В обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию детей. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном возрасте, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности. Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.
Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, но и развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка.
При обучения математике в дошкольных учреждениях, существуют трудности формирования математических представлений у детей. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за:
|
|
· неумения осуществлять самоконтроль,
· пояснять свои действия,
· включать математические термины в речевое высказывание.
Выделенные особенности проявляются в большей степени у дошкольников, имеющих нарушения речи. Это связано с их особенностями развития, структурой дефекта. У детей могут быть нарушены: грамматическая структура текста и фразы, лексический запас, произношение и голос, темп, плавность.. Для многих детей характерны нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью.
Поэтому дети с нарушениями речи отстают в овладении умениями, навыками, по разделу математики.
Дети с нарушениями речи испытывают трудности:
· в установлении зависимости и отношений между числами,
· в усвоении сенсорных эталонов: цвет, форма, величина,
· в определении пространственного положения предметов,
· в определении различных отрезков времени принятыми единицами измерения, а также последовательности процессов, их смены и периодичности.
Дети с нарушениями речи имеют практические навыки счёта, могут выполнить сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания. Однако,
· их знания о множестве, числе и счёте неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры;
· отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий;
· трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля;
|
|
· плохо понимают инструкцию к заданию, смысл математических терминов, не могут включить в речь известные им математические фразы.
Всё это затрудняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности. Таким образом, необходим комплексный подход к работе, предполагающий сочетание коррекционной и педагогической работы и направленный на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, развитие умственных способностей, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.
При работе с детьми с нарушениями речи в первую очередь нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у них высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения.
Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс – не может протекать без внимания. Именно невнимательность чаще всего и является причиной плохой успеваемости детей на занятиях.
Ребенок с нарушениями речи не может заставить себя быть внимательным, он запоминает лишь то, что было ему интересно и произвело на него впечатление,
С целью привлечения и удержания внимания детей на каждом занятии нужно использовать разнообразный демонстрационный и раздаточный материал, частую смену видов деятельности, включение в активную работу разных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического).
Память ребенка, так же как и его внимание, постепенно становится произвольной, однако остается при этом механической. Самый доступный детям прием запоминания – повторение. Поэтому, давая детям задание, нужно просить повторить сказанное несколькими детьми до тех пор, пока все дети не поймут его смысл. В то же время, в старшем дошкольном возрасте становится возможным и усвоение детьми смыслового запоминания.
Развитие восприятия, усвоение сенсорных эталонов у детей с нарушениями речи успешнее всего осуществляется в процессе целенаправленного и планомерного обследования реальных предметов осязательно-двигательным способом, при этом обязательным условием успешности работы является выделение в речи существенных признаков обследуемых предметов.
Наибольшие трудности у детей с нарушениями речи вызывает формирование пространственных и временных представлений, выделение правой – левой стороны, поэтому такие задания в том или ином виде обязательно включаются во все виды детской деятельности. Начать нужно с маркировки левой руки, это даст ребенку опору для ориентировки во внешнем пространстве. И далее обращать внимание, что отсчитывать, измерять, раскладывать, писать, читать надо от ленточки на руке. Маркером понятия “верх” может служить голова, солнце, “низ” – ноги, земля.
Усвоение временных представлений также должно базироваться на прочной чувственной основе, то есть, опираться на наглядность, на личный опыт ребенка. С этой целью ежедневно в ходе утренних бесед обращать внимание детей на то, какой сегодня месяц и день недели, во сколько начнется занятие, сколько времени дается на выполнения того или иного задания, сколько минут осталось до его завершения. В группе имеются часы, разные виды календарей (отрывной, перекидной, на год).
Формирование навыков счета у детей с нарушениями речи также имеет свои особенности. Очень часто эти навыки усваиваются детьми механически – они затрудняются продолжить счет от заданного числа, не могут назвать итог счета, не соотносят итоговое число с количеством предметов. Задания на сложение и вычитание они выполняют только с использованием наглядного материала, значительные трудности вызывает у них и понимание отношений между числами натурального ряда, определение состава числа. На каждом занятии предлагаются задания на отсчет заданного количества предметов, на уравнивание групп предметов, соотнесение между собой элементов множеств.
|
|
Выполнение программных математических задач обязательно сочетается с решением задач коррекционно-логопедических: расширения и активизации словаря, автоматизации звуков речи, формирования лексико-грамматического строя, совершенствования навыков речевого общения.
С целью совершенствования диалогической и монологической формы речи нужно следить за тем, чтобы ответы детей не были односложными, поощрение детей за высказывание своей точки зрения, в доброжелательной форме комментировать ответы товарищей, умение поддерживать непринужденную беседу.
Огромное влияние на степень усвоения детьми программного материала оказывает речь воспитателя. Она должна быть выразительна, эмоциональна и доступна детям для понимания, в ней должны быть паузы и повторения для осмысления детьми услышанного.
Знакомство детей с нарушениями речи с математическими представлениями должно происходить не только в ходе специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, на реальных предметах – только тогда ребенок сможет увидеть, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами для себя.
Навыки количественного счета можно формировать в ходе дежурства по столовой, подготовки материалов к занятиям, во время прогулок и экскурсий (считаем ступеньки на лестнице, встретившиеся машины, дома, этажи, окна, пешеходов), при чтении сказок (можно посчитать героев
Порядковый счет используем на физкультурных занятиях и в играх во время деления на команды. Умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе успешно формируется в процессе утренней гимнастики, физкультурных и танцевальных занятий При построении в шеренгу меряемся ростом и определяем, кто выше – ниже, во время сборов на прогулку сравниваем шарфы – чей длиннее, шире; сапоги – чей выше, формируем понятия “быстро” – “медленно”, “правый” – “левый” и т.д.
|
|
Комплексное решение программных и коррекционных задач в полной мере способствует формированию математических представлений у детей с нарушениями речи и обеспечивает им равные стартовые возможности при поступлении в начальную школу.