Гаагское право - или международные правила, относящиеся к ведению военных операций

Тема 1.4

Афанасьев А.Н. «МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО»,

стр. 20-27

 

Если Женевское право определяет, как сторона в конфликте должна обращаться с жертвами военных действий (раненными, военнопленными, населением оккупированных территорий), то Гаагское право устанавливает ограничения на ведение военных действий. Цель правил, относящихся к ведению военных операций,- предотвратить или по крайней мере ослабить, насколько позволит жестокая реальность войны, ее смертоносное и разрушительное действие. Поскольку эти правила имеют прямое отношение к планированию и проведению военных операций, они адресованы непосредственно высшему командованию вооруженных сил, командирам войсковых соединений и генеральным штабом, а то время как соблюдение гуманитарного права, относящегося к защите раненных и больных, военнопленных и гражданского населения на оккупированных территориях, является ответственность тыловых служб и гражданских властей.

Международное право, относящееся к ограничению способов ведения войны, берет свое начало от Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов, когда впервые была кодифицирована эта область права.

Правила ведения войны включает ограничения, налагаемые правом на выбор методов и средств ведения войны. Международные нормы, ограничивающие насилие во время войны, должны применять в полном объеме во всех ситуациях, которые регулируются международным гуманитарным правом.

Хотя в соответствии с Уставом ООН государству разрешено оказывать вооруженное сопротивление (например, в целях законной самообороны), ведение войны в любое время должно подчиняться общим принципам международного гуманитарного права, нашедшим свое отражение в обычном праве, а также в международном договорном праве.

В преамбуле Санкт-Петербургской декларации 1868 года содержится развернутая концеция права, относящегося к ведению военных действий.

Санкт-Петербургская декларация наряду с Кодексом Либера явилась первым опытом кодификации ограничений на ведение войны, вслед за которым последовал целый ряд других документов. Важнейшими из них были Гаагская конвенция 1899 и 1907 годов. В статье 22 прилагаемого Положения к 4 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года говорится: «Воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю».

Гаагское положение было главным правовым критерием, по которому оценивалось ведение боевых действий во время обеих мировых воин. Нюрнбергский трибунал констатировал, что это положение является частью международного обычного права, и поэтому обязательно для соблюдения всеми воюющими государствами.

В Женевские конвенции от 12 августа 1949 года, явившиеся результатом полного пересмотра международного гуманитарного права после второй мировой войны, было внесено лишь несколько положений, непосредственно относящихся к ведению войны. Эти положения находятся в разделе 24 Женевской конвенции, озаглавленном «Положения общего характера о защите населения от некоторых последствий войны», и рассматривает, например, создании зон безопасности и защиту гражданских больниц.

Решающую роль в дальнейшем развитии международного гуманитарного права сыграла Резолюцию № 2444 (23) от 19 декабря 1968 года под названием «Уважение прав человека в период вооруженных конфликтов», получившая единогласное одобрение Генеральной Ассамблеей ООН. Данная резолюция подтвердила три важнейших принципа международного гуманитарного права, которые, как указано в тексте, должны соблюдаться всеми правительствами и иными группами, принимающими участие в вооруженном конфликте.

Эти три принципа можно сформулировать следующим образом:

- право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства для нанесения ущерба противнику не является неограниченным;

- запрещается нападать на гражданское население как таковое;

- следует всегда проводить различие между лицами, принимающими участие в военных действиях, и гражданскими лицами с тем, чтобы как можно меньше подвергать опасности последних.

В результате развития международного гуманитарного права был сформирован еще один принцип, который можно поставить в ряд с тремя основными правилами, содержащимися в резолюции № 2444. Речь идет об «оговорке Мартенса». Впервые появившись в преамбуле 4 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, она вновь была подтверждена в 1977 году Протоколом 1, параграф 2 статьи 1 которого гласит: «В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания».1

Это положение свидетельствует о полноте гуманитарной защиты: при отсутствии правила, непосредственно относящегося к данному действию, нельзя давать заключение, что такое действие допустимо: напротив, следует найти такое решение, которое – как и гуманитарное право в целом – отвечало бы требованиям гуманности.

Право, регулирующее ведение войны, можно свести к одному слову – «ограничения» - ограничения, которым должно подчиняться применению силы. Являясь антитезой неограниченности, понятие «ограничения» противостоит идее тотальной войны.

КОМБАТАНТ

В статье 43 Дополнительного протокола 1 вооруженные силы определены как состояние «из всех организованных вооруженных сил, групп и находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных… Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая среди прочего обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов».1

Все лица, входящие в состав таких вооруженных сил, являются комбатантами, то есть имеют право принимать участие в военных действиях. Следовательно, им разрешается использовать силу, даже убивать людей и уничтожать объекты, не неся личной ответственности за содеянное. Ответственность комбатантов по уголовному законодательству ограничена обязанностью соблюдать положения международного гуманитарного права. В случае взятии в плен комбатанты имеют право на статус военнопленных. Наемники и шпионы права на статус военнопленных не имеют.

Право войны не разрешает лицам, проживающим на оккупированной территории и не входящим в состав вооруженных сил, оказывать вооруженное сопротивление оккупированной державе. Лица не входящие в состав вооруженных сил одной из находящихся в конфликте сторон, не имеют права принимать участие в военных действиях. Если же, несмотря на это, они применяют силу, то действуют противопоказано. Их рассматривают как бойцов нерегулярных формирований и могут наказать за каждый акт насилия.

Как на практике отличить комбатанта? Традиционное право требует, чтобы военнослужащие имели определенный и видимый издали отличительный знак и открыто насилии оружие. На практике, лица, входящие в состав вооруженных сил, носят, в отличие от гражданского населения, форменную одежду. Форменная одежда, однако, не является основным и обязательным атрибутом комбатанта. Протокол 1 настоятельно требует, чтобы комбатанты обязательно отличили себя от гражданского населения.

Основной нормой остается обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения. И наконец – и это самый главный аргумент – новое определение, относящееся к правам и обязанностям комбатантов в исключительных ситуациях, ни при каких обстоятельствах не освобождает комбатантов от обязанности соблюдать право войны, которое запрещает терроризм во всех без исключения случаях.

Лица из состава вооруженных сил сохраняют свой правовой статус комбатантов и тогда, когда они нарушают свои обязанности и подлежат суду как военные преступники. При захвате в плен они становятся военнопленными и пользуются защитой 3 Женевской конвенции, даже если они признаны виновными. С другой стороны, члены нерегулярных формирований, нарушившие даже минимальные требования об открытом ношении оружия до нападения и во время его, теряют свой привилегированный статус, даже если они входят в состав вооруженных сил, и могут преследоваться по уголовному законодательству держащей в плену державой просто за участие в военных действиях, так как они лишаются права на статус комбатантов. Однако при этом они имеют право на надлежащее судопроизводство и на гуманное обращение по смыслу Женевской конвенции.

ОРГАНИЧЕНИЕ НА ВЫБОР МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

Выбор методов и средств ведения войны не является не ограниченным.

Запрещается принимать оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные излишние повреждения или излишние страдания (ст. ХХ 35 Протокола 1).

Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить, или как можно ожидать, причинять обширный долговременный и серьезный ущерб природной среде.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ БОЯ.

Прежде всего к запрещенным методам ведения войны относится вероломство. Примером вероломства могут служить нападения под прикрытием белого флага или симулирование выхода из строя с целью уничтожения противника, когда тот попытается оказать помощь. С другой стороны, такие военные хитрости, как маскировка, ложные операции и дезинформация, рассчитанные на введение противника в заблуждение, естественно, не запрещены.

Протокол 1 содержит специальное правило, запрещающее использовать во время военных действий признанные отличительные эмблемы не по назначению, особенно красный крест и красный полумесяц. Вероломное использование эмблемы ООН также наказуемо.

Запрещается также при всех обстоятельствах отдавать приказ не оставлять никого в живых или вести военные действия на такой основе.

Запрещается подвергать нападению вышедшие из строя лица, их необходимо щадить. Уничтожение солдата, который явно сложил оружие,- это убийство. Равным образом Протокол 1 запрещает подвергать нападению членов экипажа, которые покидают на парашютах терпящий бедствие самолет, так как они не могут защищать себя в этой ситуации. Это не относится к спускающимся на парашютах воздушно-десантным войскам: на них можно нападать, когда они находятся в воздухе.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВИДЫ ОРУЖИЯ.

Протокол 1 запрещает нападение с применением оружия и боеприпасов неизбирательного действия.

Согласно ограничениям, принятым Второй Гаагской мирной конференцией в 1907 году, запрещается применять свободно плавающие мины, которые не самоликвидируются в течении одного часа в случае потери управляемости. Торпеды, не попавшие в цель также должны обезвреживаться.

К Конвенции от 10 октября 1980 года о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, прилагаются три протокола, охватывающие следующие виды оружия и боеприпасов: необнаруживаемые осколки, мины и мины-ловушки, зажигательное оружие. Только использование зарядов, оставляющих необнаруживаемые в теле человека осколки, было запрещено полностью, а применение двух других видов вооружений стало более строго регулироваться и ограничиваться. Кроме этого, Конвенция 1980 года предусматривает возможность добавления к ней новых Протоколов, содержащих другие запрещения и ограничения.

Женевским Протоколом 1925 года запрещается применение отравляющих газов и бактериологического оружия. Запрещение на применение отравляющих газов не было нарушено во время второй мировой войны и превратилось в норму обычного права.

Договор о химическом оружии 1993 года ограничивает разработку, производство, распространение и накопление отравляющих газов. Применение отравляющих газов во время войны остается под запретом международного обычного права.

Конвенция от 10 апреля 1972 года о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического(биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении представляет собой всеобъемлющее и эффективное запрещение этого бесчеловечного оружия и содержит положения, предусматривающие меры контроля за выполнением этого запрещения.

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ

В отношении ядерного оружия продолжает действовать общее международное право, то есть наряду с международным договорным правом (Женевскими Конвенциями) действуют и принципы обычного права. Использование ядерного оружия подчиняется общим нормам международного гуманитарного права, ограничивающим использования оружия. К таким нормам относятся запрещение нападать на гражданское население как таковое, запрет на нападение неизбирательного характера и использование оружия неизбирательного действия, требование соразмерности, а также запрещение оружия, причиняющего излишние страдания.

 

Вопросы. 1. Какую цель правил, относящихся к ведению военных операций, ставит Гаагское право? 2. Какие три важнейших принципа МГП должны соблюдаться всеми правительствами и иными группами, принимающими участие в вооруженном конфликте? 3. Как на практике отличить комбатанта? 4. Какие накладываются ограничения на выбор методов и средств ведения войны? 5. Какие существуют запрещения в методах ведения боя? 6. Какие виды оружия запрещены? 7. Какие запреты наложены на применение ядерного оружия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: