Понятие о памяти, ее физиологические механизмы и виды

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозге в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно.Представления могут быть зрительные и слуховые (представление человеческого голоса, мелодии, чириканья воробья и т. д.), обонятельные (мы можем представить себе, т. е. вспомнить, запах свежего сена, кофе, ландыша), вкусовые (представить вкусовое ощущение от сахара, лимона). Представления могут быть и осязательные (мы можем припомнить ощущение от прикосновения к холодному мрамору или мягкому, ворсистому меху). Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями (сравните, например, образ человека, когда вы смотрите на него, и мысленное представление его образа), но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.

Память – это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Память – это стержневое психическое образование. Так как благодаря памяти становится возможным накопление сознательного опыта.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Человек запоминает наиболее точно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека маловажно, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след и надолго.

Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Люди слабовольные, ленивые и не способные к длительным волевым усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставят в своей деятельности.

Т. о., за памятью признается исключительная роль в психической жизни человека.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Генетическая память – проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Механическая – выступает в форме способности к научению, приобретению жизненного опыта, которой сохраняется в самом организме и исчезает с его уходом из жизни. Следовательно, возможности для запоминания у животных ограничены, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что приобретено методом научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека же в отличие от животных есть речь – мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей.

Физиологические основы памяти.

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения.Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах (прочность следов и зависит от того, какие изменения, электрохимические или биохимические, имели место).

Основные характеристики памяти человека:

Объем –это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и её отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.

Быстрота –способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости её обработки и использования.

Точность– это характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание.

Длительность –важнейшая характеристика памяти человека в целом и её процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

 

В психологии существует несколько классификаций видов памяти, построенных на разных основаниях. Их многообразие объясняется тем, что память обслуживает различные виды деятельности человека.

Традиционно выделяют следующие основания:

1. Характер психической активности преобладающий в деятельности. На этом основании выделяют: двигательную, эмоциональную, образную словесно-логическую память.

Двигательная память связана с запоминаем и реализацией отдельных движений и целостных двигательных актов.

Эмоциональная память – память на аффективные переживания. Зафиксированные однажды в памяти эмоциональные переживания могут побуждать, или наоборот, предостерегать человека от совершения каких-либо действий. Отличительной особенностью эмоциональной памяти является ее прочность.

Словесно-логическая память – память на слова, мысли, суждения, умозаключения. В ней закреплено отражение предметов и явлений в их существенных свойствах, связях и отношениях. Словесно-логическая память – специфически человеческая память.Она является ведущей по отношению к другим видам памяти.

Образная память различается по роли ведущего анализатора. В свою очередь она бывает нескольких типов: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

Осязательная, обонятельная и вкусовая памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной памятью ограничены.

2. Характер участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала. В соответствии с этим критерием память дифференцируют на произвольную и непроизвольную.

Если не ставят специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, то это память непроизвольная. Так, ученик запоминает интересную книгу, кинофильм, события, произведшие на него большое впечатление, интересный рассказ учителя. Однако запоминается само собой далеко не все, что надо человеку помнить. Если ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие мнемические (от греческого слова «мнемо» — память) приемы, производят волевые усилия, то это память произвольная.

Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка вначале строится в основном на непроизвольной памяти и приобретается ребенком без специального намерения запомнить и без специальных усилий. Однако в сознательной, активной деятельности, при усвоении системы зданий, умений и навыков (например, в учении) произвольная память занимает ведущее место.

3. Время сохранения и закрепления материала. Выделяют сенсорную память, кратковременную, долговременную и оперативную память.

Разновидностями сенсорной памяти являются иконическая и эхоичекая память. Под иконической памятью понимают сохранность зрительных впечатлений и их непродолжительную доступность для анализа (до 250-300 мсек.).

Эхоическая память хранит слуховую информацию небольшой интервал времени (до 4 сек.).

Кратковременная память – процессотносительно непродолжительный по длительности (до 20 сек.), но доста­точной для точного воспроизведения только чтопроисшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений.Объем кратковременной памяти – 7-2 единицы информации.

После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Например, переводчик точно сохраняет в памяти фразу, пока ее переводит. При переходе к новой фразе точная формулировка предыдущей тут же забывается.

Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями.

Долговременная память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В ДП происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде — в более обобщенном и систематизированном. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. Поэтому человек каждый момент и не осознает всего, что хранится в его ДП — своеобразной «кладовой» его знаний.

ДП бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (человек может по собственной воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ.

Объем ДП безграничен, длительность хранения фактически не ограничена.

Оперативная память – мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.

Некоторые исследователи предполагают наличие еще одной разновидности памяти – промежуточной. Обладает значительно большей емкостью, чем КП и сохраняет информацию в течение нескольких часов без повторения.

4. Степень осмысленности запоминания: механическая и логическая.

Механическая память – запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Логическая память – запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

Процессы памяти

Память — сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них — запоминание, сохранение забывание, воспроизведение и узнавание.

Запоминание — это, как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Запомнить учебный материал — это значит связать его с прежними знаниями, запомнить иностранное слово — это значит связать его с соответствующим понятием.

Мнемоника — совокупность приемов, облегчающих запоминание.

Произвольное запоминание может осуществляться двумя способами: механическим и осмысленным.

Механическое запоминание — это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Так, школьница, готовя урок, 5-й раз прочитала материал учебника. В классе девочка хорошо пересказала то, что было написано в книге, но не смогла ответить на самые простые вопросы учителя. Это произошло потому, что ученица заучила урок механически, не вдумываясь и не вникая в содержание материала.

Осмысленное (смысловое) запоминание основано ни понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними апатиями.

Иными словами, механическое запоминание основано на простом повторении — перечитывании учебного материала в расчете на то, что он в конце концов запомнится; осмысленное же запоминание основано на понимании.

Сохранение — это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу.

Забывание — исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание — это плохое сохранение материала памяти. Поэтому сохранение — это не что иное, как борьба с забыванием.

Вообще говоря, забывание — весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации

Поэтому если речь идет о борьбе с забыванием, то имеется в виду борьба с забыванием нужного, важного, полезного материала. Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкреплении.

Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении.

Воспроизведение — процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновения в них возбуждении.

Узнавание — появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предшествующего восприятия).

Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнавание – более простой процесс, чем воспроизведение.

Припоминание — наиболее активное воспроизведение, связан­ное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти. Когда школьник припоминает тот или иной забытый им исторический факт, он легче воспроизводит его в связи с дру­гими фактами и событиями. Успех припоминания зависит, таким образом, от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти. Важно также попытаться вызвать цепь ассоциаций, ко­торые косвенно помогают припомнить необходимое. Припоминая, где забыл, книгу, мальчик старается вспомнить все, что проис­ходило с ним в течение дня, где он в последний раз был, когда книга находилась у него в руках, с кем он при этом разговаривал, о чем думал.

 

Нарушения памяти.

 

Большая часть психических расстройств сопровождается разнообразными нарушениями памяти.

Расстройства памяти — снижение или утрата способ­ности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. При различных заболеваниях могут стра­дать отдельные компоненты памяти, такие как запоми­нание, удержание, воспроизведение.

1. Гипермнезия – патологическое усиление памяти. Проявляется необычным, чаще врожденным усилением возможностей запоминания. Встречается редко. В некоторых случаях наблюдается способность удерживать в памяти многочисленную малосущественную информацию (даты, номера телефонов), причем это свойство памяти даже может не зависеть от интеллекта человека и встречаться при умственной отсталости.

2. Гипомнезия - общее ослабление всех функций памяти. Больной испытывает трудности при запоминании новой информации, не может долго удерживать в памяти некоторые факты и с трудом вспоминает то, что хорошо знает. Иногда он по нескольку раз рассказывает знакомым одну и ту же историю.

Может быть общей (касается и процессов запоминания и процессов воспроизведения) и частичной (больной испытывает затруднение при запоминании нового материала). Гипомнезия может быть как постоянной (вследствие перенесенных черепно-мозговых травм), так и переходящей (на высоте интоксикации при инфекционных и соматических заболеваниях, депрессивных состояниях). Типична гипомнезия для многих лиц пожилого или старческого возраста, она преимущественно связана с атеросклеротическим процессом.

3. Амнезия – полное выпадение из памяти событий, имевших место в определенный период времени. Амнезии занимают ведущее место в клинике психических расстройств при органических заболеваниях головного мозга.

Различают:

§ фиксационная – нарушение способности запоминая; неспособность длительно удерживать в памяти какую-либо новую информацию. Больной полностью забывает все сказанное ему уже через несколько минут. События далекого прошлого, напротив, могут четко сохраняться в памяти пациента. Фиксационную амнезию считают тяжелым, инвалидизирующим расстройством. Утрата памяти настолько выражена, что даже напоминание и намеки ничего не говорят больному. В новой остановке больной совершенно беспомощен, в больнице он никак не может запомнить свою палату и койку, не знает, где находится туалет, не фиксирует лица и имена врачей и медсестер;

§ репродуктивная – затруднение в воспроизведении либо припоминании отдельных событий;

§ ретроградная – утрата воспоминаний о периоде, непосредственно предшествовавшем заболеванию, травме и др. Так, больной после автокатастрофы не может вспомнить, как он решился на обгон. Ретроградную амнезию можно объяснить утратой сведений, хранившихся в момент катастрофы в кратковременной памяти.

§ антероградная – выпадение из памяти событий, происходивших после заболевания. Обычно имеют в виду период, когда больной уже пришел в себя после потери сознания, но все еще не может фиксировать наблюдаемые события.

4. Парамнезия – извращение воспоминаний, нарушение распределения припоминаемых событий во времени и пространстве, искажение ранее пережитых реальных событий, заполнение пробелов памяти домыслами.

1) псевдореминисценция – замещение провалов в памяти событиями, которые происходили в действительности, но в другое время (когда-то реально пережитое вспоминается как недавно произошедшее, например, рабочий, находящийся в стационаре несколько месяцев, утверждает, что вчера ходил на работу, а после работы дома отдыхал, смотрел телевизор);

2) конфабуляция – заполнение пробелов памяти вымышленными и фантастическими псевдовоспоминаниями;

3) криптомнезия – ранее лично пережитое вспоминается как прочитанное, слышанное или виденное, либо, наоборот, слышанное и виденное вспоминается как лично пережитое.

5. Корсаковский синдром (впервые описан основоположником отечественной психиатрии Сергеем Сергеевичем Корсаковым) – нарушение памяти на текущие события, при котором относительно сохранной остается память на события прошлого. Наблюдается при тяжелых алкогольных интоксикациях, поражении определенных мозговых систем. При Корсаковском синдроме наблюдаются конфабуляции.

6. Прогрессирующая амнезия – последовательное выпадение из памяти событий от недавних к давно прошедшим в результате прогрессирующего органического заболевания. Сначала снижается способность к запоминанию, потом забываются недавние события, затем более далекие, наконец, остаются только автоматизированные навыки и яркие эмоциональные воспоминания юности и детства, которые могут утрачиваться со временем. Прогрессирующая амнезия отчетливо прослеживается при атрофических заболеваниях мозга, например при болезни Альцгеймера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: