы усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин названия самого направления (славянофилы, т. е. славянолюбы), данного им западниками. Для мировоззрения славянофилов характерны: отрицательное отношение к революции, монархизм и религиозно-философские концепции. Большинство славянофилов по происхождению и социальному положению были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой и разночинной среды.

 

НАРОДНИКИ

Последователи народничества — общественно-политического движения в России во второй половине XIX в. (1860–1880 гг.), отражавшего идеологию крестьянской (см. крестьянин) демократии и считавшего возможным переход России к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Идеологами движения были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв.

Черносо́тенцы — собирательное название представителей крайне правых организаций в России в 1905–1917 гг., выступавших под лозунгами монархизма, великодержавного шовинизма и антисемитизма[1].

Первоначально они называли себя «истинно русскими», «патриотами» и «монархистами», но затем (черезГрингмута) быстро адаптировали это прозвище, возведя его происхождение к нижегородским «чёрным (низовым) сотням» Кузьмы Минина, которые вывели Россию из состояния Смутного времени[

 

Социал-демократ

рабочая газета, популярное издание редакции "Искры", бывшей в то время меньшевистской. Выходила с 1 октября 1904 г. по 14 октября 1905 г. Всего вышло 16 номеров.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТ

литературно-политическое обозрение, издание группы "Освобождение труда", выходило в 1890-92 в Лондоне - Женеве (4 книги). 2) Нелегальная газета, орган ЦК РСДРП, фактически была органом меньшевиков; выходила 17.9-18.11.1906 в С.-Петербурге (7 номеров). 3) Нелегальная газета, центральный орган РСДРП, с 1912 -фракции большевиков, выходила в феврале 1908 - январе 1917 в Вильно, С.-Петербурге, Париже, Женеве (58 номеров). Фактический руководитель и с декабря 1911 редактор - В. И. Ленин. 4) Ежедневная газета, орган Московского областного бюро, Московского комитета, позднее Московского окружкома РСДРП(б), выходила в марте 1917 - марте 1918 в Москве. Слилась с газетой "Правда".

Большевики (Bolsheviks), члены возглавлявшейся Лениным фракции Российской социал-демократической рабочей партии, избравшей в 1903 г. тактику рев. борьбы. Б. отвергали союз с умеренными реформаторами, призывали к свержению власти силами небольшой партии рев. диктатуры, готовой руководить раб. классом. Оппоненты Б. - меньшевики во главе с Марто-вым и Плехановым - считали необходимым создание массовой раб. партии без жесткого членства, открытой для сотрудничества с либеральной буржуазией в борьбе против царского самодержавия.

МЕНЬШЕВИКИ

представители политического течения (фракции) в РСДРП, с 1917 - самостоятельная политическая партия. Понятие М. возникло на 2-м съезде РСДРП (1903), когда часть делегатов осталась в меньшинстве при выборах в руководящие органы партии. Лидеры и идеологи - Л. Мартов, А. С. Мартынов, П. Б. Аксельрод, Г. В. Плеханов. Выступали против строгого централизма в работе партии. В Революцию 1905-07 выступали за коалицию пролетариата с либеральной буржуазией, отрицали революционный потенциал крестьянства, вели работу в профсоюзах и легальных рабочих организациях. После Февральской революции 1917 поддерживали Временное правительство. В октябре 1917 выступили против большевистского переворота, считая, что Россия не созрела для социализма. В Гражданскую войну ряд М. участвовал в антибольшевистских правительствах, однако партия в целом выступала против интервенции стран Антанты и поддерживаемых ими сил. В 1924 партия меньшевиков на территории СССР прекратила существование. В марте 1931 состоялся фальсифицированный судебный процесс над меньшевистским "Союзным Бюро ЦК РСДРП", члены которого (14 человек) были обвинены в шпионаже и вредительстве и приговорены к различным срокам лишения свободы.

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

система философских, экономических и социально-политических взглядов о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и мышления, о законах революционной борьбы рабочего класса, трудящихся за свержение капитализма, построения социалистического и коммунистического общества. Оказала огромное влияние на жизнь всей планеты в XX., привела во второй половине XX в. к созданию стран социалистического содружества во главе с СССР и КНР. Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс, выдающийся вклад в его развитие внес В. И. Ленин, под руководством которого партия большевиков (См.) осуществила в октябре—ноябре 1917 г. победоносную Октябрьскую революцию. Марксизм возник на почве критической переработки немецкой классической философии, английской политэкономии и французского утопического социализма. Он стал идеологической основой для действия революционных партий. В. И. Ленин применил метод материалистической диалектики к новым условиям начала XX в. и I мировой войны, вызванной всеобщим кризисом.

Кадеты (Конституционные демократы)

Партия народной свободы" - одна из крупнейших политических партий России начала XX в. Существовала в период с октября 1905 г. по ноябрь 1917 г. Представляла левое крыло в российском либерализме. Признанный лидер партии - П.Н. Милюков, видные деятели: В.Д. Набоков, П.Б. Струве, В.И. Вернадский, С.А. Муромцев, И.И. Петрункевич, П.Д. Долгорукий. Согласно программным положениям партий, конечной целью должно было стать установление в России конституционной и парламентской монархии, введение основных демократических свобод. В аграрной программе предусматривалось достижение компромисса между землевладельцами и земледельцами, выкуп части земли у помещиков крестьянами, частичное ее отчуждение в государственный земельный фонд за "справедливое вознаграждение". Предполагалось ввести рабочее законодательство, предусматривающее 8-часовой рабочий день "там, где это возможно".

Октябристы

члены праволиберальной партии "Союз 17 октября", созданной после опубликования Николаем II Манифеста 17 октября 1905 г. По мнению октябристов, этот документ означал переход России к конституционной монархии. Лидеры октябристов: А.И. Гучков, М.В. Родзянко, Д.Н. Шипов и др.

Персоналии

КАРАМЗИН Николай Михайлович [1766—1826] — выдающийся писатель и лит-ый деятель, глава русского сентиментализма (см.). Р. и вырос в усадьбе отца, среднепоместного симбирского дворянина, потомка татарского мурзы Кара-Мурза. Учился у сельского дьячка, позднее в иностранных пансионах Симбирска и Москвы, одновременно посещая лекции в университете. В 1781 поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку за недостатком средств. Ко времени военной службы относятся первые лит-ые опыты (перевод идиллии "альпийского Феокрита" Гесснера "Деревянная нога", 1783, и др.). В 1784 вступил в масонскую ложу и переехал в Москву, где сблизился с видными деятелями масонства Новиковым и Шварцем.

КАТКОВ, МИХАИЛ НИКИФОРОВИЧ (1818–1887), русский общественный деятель, консервативный мыслитель. Родился в Москве 1 (13) февраля 1818 в семье чиновника. Окончил с отличием словесное отделение философского факультета Московского университета (1838). В студенческие годы был участником кружка Н.В.Станкевича, пережил увлечение гегельянством. К эстетике Гегеля он обращается в своих первых литературно-критических публикациях (например, в предисловии и комментариях к собственному переводу работы Г.Ретшера О философской критике художественных произведений, 1838). В 1839 Катков переезжает в Петербург и сотрудничает в «Отечественных записках»

 

ПОГОДИН, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1800–1875), русский историк, писатель, публицист и коллекционер. Родился 11 (23) ноября 1800 в Москве, в семье получившего вольную крепостного «домоправителя» московского градоначальника графа И.П.Салтыкова. В 14 лет поступил в Московскую губернскую гимназию, которую окончил в числе лучших выпускников. В 1818 поступил и спустя три года окончил с золотой медалью словесное отделение Московского университета.

СОЛОВЬЕВ, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (1853–1900), русский философ, поэт, публицист и литературный критик. Родился 16 (28) января 1853 в Москве, сын С.М.Соловьева, ученого-историка, автора монументальной Истории России с древнейших времен. По материнской линии отдаленный родственник украинского философа Г.С.Сковороды. Блестяще окончив гимназию, поступил на физико-математический факультет

ПОБЕДОНОСЦЕВ, КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ (1827–1907), русский политический деятель, ученый-правовед и публицист. Сын профессора словесности Московского университета и внук священника, родился в Москве 21 мая (2 июня) 1827. В 1846 окончил училище правоведения, поступив на службу в департаменты Сената. В 1860–1865 занимал кафедру гражданского права в Московском университете.

ЧААДАЕВ, ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ (1794–1856), русский философ, публицист. Родился 27 мая (7 июня) 1794 в Москве в дворянской семье. Дедом Чаадаева по линии матери был известный историк и публицист князь М.М.Щербатов. После ранней смерти родителей Чаадаева воспитывали тетя и дядя. В 1808 поступил в Московский университет, где сблизился с писателем А.С.Грибоедовым, будущими декабристами И.Д.Якушкиным и Н.И.Тургеневым и др. видными деятелями своего времени. В 1811 оставил университет и вступил в гвардию. Участвовал в Отечественной войне 1812, в заграничном походе русской армии. В 1814 в Кракове был принят в масонскую ложу.

ГРАНОВСКИЙ, ТИМОФЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1813–1855), русский историк, либеральный мыслитель. Родился 9 (21) марта 1813 в Орле в дворянской семье. В 1835 окончил исторический факультет Петербургского университета. В 1836–1839 Грановский находился в зарубежной научной командировке. Он слушал в Берлинском университете лекции крупнейших немецких историков: Л.фон Ранке, Фр.фон Раумера, Фр.фон Савиньи; посещал лекции по философии К.Вердера, Э.Ганса и др. В этот период начинается его увлечение гегелевской философией, хотя гегельянцем он так и не стал.

ХОМЯКОВ, АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ (1804–1860), русский философ, поэт, драматург, публицист. Родился в Москве 1 (13) мая 1804 в старинной дворянской семье. В 1822–1825 и в 1826–1829 находился на военной службе, участвовал в 1828 в войне с турками и был награжден орденом за храбрость. Оставив службу, занялся делами своего имения. Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач, живописец. Зимой 1838/1839 он познакомил друзей со своей работой О старом и новом

БЕЛИНСКИЙ, ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1811–1848), русский литературный критик, публицист. Родился 30 мая (11 июня) 1811 в Свеаборге (ныне Суоменлинна, Финляндия). В 1829–1832 учился на словесном отделении Московского университета. В 1833 становится участником философского кружка Н.В.Станкевича. В 1834–1836 Белинский – ведущий литературный критик журналов «Телескоп» и «Молва». В 1839–1846 сотрудничал в «Отечественных записках», затем – в «Современнике». Умер Белинский в Петербурге 26 мая (7 июня) 1848

ГЕРЦЕН, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1812–1870), основной псевдоним Искандер, русский прозаик, публицист. Родился 25 марта (6 апреля) 1812 в Москве в семье знатного московского барина И.А.Яковлева и немки Луизы Гааг. Брак родителей не был официально оформлен, поэтому незаконорожденный ребенок считался воспитанником своего отца. Этим объясняется и придуманная фамилия – от немецкого слова Herz (сердце)

Петрашевский (Буташевич-Петрашевский) Михаил Васильевич (1821 — 1866) — русский мыслитель, лидер социалистического кружка петрашевцев. До середины 40-х гг. выступал за прогрессивные общественные преобразования в духе просветительства, позднее возлагал гл. надежды на радикальную социалистическую пропаганду в широких слоях общества, в т. ч. среди городских низов. Переход его на материалистические позиции отмечен опубликованием 2-го выпуска «Карманного словаря иностранных слов» (1846), основным автором которого он являлся. Подобно Фейербаху, он исходил из антропологического принципа, который в его истолковании вел к обоснованию политической активности, к отрицанию «общественного быта» николаевской России. Петрашевский испытал влияние утопического социализма Фурье. Определяя социализм как общественное устройство, согласное с «потребностями природы человеческой», Петрашевский указывал, что их развитие возможно лишь при условии свободы политической и социальной, «только после революции». В 1849 вместе с другими членами кружка петрашевцев был арестован, приговорен к смертной казни, замененной затем бессрочной каторгой. Отбывал каторгу в Восточной Сибири, где и умер. Петрашевский оказал значительное влияние на развитие утопического социализма в России.

Костомаров Николай Иванович (1817-1885), российский историк, писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества. Сторонник украинской культурно-национальной автономии. Труды по социально-политической и экономической истории России и Украины. Исследования и публикации украинского фольклора, древних актов. Сборники стихов "Украинские баллады" (1839), "Ветка" (1840), исторические пьесы "Савва Чалый", (1838), "Переяславская ночь" (1841); повести на украинском и русском языках. Автобиография.

Шевченко Тарас Григорьевич (1814—1861) — украинский поэт, художник, основоположник революционно-демократического направления в украинской общественной мысли. Р. в семье крепостного. В 1838 был выкуплен у помещика и поступил в Петербургскую академию художеств. Был связан с петрашевцами. В 1847 за участие в «Кирилло-Мефодиевском обществе» был арестован, приговорен к ссылке и определен рядовым в отдельный Оренбургский корпус под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать. После окончания ссылки (1857) Ш. сблизился с Чернышевским, Добролюбовым и др. сотрудниками журнала «Современник». Поэзия (сб. стихов «Кобзарь», поэмы «Гайдамаки», «Сон», «Кавказ» и др.) и деятельность Ш. были направлены против царского самодержавия и крепостничества Выступал против буржуазных националистов, за дружбу русского и украинского народов, боролся за развитие национальной культуры. По своему мировоззрению Ш. был материалистом. Утверждал, что сила духа немыслима без материи. Подчеркивая неизбежность гибели феодально-крепостнического строя, он видел в народных массах решающую силу развития общества. Ш. резко критиковал религию и церковь. В эстетике стоял на позициях реализма, боролся за жизненную правдивость, народность и идейность искусства. Философские и эстетические взгляды поэта ярко отражены в его «Дневнике».

Чернышевский, Николай Гаврилович (1828-1889) — русский социалист- утопист и революционер-демократ, экономист, философ и социолог, писатель и литературный критик. Родился в Саратове, в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии, затем — на историко-философском отделении Петербургского университета (1846-1850), где познакомился с работами А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Г. Гегеля, JI. Фейербаха, а также французских социалистов-утопистов и английских экономистов. В 1855 г. защитил диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности». Став одним из редакторов «Современника», Ч. превратил журнал в ведущий орган нарождавшейся революционной крестьянской демократии. 

Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов (24 января [5 февраля] 1836 года, Нижний Новгород — 17 ноября[29 ноября] 1861 года, Санкт-Петербург) — русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист,революционный демократ. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) - деятель российского и международного революционного движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н.В. Станкевича. В 1840 г. уехал в Германию для пополнения философского образования. За революционные убеждения выслан из Швейцарии, а в 1847 г. - из Франции. В 1848-1849 гг. один из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. В 1851 г. выдан австрийскими властями России, шесть лет провел в заключении. В 1857 г. отправлен на поселение в Сибирь, откуда в 1861 г. бежал через Японию и США в Лондон к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Организатор "Альянса социалистической демократии". С 1864 г. член 1-го Интернационала (в 1872 г. исключен за раскольническую деятельность). Пытался претворить анархистские планы во время восстаний в Лионе (1870 г.), Болонье (1874 г.). Умер в Швейцарии.

Лавров, Петр Лаврович (1823 — 1900). Псевдоним Миртов. — Крупный теоретик революционного народничества. Был членом Земли и Воли. В 1866 году в ссылке написал „Исторические письма", имевшие большое влияние на молодежь. В этой книге он доказывал, что прогресс в истории возникает благодаря критически мыслящим личностям, они двигатели исторических событий. Участник Парижской Коммуны. Редактировал заграницей журнал "Вперед" в 1871 г., в котором пропагандировал необходимость „итти в народ", дабы упорной работой перевоспитать народ в духе социализма. Его агитация была резко противоположна бакунистам — бунтарям, считавшим, что народ готов к немедленному восстанию. Участвовал одно время в редактировании заграничного издания «Народной Воли".Редактор газеты «Вперед». Прожил большую часть жизни за границей. Идеи Лаврова оказали большое влияние на формирование народнических взглядов революционной интеллигенции 70-х г.

Ткачев Петр Никитич (1844, д. Сивцево Псковской губ. - 1885, Париж) - идеолог рев. народничества. Род. в мелкопоместной дворянской семье, но по условиям жизни был типичным разночинцем. Учился дома и во 2-й Петербург. гимназии. В гимназические годы Ткачев познакомился с оказавшей на него большое влияние соц. лит-рой: сочинениями А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, П. Прудона и др. Его кумиром и духовным наставником стал французский теоретик и практик заговора Огюст Бланки. В 1861 Ткачев поступил на юридический ф-т Петербург, ун-та, но учиться ему не пришлось.

ЗАСУЛИЧ Вера Ивановна (1849—1919) — российская общественная деятельница, народница, марксистка, литературный критик и публицист.

Плеханов, Георгий Валентинович (1856 — 1918). Студент Горного института. Член основного кружка "Земли и Воли". Организатор Казанской демонстрации В 1877 г. жил в саратовском поселении. Летом 1878 г. ездил на Дон для пропаганды среди казаков, 10 октября 1878 г. вернулся в Петербург, в декабре вошел в состав редакции „Земли и Воли". Вел пропаганду среди рабочих, руководил январскими стачками 1879 г. Один из основателей "Черного Передела". В январе 1880 г. эмигрировал. Организатор группы „Освобождение Труда".Выдающийся теоретик марксизма, один из руководителей социал-демократического движения. После II съезда РСДРП - лидер меньшевистского крыла.

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) родился в Симбирске, в семье инспектора народных училищ. Поступив на юридический факультет Казанского университета, он вскоре оказывается исключенным после студенческих волнений. Его старший брат Александр казнен в 1887 году как участник народовольческого заговора с целью покушения на жизнь Александра III.

Мартов Юлий Осипович (наст. фам. — Цедербаум; 1873—1923) — участник социал-демократического движения с 1892 г.; с 1895 г. — член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». С 1901 г. член редакции «Искры». С 1903 г. один из лидеров меньшевиков. С 1920 г. в эмиграции.

Ви́ктор Миха́йлович Черно́в (25 ноября (7 декабря) 1873, Хвалынск, Саратовской губернии — 15 апреля 1952, Нью-Йорк) — русский политический деятель, мыслитель и революционер, один из основателей партии социалистов-революционеров и её основной теоретик. Первый и последний председатель Учредительного собрания.

Кропоткин, Петр Алексеевич (1842—1921).— Происходя из княжеской фамилии, он по окончании пажеского корпуса ушел на военную службу в Сибирь и на Дальний Восток, где и пробыл пять лет. Здесь он усиленно занимался научной работой. Будучи радикально настроен, он после восстания ссыльных поляков на Кругобайкальской дороге, опасаясь, что его пошлют на усмирение повстанцев, подает в отставку и возвращается в Петербург. Был секретарем географического общества, исследовал значение ледникового периода для Европы. В 1871 г. он едет заграницу, где знакомится с западноевропейским рабочим движением и попадает в сферу влияния Михаила Бакунина, отколовшегося от I Интернационала и основавшего свой „Альянс".

Гучков Александр Иванович (1862-1936) - крупный капиталист и российский общественный деятель, лидер партии октябристов, депутат Ш Государственной думы, в 1910-1911 гг. - ее председатель. В 1915-1917 гг. - председатель Центрального военно-промышленного комитета. Вместе с В.В. Шульгиным принял манифест об отречении Николая II от престола. В первом составе Временного правительства - военный и морской министр. В августе 1917 г. был одним из организаторов контрреволюционного заговора ("корниловщина"). После Октябрьской революции активно боролся против Советской власти. Эмигрировал в Берлин.

Родзянко Михаил Владимирович, 1859-1924, действительный статский советник, один из лидеров октябристов, председатель III и IV Государственной думы, в 1917 г. — председатель Временного комитета Государственной думы, активно участвовал в интригах против Царя и Г. Распутина.

МИЛЮКОВ Павел Николаевич (1859—1943) — российский общественно- политический деятель, ученый (историк) и публицист.

Пуришкевич Владимир Митрофанович, 1870-1920, помещик, один из инициаторов создания Союза русского народа, организатор Палаты Михаила Архангела, депутат II и IV Государственной думы от Бессарабской губернии. Враг Г. Распутина и участник его убийства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: