Тема №4 «Атрибуты бытия. Законы диалектики»

Материалы к лекции

Вопросы 1.Современная наука о структурной организации реальности
  2.Динамическая организация реальности: движение, развитие покой
  3.Законы диалектики

Мотивация. В мире существуют различные вещи, явления, и сегодня мы будем выделять их общие атрибу­ты (неотъемлемые, необходимые свойства объектов). Прежде всего, к ним относят такие свойства: структурность, движение, развитие, связи, пространственные и временные параметры и др. Эти атрибуты ха­рактеризуют в первую очередь материальные объекты, хотя некоторые из них могут относиться и к существова­нию идеальных явлений (например, движение, разви­тие, связи). Таким образом, переходим к рассмотрению атрибутов сущего.

 


Структурная организация сущего означает, что лю­бой материальный объект, так или иначе устроен, т. е. обычно представляет собой систему некоторых элемен­тов (ее составных частей), организованных в единое це­лое с помощью структуры (устойчивых связей и отно­шений между элементами). Системно-структурный под­ход к бытию позволяет сделать выводы:

1. Мир как системное целое состоит из бесконечного множества различных структурно организованных объ­ектов.

2. В этом неисчерпаемом множестве могут быть выде­лены большие классы объектов, обладающих общими структурными свойствами - виды материи. Так, в са­мом первом приближении можно зафиксировать физи­ческие, химические, биологические и социальные виды материи.

3. Более детальный анализ обнаруживает в организа­ции сущего структурные уровни. Это - группы объек­тов, которые обладают следующими признаками:

- одинаковый принцип построения объектов;

- одинаковая природа связи между их элементами;

- общие существенные свойства объектов. Например, пространственные параметры

и законы их бытия. Они, как правило, специфичны именно для данного струк­турного уровня.

В неживой природе: физический вакуум; элементар­ные частицы; атомы; молекулы; макротела; плане­ты; звезды; галактики; Метагалактика («наша Все­ленная»);Универсум («мир как целое»). В живой природе: доклеточный; клеточный; органотканевый; организменный; популяционно-видовой; биоценозный; биогеоцинозный; биосферный.

4.Между всеми структурными уровнями существует генетическая связь: каждый более низкий уровень являются основой для формирования более высокого уровня. Объекты относительно низких уровней и законы их функционирования входят в качестве элементов в более высокие системы, подчиняясь при этом специфики их организации и развития.

 


Динамическая организация сущегозаключаете, прежде всего, в том, что любое конкретное явление находится в постоянном изменении (это в равной мере относится и к материальным, и к идеальным явлениям). В онтологии эта специфика бытия всякого сущего воспроизводится с помощью категорий движения, покоя, развития.

Уже философами древности было обнаружено, что в мире существуют и взаимодействуют две тенденции изменчивости вещей и их устойчивости. «В одну и ту же реку, — говорил, например, Гераклит, - нельзя войта дважды», поскольку она уже в чем-то изменилась к тому моменту, когда мы повторно входим в нее. Однако он до­бавлял, что река «изменяясь, покоится (отдыхает)», так как при всех своих изменениях она остается именно этой, а не другой рекой. Для обозначения вышеназванных тенденций в философии и были выработаны категории движения и покоя.

Эти понятия прошли определенную эволюцию в истории философского знания. Так, в античной философии было распространено широкое понимание движения как всякого превращения вещи, ее изменения. Однако в Новое время с появлением и развитием классической механики под движением преимущественно начинают понимать лишь перемещение тела в пространстве. При этом, опять-таки ориентируясь на классическую меха­нику, некоторые ученые (например, Ньютон) допускали начальное неподвижное состояние мира, которому внешняясверхсила (Бог) придала первотолчок, привед­ший мир в движение.

Становление и развитие наук, которые изучали слож­ные виды движения (химии, биологии и др.), постепенно привело к более глубоким представлениям о движе­нии - оно вновь стало пониматься как всякое изменение вещей и явлений. В современной философии катего­рия движения обычно обозначает всеобщее свойство сущего изменяться, непрерывно переходить из одного со­стояния в другое. Способ бытия мира (как единства ма­териальных и духовных явлений) состоит, следовательно, в том, что и весь мир, илюбое сущее, входящее в него, могут существовать только в постоянном движении, изменении.

Категория покоя обозначает свойство сущего обла­дать относительной устойчивостью, определенностью. Изменения, происходящие с вещами и явлениями, всег­да ограничены какими-то рамками: любое сущее в про­цессе движения так или иначе в чем-то сохраняется, не теряя своей индивидуальности до тех пор, пока оно су­ществует.Иначе бы вещи, подчиняясь абсолютному за­кону изменения, перестали бы существовать как опреде­ленные сущие, «расплылись» в своем бытии, преврати­лись в нечто неопределенное, бесформенное. Поэтому способ бытия мира (и каждого сущего) состоит не только в движении, но и в покое, точнее — в единстве движения и покоя. Это относится и к человеку: любой из нас изме­няется во всех отношениях каждую секунду, но вместе с тем все, же остается самим собой - со своим характером, привычками и т. д. И очень важно быть самим собой, не изменять себе даже в самых сложных ситуациях, требу­ющих от нас серьезных изменений.

К основным формам движения (и покоя) относят обычно механическое, физическое, химическое, биоло­гическое и социальное, хотя возможна и более деталь­ная классификация - часто говорят о квантово-физической, молекулярно-физической, геологической, кибер­нетической и других формах движения. Применительно к духовной реальности можно говорить и об идеальном движении, т. е. изменении чувств, мыслей, понятий, идей и т. п. Между всеми формами движения существу­ет тесная взаимосвязь. Так, высшие формы движения возникают на основе более низших форм, включают их и подчиняют себе - жизнь, например, требует для своего бытия определенных химических реакций. Кроме того, одно и то же сущее может участвовать одновременно в разных формах движения: человек, скажем, представ­ляет собой единство физических, химических, биологи­ческих, духовных и социальных процессов. Поэтому в своем индивидуальном и общественном бытии он не мо­жет нарушать не только социальные законы, но и зако­ны физики и биологии. Всякая попытка пренебречь ими неизбежно обернется неудачами, потерями или даже ка­тастрофой - вспомним хотя бы современную экологиче­скую ситуацию, возникшую во многом из-за забвения законов существования и развития биосферы на Земле.

Если движение есть всякие из­менения сущего, то категория развития обозначает осо­бый их вид — лишь закономерные необратимые качест­венные изменения.

( Вместе с тем довольно широко распространено и традиционное понимание развития как процесса совершенствования сущего, т.е. прогрессивного движения).

!!! Таким образом, всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие.

Реальный мир устроен так, что подавляющее большинство измене­ний сущего связано с его развитием.


Исследованиями закономерностей развития занимается диалектика. Диалектика (от греч. dialektike - искусство вести беседу, спор) - философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи. Ее истоки лежат в античной филосо­фии.

Сократ обозначал этим термином искус­ство обнаружения истины в споре путем столкновения противоположных мнений. У древних философов диа­лектика выступала в качестве метода мышления, использующего идеи внутренней противоречивости сущего, его изменения и связи с окружающим миром, относительности любых знаний об этом сущем.

 

Вместе с тем складывался и такой подход к сущему, когда вещи и явления рассматривались как неизменные, статичные и независимые друг от друга. Позже он был назван Гегелем метафизическимметодом мышления. Он довольно широко распространён. Он присущ обычному житейскому познанию, для которого часто вполне достаточно рассматривать вещь статично и автономно.

Действительно в реальном мире наблюдается не только изменчивость вещей и явлений, но их устойчивость, регулярность, стабильность. Мы уверены в повторении сезонно-климатических событий. Но если данные качества абсолютизировать, то в результате мы получим одностороннее, неверное представление о мире.

Однако по мере развития науки (прежде всего естествознания) для философов становился все более очевид­ным тот факт, что мир диалектичен по своей сути, что он представляет собой целостное единство развивающихся и взаимосвязанных вещей и явлений. Представители немецкой классической философии (Кант,Фих­те,Шеллинг,Гегель),а позже марксистской философской школы (Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин и др.) сформулировали основные положения диалектики и превратили её в философское учение.

Каковы основные принципы теории диалектики?

Принципы развития и взаимосвязи. Они говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям (развитию) и находится в определенной зависимости от других явлений (т.е. связано сними) и влияет на них.

Эти базисные диалектические идеи находят отражение в законах диалектики основных и неосновных.

Диалектика - учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на нём метод познания. Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.

Основными законами диалектики:

- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений: изменения любого сущего рано или поздно нарушают его меру (т. е. устойчивое единство количественных и качественных характеристик) и вызывают переход в новое качественное состояние;

- закон единства и взаимодействия противоположностей: основным источником развития сущего служат его внутренние противоречия (т.е. взаимодействия противоположных элементов, свойств, связей и т. д.). Се­годня этот закон нуждается в некоторой корректировке: достижения науки (прежде всего синергетики) показа­ли, что у сложных самоорганизующихся систем (физи­ческих, биологических, социальных) источником разви­тия выступают не противоречия, а согласованные, ко­оперативные взаимодействия между элементами этих систем;

- закон отрицания отрицания: любое развитие есть,с одной стороны, движение сущего вперед, к новым ка­чествам, а с другой - повторение на новой основе отдель­ных свойств

старых качеств. Обычно эти черты развития обозначаются понятиями «преемственность», «возврат якобы к старому», «развитие по спирали» и т. п.

 

Неосновные законы диалектики дополняют и детализируют содержание основных:

закон единичного и общего: всякие общие свойства, связи, законы реализуются лишь через характеристики
единичного развивающегося сущего;

закон необходимости и случайности: любая необ­ходимость (например, закон) проявляется в развитии су­щего через случайности и дополняется ими. Вместе с тем синергетика сегодня установила, что и случайности мо­гут играть роль конструктивного фактора и порождать новые необходимости в развитии;

закон содержания и формы: содержание сущего (т. е. набор его элементов, свойств, связей и т. д.) опреде­ляет форму его развития, которая, в свою очередь, влия­ет на этот процесс;

закон причины и следствия: все свойства и связи развивающегося сущего есть следствия определенных причин;

закон возможности и действительности: развитие сущего есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность (с новыми возможностями);

закон сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося сущего проявляется его сущность;

закон системы и элементов: устойчивое взаимо­действие элементов системы определяет ее специфику и функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: