Психофизиология памяти, внимания, сознания

Тема 7.

Основными процессами памяти являются:

  • - запоминание, сохранение, воспроизведение
  • - запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание
  • - запоминание, воспроизведение, забывание
  • - запоминание, сохранение, активация, воспроизведение, забывание.

Динамическое сохранение информации проявляется в:

  • - оперативной памяти
  • - долговременной памяти
  • - любом виде памяти.

Статическое сохранение информации происходит в:

  • - оперативной памяти
  • - долговременной памяти
  • - любом виде памяти.

Воспроизведение информации происходит в:

  • - момент восприятия объекта
  • - в отсутствие объекта, без вторичного его восприятия
  • - случае точного совпадения с тем, что было запечатлено в памяти.

Наиболее активной формой воспроизведения информации является:

  • - узнавание
  • - сохранение
  • - ассоциация
  • - припоминание.

Интерференция информации способствует ее:

  • - забыванию
  • - запоминанию.

Регулирующие механизмы памяти способствуют:

  • - перемещению информации из сознания в бессознательное
  • - интерференции знаний и навыков
  • - перемещению информации во времени и пространстве.

«Необходимость или интерес > мотивация > внимание > концентрация > организация» - эта цепочка означает:

  • - эмоции
  • - сознание
  • - память
  • - мышление.

Память неразрывно связана с восприятием, мышлением и личностью человека:

  • - верно
  • - неверно.

След памяти, сформированный в результате обучения – это:

  • - программа
  • - энграмма
  • - акмеограмма
  • - профессиограмма.

Процессы запоминания и хранения информации:

  • - являются нейтральными и не зависят от ситуации
  • - зависят от способа работы с этой информацией
  • - не зависят от индивидуальных особенностей личности.

Наиболее развитыми у человека видами сенсорной памяти являются:

  • - осязательная и двигательная
  • - обонятельная и вкусовая
  • - зрительная и слуховая
  • - все перечисленное.

Практически каждое событие или факт могут храниться с использованием различных видов памяти:

  • - верно
  • - неверно.

Эйдетическая память представляет собой:

  • - зрительную память
  • - слуховую память
  • - один из видов зрительной памяти
  • - один из видов двигательной памяти.

Принципиальным отличием памяти человека от памяти компьютера является то, что:

  • - они имеют разную информационную емкость
  • - информационная емкость компьютера учитывает смысловые различия хранимой информации
  • - память человека неразрывно связана с системами порождения знаний.

Память характеризуется:

  • - иерархической структурой
  • - дивизиональной структурой
  • - линейной структурой
  • - матричной структурой.

Молекулярные механизмы индивидуального долговременного запоминания состоят в:

  • - формировании рабочего динамического стереотипа
  • - повышении модуляции мозга
  • - изменении формы и размера синаптических структур
  • - всем перечисленном.

Эффективность запоминания информации зависит от:

  • - эмоционального состояния человека
  • - эмоционального фона восприятия информации
  • - эмоциональной насыщенности информации
  • - личностно-значимых эмоциональных характеристик информации
  • - развития эмоционального интеллекта
  • - всего перечисленного.

Мотивация имеет особенно важное значение для эффективности:

  • - любого процесса памяти
  • - долгосрочной памяти
  • - краткосрочной памяти
  • - образной памяти.

Осознанное отношение человека к своим потребностям, мотивам, влечениям, способностям, переживаниям – это:

  • - сознание
  • - самосознание
  • - сензитивность
  • - ситуативность.

Регулятивный процесс, содержанием которого является мониторинг за ходом и промежуточными результатами индивидуальной деятельности – это:

  • - самораскрытие
  • - самосознание
  • - самоконтроль
  • - ситуативность.

Направленность активной психической деятельности на конкретный объект, ситуацию, сферу жизни – это:

  • - внимание
  • - рефлексия
  • - самосознание
  • - мышление.

Процесс формирования субъективных образов объективно воздействующего на наши органы чувств окружающего мира – это:

  • - воображение
  • - рефлексия
  • - внимание
  • - восприятие.

Состояние повышенной чувствительности той или иной функции к влияниям окружающей действительности – это:

  • - заболевание
  • - сенсорный эталон
  • - сензитивность
  • - самосознание.

Качественная сторона внимания, имеющая профессиональную значимость, определяется его:

  • - направлением, объемом, развитием, концентрацией, централизацией, адаптацией
  • - направлением, объемом, концентрацией, адаптацией, переключением, скоростью
  • - направлением, объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, распределением.

Апперцепция – это зависимость:

  • - мышления от эмоционального отношения к его объекту
  • - восприятие от содержания психической жизни и особенностей личности
  • - внимания от мотивации трудового поведения человека

Различают следующие виды внимания:

  • - произвольное, непроизвольное, послепроизвольное
  • - произвольное и непроизвольное
  • - произвольное, непроизвольное, рефлекторное
  • - произвольное и послепроизвольное.

Основу непроизвольного внимания составляет:

  • - защитный рефлекс
  • - безусловный или условный рефлекс
  • - ориентировочный рефлекс
  • - эмоциональная реакция на конкретный объект.

Произвольное внимание по характеру является:

  • - активным
  • - пассивным
  • - эмоциональным.

К мыслительным операциям относятся (выберите 4 вариант-:

  • - суждение
  • - умозаключение
  • - анализ
  • - синтез
  • - сравнение
  • - конкретизация
  • - адаптация.

Процесс перехода от единичных, частных суждений к общему называется:

  • - дедукцией
  • - индукцией
  • - суждением
  • - аналогией.

Для изучения социального окружения и формирования деловых отношений очень важны 2 фактора:

  • - восприятие
  • - память
  • - влияние на поведение окружающих
  • - общение.

Характер, темперамент и направленность личности являются:

  • - психическими свойствами и проявлениями
  • - синтетическими проявлениями черт личности
  • - основой профессиональных способностей.

В психической регуляции трудовой деятельности проявляются:

  • - все объективные закономерности и механизмы, присущие психике человека в целом
  • - профессионально важные свойства и качества человека и его трудовая мотивация
  • - профессионально важные качества ощущений, восприятий, мышления, внимания, памяти, воли, речи.

Внимание к стимулу привлекают следующие характеристики (выберите 4 вариант-:

  • - повышенная интенсивность
  • - адаптация к стимулирующей ситуации
  • - внезапные изменения
  • - смещения в поле восприятия
  • - эмоциональная значимость
  • - когнитивный диссонанс.

Сосредоточение внимания на объекте (выберите 2 вариант-:

  • - прямо пропорционально его мотивационной силе
  • - обратно пропорционально его информационному содержанию
  • - обратно пропорционально объему и распределению внимания
  • - прямо пропорционально объему и избирательности внимания.

При утрате части информации человек воспринимает дефектный сигнал как:

  • - целостный образ восприятия
  • - помеху в работе
  • - частичный образ восприятия.

К познавательным психическим процессам относятся:

  • - ощущения, восприятие, мышление, память, внимание, эмоции, воля
  • - ощущения, восприятие, мышление, представление, эмоции, память
  • - ощущения, восприятие, представления, мышление, память, внимание, воображение.

Психические процессы:

  • - имеют начало, развитие и конец
  • - взаимно переходят друг в друга
  • - протекают в виде реакции
  • - все перечисленное.

Трудовой процесс включает в себя бессознательные акты психической деятельности:

  • - верно
  • - неверно.

Высший уровень психического отражения и саморегуляции человека – это:

  • - мышление
  • - сознание
  • - надсознательное
  • - психоанализ.

Не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач – это:

  • - бессознательное
  • - надсознательное
  • - динамический стереотип
  • - катарсис.

Ощущения возникают при:

  • - непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств
  • - реализации безусловных рефлексов
  • - реализации ориентировочного и защитных рефлексов.

Процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности называется:

  • - мышлением
  • - восприятием
  • - сознанием
  • - творчеством.

Мозг человека сначала синтезирует информацию, а уже потом анализирует ее:

  • - верно
  • - неверно.

На понимание уходит больше времени, чем на чтение:

  • - верно
  • - неверно.

С физиологической точки зрения человеку легче всего сконцентрировать внимание на чем-либо:

  • - с 9 до 13 часов
  • - с 6 до 12 часов
  • - с 9 до 13 и с 15 до 22 часов.

Мнемотехнический способ запоминания строится, как правило, на использовании:

  • - логичных ассоциаций
  • - нелогичных ассоциаций
  • - логичных и нелогичных ассоциаций.

Для облегчения работы памяти на работе целесообразно использовать различные «внешние» средства (выберите 3 вариант-:

  • - схемы, диаграммы, таблицы
  • - персональный компьютер
  • - органайзеры, настольные календари, визитные карточки
  • - телефон
  • - чашку кофе.

 

Понятия: память, динамическое сохранение информации, статистическое сохранение информации, интерференция, восприятие, мышление.

Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Сохранение в памяти, какой- то информации включает несколько процессов.
Запоминание - обобщённое название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Различают два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.
Запоминание - важнейшее условие последующего восстановления
приобретённых знаний.
Хранение (архивизация) - это накопление материала в памяти. В зависимости от того, вовлекается ли при этом эпизодическая или семантическая память, архивизация происходит по-разному. Это важное подразделение двух форм памяти ввёл Тульвинг.

В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях нашей жизни. По сути своей эта память автобиографичная. Что касается семантической памяти, то она включает все те информационные структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир В семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Сохранение информации в памяти может быть динамическим и статическим.
Динамическое сохранение - проявляется в оперативной памяти, при этом информация изменяется мало.
Статическое сохранение проявляется в долговременной памяти, при этом информация обязательно подвергается реконструкции и переработке.

Узнавание - это опознание воспринимаемого объекта, который уже и известен по прошлому опыту. В отличие от узнавания процесс воспроизведения представляет собой более сложную форму мнестической активности. Воспроизведение — это вид памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта, и построение соответствующих ему представлений.

Запоминание — это как бы два последовательных процесса, один из них это обработка информации или ее кодирование и консолидация следа. Для долговременного запоминания информации необходима смысловая обработка, которая невозможна без обращения к семантической памяти.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Эйдетическая память (от греческого — образ, внешний вид) — это способность памяти запоминать рисунки в мельчайших подробностях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: