Особенности формирования математических представленийу детей с нарушениями речи

 

В обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию детей. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном возрасте, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности. Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.

 

Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, но и развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка.

При обучения математике в дошкольных учреждениях, существуют трудности формирования математических представлений у детей. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за:

· неумения осуществлять самоконтроль,

· пояснять свои действия,

· включать математические термины в речевое высказывание.

 

Выделенные особенности проявляются в большей степени у дошкольников, имеющих нарушения речи. Это связано с их особенностями развития, структурой дефекта. У детей могут быть нарушены: грамматическая структура текста и фразы, лексический запас, произношение и голос, темп, плавность.. Для многих детей характерны нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью.

Поэтому дети с нарушениями речи отстают в овладении умениями, навыками, по разделу математики.

 

Дети с нарушениями речи испытывают трудности:

· в установлении зависимости и отношений между числами,

· в усвоении сенсорных эталонов: цвет, форма, величина,

· в определении пространственного положения предметов,

· в определении различных отрезков времени принятыми единицами измерения, а также последовательности процессов, их смены и периодичности.

 

Дети с нарушениями речи имеют практические навыки счёта, могут выполнить сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания. Однако,

· их знания о множестве, числе и счёте неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры;

· отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий;

· трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля;

· плохо понимают инструкцию к заданию, смысл математических терминов, не могут включить в речь известные им математические фразы.

 

Всё это затрудняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности. Таким образом, необходим комплексный подход к работе, предполагающий сочетание коррекционной и педагогической работы и направленный на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, развитие умственных способностей, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.

При работе с детьми с нарушениями речи в первую очередь нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у них высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения.

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс – не может протекать без внимания. Именно невнимательность чаще всего и является причиной плохой успеваемости детей на занятиях.

Ребенок с нарушениями речи не может заставить себя быть внимательным, он запоминает лишь то, что было ему интересно и произвело на него впечатление,

С целью привлечения и удержания внимания детей на каждом занятии нужно использовать разнообразный демонстрационный и раздаточный материал, частую смену видов деятельности, включение в активную работу разных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического).

Память ребенка, так же как и его внимание, постепенно становится произвольной, однако остается при этом механической. Самый доступный детям прием запоминания – повторение. Поэтому, давая детям задание, нужно просить повторить сказанное несколькими детьми до тех пор, пока все дети не поймут его смысл. В то же время, в старшем дошкольном возрасте становится возможным и усвоение детьми смыслового запоминания.

Развитие восприятия, усвоение сенсорных эталонов у детей с нарушениями речи успешнее всего осуществляется в процессе целенаправленного и планомерного обследования реальных предметов осязательно-двигательным способом, при этом обязательным условием успешности работы является выделение в речи существенных признаков обследуемых предметов.

Наибольшие трудности у детей с нарушениями речи вызывает формирование пространственных и временных представлений, выделение правой – левой стороны, поэтому такие задания в том или ином виде обязательно включаются во все виды детской деятельности. Начать нужно с маркировки левой руки, это даст ребенку опору для ориентировки во внешнем пространстве. И далее обращать внимание, что отсчитывать, измерять, раскладывать, писать, читать надо от ленточки на руке. Маркером понятия “верх” может служить голова, солнце, “низ” – ноги, земля.

Усвоение временных представлений также должно базироваться на прочной чувственной основе, то есть, опираться на наглядность, на личный опыт ребенка. С этой целью ежедневно в ходе утренних бесед обращать внимание детей на то, какой сегодня месяц и день недели, во сколько начнется занятие, сколько времени дается на выполнения того или иного задания, сколько минут осталось до его завершения. В группе имеются часы, разные виды календарей (отрывной, перекидной, на год).

Формирование навыков счета у детей с нарушениями речи также имеет свои особенности. Очень часто эти навыки усваиваются детьми механически – они затрудняются продолжить счет от заданного числа, не могут назвать итог счета, не соотносят итоговое число с количеством предметов. Задания на сложение и вычитание они выполняют только с использованием наглядного материала, значительные трудности вызывает у них и понимание отношений между числами натурального ряда, определение состава числа. На каждом занятии предлагаются задания на отсчет заданного количества предметов, на уравнивание групп предметов, соотнесение между собой элементов множеств.

Выполнение программных математических задач обязательно сочетается с решением задач коррекционно-логопедических: расширения и активизации словаря, автоматизации звуков речи, формирования лексико-грамматического строя, совершенствования навыков речевого общения.

С целью совершенствования диалогической и монологической формы речи нужно следить за тем, чтобы ответы детей не были односложными, поощрение детей за высказывание своей точки зрения, в доброжелательной форме комментировать ответы товарищей, умение поддерживать непринужденную беседу.

Огромное влияние на степень усвоения детьми программного материала оказывает речь воспитателя. Она должна быть выразительна, эмоциональна и доступна детям для понимания, в ней должны быть паузы и повторения для осмысления детьми услышанного.

Знакомство детей с нарушениями речи с математическими представлениями должно происходить не только в ходе специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, на реальных предметах – только тогда ребенок сможет увидеть, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами для себя.

Навыки количественного счета можно формировать в ходе дежурства по столовой, подготовки материалов к занятиям, во время прогулок и экскурсий (считаем ступеньки на лестнице, встретившиеся машины, дома, этажи, окна, пешеходов), при чтении сказок (можно посчитать героев

Порядковый счет используем на физкультурных занятиях и в играх во время деления на команды. Умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе успешно формируется в процессе утренней гимнастики, физкультурных и танцевальных занятий При построении в шеренгу меряемся ростом и определяем, кто выше – ниже, во время сборов на прогулку сравниваем шарфы – чей длиннее, шире; сапоги – чей выше, формируем понятия “быстро” – “медленно”, “правый” – “левый” и т.д.

Комплексное решение программных и коррекционных задач в полной мере способствует формированию математических представлений у детей с нарушениями речи и обеспечивает им равные стартовые возможности при поступлении в начальную школу.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: