Тема 7.
Основными процессами памяти являются:
- - запоминание, сохранение, воспроизведение
- - запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание
- - запоминание, воспроизведение, забывание
- - запоминание, сохранение, активация, воспроизведение, забывание.
Динамическое сохранение информации проявляется в:
- - оперативной памяти
- - долговременной памяти
- - любом виде памяти.
Статическое сохранение информации происходит в:
- - оперативной памяти
- - долговременной памяти
- - любом виде памяти.
Воспроизведение информации происходит в:
- - момент восприятия объекта
- - в отсутствие объекта, без вторичного его восприятия
- - случае точного совпадения с тем, что было запечатлено в памяти.
Наиболее активной формой воспроизведения информации является:
- - узнавание
- - сохранение
- - ассоциация
- - припоминание.
Интерференция информации способствует ее:
- - забыванию
- - запоминанию.
Регулирующие механизмы памяти способствуют:
- - перемещению информации из сознания в бессознательное
- - интерференции знаний и навыков
- - перемещению информации во времени и пространстве.
«Необходимость или интерес > мотивация > внимание > концентрация > организация» - эта цепочка означает:
- - эмоции
- - сознание
- - память
- - мышление.
Память неразрывно связана с восприятием, мышлением и личностью человека:
- - верно
- - неверно.
След памяти, сформированный в результате обучения – это:
- - программа
- - энграмма
- - акмеограмма
- - профессиограмма.
Процессы запоминания и хранения информации:
- - являются нейтральными и не зависят от ситуации
- - зависят от способа работы с этой информацией
- - не зависят от индивидуальных особенностей личности.
Наиболее развитыми у человека видами сенсорной памяти являются:
- - осязательная и двигательная
- - обонятельная и вкусовая
- - зрительная и слуховая
- - все перечисленное.
Практически каждое событие или факт могут храниться с использованием различных видов памяти:
- - верно
- - неверно.
Эйдетическая память представляет собой:
- - зрительную память
- - слуховую память
- - один из видов зрительной памяти
- - один из видов двигательной памяти.
Принципиальным отличием памяти человека от памяти компьютера является то, что:
- - они имеют разную информационную емкость
- - информационная емкость компьютера учитывает смысловые различия хранимой информации
- - память человека неразрывно связана с системами порождения знаний.
Память характеризуется:
- - иерархической структурой
- - дивизиональной структурой
- - линейной структурой
- - матричной структурой.
Молекулярные механизмы индивидуального долговременного запоминания состоят в:
- - формировании рабочего динамического стереотипа
- - повышении модуляции мозга
- - изменении формы и размера синаптических структур
- - всем перечисленном.
Эффективность запоминания информации зависит от:
- - эмоционального состояния человека
- - эмоционального фона восприятия информации
- - эмоциональной насыщенности информации
- - личностно-значимых эмоциональных характеристик информации
- - развития эмоционального интеллекта
- - всего перечисленного.
Мотивация имеет особенно важное значение для эффективности:
- - любого процесса памяти
- - долгосрочной памяти
- - краткосрочной памяти
- - образной памяти.
Осознанное отношение человека к своим потребностям, мотивам, влечениям, способностям, переживаниям – это:
- - сознание
- - самосознание
- - сензитивность
- - ситуативность.
Регулятивный процесс, содержанием которого является мониторинг за ходом и промежуточными результатами индивидуальной деятельности – это:
- - самораскрытие
- - самосознание
- - самоконтроль
- - ситуативность.
Направленность активной психической деятельности на конкретный объект, ситуацию, сферу жизни – это:
- - внимание
- - рефлексия
- - самосознание
- - мышление.
Процесс формирования субъективных образов объективно воздействующего на наши органы чувств окружающего мира – это:
- - воображение
- - рефлексия
- - внимание
- - восприятие.
Состояние повышенной чувствительности той или иной функции к влияниям окружающей действительности – это:
- - заболевание
- - сенсорный эталон
- - сензитивность
- - самосознание.
Качественная сторона внимания, имеющая профессиональную значимость, определяется его:
- - направлением, объемом, развитием, концентрацией, централизацией, адаптацией
- - направлением, объемом, концентрацией, адаптацией, переключением, скоростью
- - направлением, объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, распределением.
Апперцепция – это зависимость:
- - мышления от эмоционального отношения к его объекту
- - восприятие от содержания психической жизни и особенностей личности
- - внимания от мотивации трудового поведения человека
Различают следующие виды внимания:
- - произвольное, непроизвольное, послепроизвольное
- - произвольное и непроизвольное
- - произвольное, непроизвольное, рефлекторное
- - произвольное и послепроизвольное.
Основу непроизвольного внимания составляет:
- - защитный рефлекс
- - безусловный или условный рефлекс
- - ориентировочный рефлекс
- - эмоциональная реакция на конкретный объект.
Произвольное внимание по характеру является:
- - активным
- - пассивным
- - эмоциональным.
К мыслительным операциям относятся (выберите 4 вариант-:
- - суждение
- - умозаключение
- - анализ
- - синтез
- - сравнение
- - конкретизация
- - адаптация.
Процесс перехода от единичных, частных суждений к общему называется:
- - дедукцией
- - индукцией
- - суждением
- - аналогией.
Для изучения социального окружения и формирования деловых отношений очень важны 2 фактора:
- - восприятие
- - память
- - влияние на поведение окружающих
- - общение.
Характер, темперамент и направленность личности являются:
- - психическими свойствами и проявлениями
- - синтетическими проявлениями черт личности
- - основой профессиональных способностей.
В психической регуляции трудовой деятельности проявляются:
- - все объективные закономерности и механизмы, присущие психике человека в целом
- - профессионально важные свойства и качества человека и его трудовая мотивация
- - профессионально важные качества ощущений, восприятий, мышления, внимания, памяти, воли, речи.
Внимание к стимулу привлекают следующие характеристики (выберите 4 вариант-:
- - повышенная интенсивность
- - адаптация к стимулирующей ситуации
- - внезапные изменения
- - смещения в поле восприятия
- - эмоциональная значимость
- - когнитивный диссонанс.
Сосредоточение внимания на объекте (выберите 2 вариант-:
- - прямо пропорционально его мотивационной силе
- - обратно пропорционально его информационному содержанию
- - обратно пропорционально объему и распределению внимания
- - прямо пропорционально объему и избирательности внимания.
При утрате части информации человек воспринимает дефектный сигнал как:
- - целостный образ восприятия
- - помеху в работе
- - частичный образ восприятия.
К познавательным психическим процессам относятся:
- - ощущения, восприятие, мышление, память, внимание, эмоции, воля
- - ощущения, восприятие, мышление, представление, эмоции, память
- - ощущения, восприятие, представления, мышление, память, внимание, воображение.
Психические процессы:
- - имеют начало, развитие и конец
- - взаимно переходят друг в друга
- - протекают в виде реакции
- - все перечисленное.
Трудовой процесс включает в себя бессознательные акты психической деятельности:
- - верно
- - неверно.
Высший уровень психического отражения и саморегуляции человека – это:
- - мышление
- - сознание
- - надсознательное
- - психоанализ.
Не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач – это:
- - бессознательное
- - надсознательное
- - динамический стереотип
- - катарсис.
Ощущения возникают при:
- - непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств
- - реализации безусловных рефлексов
- - реализации ориентировочного и защитных рефлексов.
Процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности называется:
- - мышлением
- - восприятием
- - сознанием
- - творчеством.
Мозг человека сначала синтезирует информацию, а уже потом анализирует ее:
- - верно
- - неверно.
На понимание уходит больше времени, чем на чтение:
- - верно
- - неверно.
С физиологической точки зрения человеку легче всего сконцентрировать внимание на чем-либо:
- - с 9 до 13 часов
- - с 6 до 12 часов
- - с 9 до 13 и с 15 до 22 часов.
Мнемотехнический способ запоминания строится, как правило, на использовании:
- - логичных ассоциаций
- - нелогичных ассоциаций
- - логичных и нелогичных ассоциаций.
Для облегчения работы памяти на работе целесообразно использовать различные «внешние» средства (выберите 3 вариант-:
- - схемы, диаграммы, таблицы
- - персональный компьютер
- - органайзеры, настольные календари, визитные карточки
- - телефон
- - чашку кофе.
Понятия: память, динамическое сохранение информации, статистическое сохранение информации, интерференция, восприятие, мышление.
Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Сохранение в памяти, какой- то информации включает несколько процессов.
Запоминание - обобщённое название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Различают два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.
Запоминание - важнейшее условие последующего восстановления
приобретённых знаний.
Хранение (архивизация) - это накопление материала в памяти. В зависимости от того, вовлекается ли при этом эпизодическая или семантическая память, архивизация происходит по-разному. Это важное подразделение двух форм памяти ввёл Тульвинг.
В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях нашей жизни. По сути своей эта память автобиографичная. Что касается семантической памяти, то она включает все те информационные структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир В семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.
Сохранение информации в памяти может быть динамическим и статическим.
Динамическое сохранение - проявляется в оперативной памяти, при этом информация изменяется мало.
Статическое сохранение проявляется в долговременной памяти, при этом информация обязательно подвергается реконструкции и переработке.
Узнавание - это опознание воспринимаемого объекта, который уже и известен по прошлому опыту. В отличие от узнавания процесс воспроизведения представляет собой более сложную форму мнестической активности. Воспроизведение — это вид памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта, и построение соответствующих ему представлений.
Запоминание — это как бы два последовательных процесса, один из них это обработка информации или ее кодирование и консолидация следа. Для долговременного запоминания информации необходима смысловая обработка, которая невозможна без обращения к семантической памяти.
Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Эйдетическая память (от греческого — образ, внешний вид) — это способность памяти запоминать рисунки в мельчайших подробностях.