Вопросы и задания
1. На что опирался педагог в отборе способов работы на занятии?
2. Выделите из текста формы работы на занятии в соответствии с логикой размышлений педагога.
3. Разбейте весь фрагмент на смысловые «единицы», отражающие мотивы выбора педагога. Оцените выбор, сделанный в каждом случае.
Задача 2. Организация деятельности учащихся на занятии
Изучение темы «Зарождение экономической теории и основные этапы ее развития» по основам экономической теории.
В начале занятия каждый учащийся в течение 20 минут под руководством преподавателя овладевает необходимыми программными знаниями по разделам темы — основы экономической мысли в древности, в период рабовладельческого строя, капиталистических отношений; основные направления экономических учений (меркантилизм, буржуазная политэкономия, неокейнсианство, современная экономтеория и т.д.).
Затем до окончания занятия все учащиеся по очереди работают в парах сменного состава друг с другом, они меняются ролями, выступая то в качестве обучаемых, то в качестве обучающих.
|
|
Вопросы и задания
1. Какие задачи решал педагог, организуя процесс обучения таким образом?
2. Какие способы влияния и от кого ощущали на себе ученики в процессе изучения темы?
3. В чем вы видите педагогическое значение ситуаций выбора в процессе обучения?
Задача 3. Организация групповой деятельности учащихся в форме деловой игры (на занятии по спецтехнологиям).
Преподаватель: Представьте, что вы создаете современный завод по производству искусственного волокна из отходов лесоматериалов. Для этого вам необходимо организовать работу следующих отделов предприятия: химико-технологического, инженерно-экономического, экологического, подготовки кадров.
Далее преподаватель сообщает необходимые цифровые данные. После короткого инструктажа учащиеся на выбор объединяются по группам, сами решают проблемы лидерства и распределения обязанностей внутри группы. Затем в течение 25 минут занятия им предоставляется простор для творчества и самовыражения каждого. О результатах работы группы по сути решения проблемы в целом докладывает ее руководитель, поочередно предоставляя слово «специалистам», а те раскрывают детали защищаемого проекта. Преподаватель и учащиеся других групп оценивают работу всей группы и каждого «специалиста».
Вопросы и задания
1. Дайте оценку применяемым методам обучения.
2. На какие принципы опирался педагог в своей работе?
3. Выделите основные элементы деловой игры. В чем ценность игровых форм организации педагогического взаимодействия?
|
|
Задача 4
Идет занятие. Решая задачу, восемь учащихся группы прибегли к одному способу, пятнадцать - выбрали другой, четверо пошли оптимальным путем. Педагог, однако, не спешит ставить точки над «и». Он предлагает преобразовать задачу на новый лад, при этом поощряя активность каждого учащегося. Педагог и с оценками не торопится, как это бывает, — он больше всего озабочен работой мысли учащихся, занят доброжелательным разбором не только всех способов решения задачи, но и ошибок отдельных учащихся, поощрением все новых и новых самостоятельных поисков. Для него и его учащихся (он их к этому приучает) самая большая радость и награда — радостный вскрик: «Я понял! Можно еще и так решить...»
Вопросы и задания
1. Каков стиль обучения на занятии?
2. Что служит критерием успеха на занятии?
3. Какие педагогические задачи ставились и решались на занятии?
4. Что больше всего беспокоит педагога? Что радует?
5. Что делает педагог, чтобы обучение обеспечивало развитие учащихся?
Задача 5
Спонсоры факультета в честь празднования юбилея университета выделили три туристических путевки в качестве премии лучшим студентам.
Как, по какому принципу провести отбор кандидатов на поездку среди студентов всего факультета?
• Совет факультета решил провести конкурс среди студентов каждого курса и наградить победителей премией.
• Совет факультета собрал старост групп и, проанализировав академическую успеваемость всех студентов, с помощью общественного мнения принял решение.
Вопросы и задания
1. Каким принципом вы бы руководствовались в подобной ситуации? Обоснуйте свой выбор.
2. Предложите свой вариант решения такой проблемы.
Задача 6
Юноша обругал своего приятеля. Соседка рассказала об этом родителям.
— Я считаю, что все высказал по заслугам. Так ему и надо, — подросток старается объяснить и доказать родителям свою правоту.
— То есть это метод борьбы с теми, кто не прав? — уточняет отец.
— Да.
— И ты мог бы такое сказать маме, если бы она была не права?.. Нам не нравится этот поступок, но мы любим тебя и верим, что это больше не повторится.
Вопросы и задания
1. Вы согласны с приведенными отцом доводами? Насколько оправдано в данной ситуации сравнение с отношением сына к матери?
2. Оцените средства педагогического воздействия отца насына.
3. Как вы понимаете обучение родителями своих детей культуре взаимоотношений с людьми?
Задание 7
Саморазвитие и самовоспитание
Бенджамин Франклин (1706-1790) — выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс:
• Воздержание. Нужноесть не до пресыщения и пить не до опьянения.
• Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
• Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.
• Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
• Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.
• Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.
• Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
• Умеренность. Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.
|
|
• Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
• Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам.
• Скромность и т. д.
«Но в целом, — так Франклин подводил итог к концу жизни, — хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта» (Франклин Б. Избр. произв. М., 1956. С. 482-483).
Вопросы и задания
1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в котором они важны для вас, начиная с самого главного.
2. Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ-Я».
2. Анализ педагогических ситуаций
Ситуация 1
Ситуация выбора критериев оценки труда педагога
— Педагог тогда педагог, когда он блестяще знает свой предмет, ибо с этого, с его научного багажа, и начинается признание учащихся, а потом и родителей.
— Поскольку душа подростка раскрывается полнее не на занятии, а в каких-то внеучебных делах и в процессе общения, то только тот педагог — мастер, кто свободно владеет приемами общения, умеет сделать жизнь подростка интересной.
— Надо научить подростка учиться всю жизнь и постоянно работать над собой, обогащая себя и духовно, — это главное для педагога.
— Культура, кругозор и интеллигентность — вот важные показатели качества человека как педагога.
Вдруг Наталья Михайловна сняла очки и тоном, свидетельствующим, что высказывания преподавателей чем-то задели ее самолюбие, громко сказала:
— А я считала и считаю, что главное в преподавателе — это добросовестность. — И после маленькой паузы продолжала. — Я вот уже двадцать пять лет первая прихожу в техникум и последняя ухожу. Я всю себя отдаю студентам. Нужно всего себя отдавать — вот что делает педагога Педагогом!
— Но ведь еще нужно, чтобы было, что отдавать студентам, — добавил кто-то из педагогов.
— Вот я — конечно, вместе с коллегами — выпустила в жизнь несколько сотен юношей и девушек. Из них выросло двое академиков, трое кандидатов наук, а уж высококвалифицированных специалистов и настоящих профессионалов и не счесть, — вмешалась в разговор Галина Аркадьевна.
|
|
— Галина Аркадьевна, а скольких вы не спасли? — задал ей вопрос молодой физик.
— Что значит — не спасла, от чего или от кого не спасла? — не сразу поняла вопрос коллега.
— Ну, сколько среди этих тысяч выпускников тех, кто спился, или оказался на скамье подсудимых, или хотя преступления и не совершил, но стал плохим человеком? — не унимался физик.
— Да, вы правы, Толя. Я никогда не считала тех, кому не могла помочь. Мне, как и другим, всегда приятно было работать с сильными, способными, яркими ребятами, которые сами хотели учиться.
Кто же прав?
Ситуация 2
В группе пропал журнал. Начались поиски. Все это было очень тревожно, потому что случилось это перед окончанием учебного года и журнал, был необходим для подведения итогов успеваемости по всем дисциплинам. Казалось, всякая надежда была потеряна, и оставалось подумать, как восстанавливать оценки за год каждому учащемуся. Но тут после занятий к куратору подошел юноша и заявил, что может назвать того, кто взял журнал. Педагог, подумав, ответил:
— Знаете, пожалуй, такой ценой мне журнал не нужен.
— Какой ценой? — остолбенел юноша.
— Ценой вашего падения.
1. Что больше всего ценил педагог в своих учащихся?
2. Оцените позицию и поведение педагога, определите мотивы его поступка в отношении юноши.
Ситуация 3
Как установить допустимую дистанцию между преподавателем и учащимся?
Быть доброжелательным, но не позволить "сесть себе на шею"? Где проходит грань?
1) Очень важно - сначала самому определить, какова должна быть эта дистанция. Естественно, с разными учащимися она может быть разной. Но в целом совершенно необходимо иметь какие-то представления на этот счёт. Особенно, если ощущаются какие-то трудности по поводу дистанции.
2) Нужно эту дистанцию как можно более чётко определить - для себя. Желательно как можно подробнее: в разных ситуациях, с разными учащимися.
3) Эта дистанция - уважай других так, как хотел бы, чтобы уважали тебя. Если у преподавателя развито чувство собственного достоинства, он эту грань и сам не перейдет и другим не позволит.
4) Никто не лишал преподавателя права радоваться, огорчаться, восхищаться и негодовать, быть благодарным и не позволять садиться на шею. Важно только чувство меры. Любое проявление эмоций должно быть естественным. К сожалению, многие преподаватели привыкли быть актерами, которые, вступая на сцену, обязаны оставить за порогом свои беды и радости, заботы и печали. Но педагогическое мастерство, видимо, и заключается в том, чтобы учащиеся видели в своем педагоге личность, а не клоуна, серую мышку или педагогическую машину.
Ситуация 4
Семейная пара студентов колледжа обращаются к куратору с просьбой разрешить их спор: "Кто в наше время больше заботиться о семье, мужчины или женщины". Понятно, каждый доказывал преимущественное право своего пола. А как бы вы ответили на такой вопрос?
1) Попытаться объяснить, что если в семье встает такой вопрос, то это уже не нормально. Если супруги уважают друг друга, то какие бы трудности не встретились на их пути, их решают ВМЕСТЕ!
2) Тот, у кого больше ответственности, кто способен это делать в данной ситуации. И совсем не обязательно тот, кто больше зарабатывает! Это не зависит от пола!
3) Важен не ответ, как окончательный приговор, сам процесс обсуждения. Я бы вовлек в обсуждение всех ребят группы, высказал бы свое личное мнение о падении статуса семьи в обществе. Рекомендовал бы известные мне книги и публикации. Посоветовал бы им поговорить со своими родителями.
Ситуация 5
Студентка техникума, имеющая еле-еле "3" по информатике, выбежала из кабинета с плачем после разговора с ней преподавателя информатики (очень тактичного и без грубостей!) о том, как стоит учиться, а не выживать на списывании, обмане, прогулах и отказах писать самостоятельные работы. После этого разговора она три недели подряд не являлась на занятия. Что делать преподавателю и как её научить минимуму по информатике?
1) Научить кого-то чему-то возможно, только если он находится от преподавателя в зависимости: как подчиненный - от начальника, ребенок от родителя, раб от рабовладельца... Такие "навыки" удерживаются в сознании и поведении до тех пор, пока есть ситуация зависимости. А потом - с глаз долой, из сердца - вон.
2) Если Вы - преподаватель-предметник, то, по большому счету, плевать Вам на то, что эта девушка чувствует и переживает. У Вас есть программа и учебный план, который Вы обязаны выполнить по своим должностным обязанностям. Напишите докладную записку на бездеятельность куратора, доведите информацию до её родителей, директора, вызывайте всех на педсовет. Глядишь что-то и сработает. На время...
3) Если Вы педагог, то должны понимать, что не возможно только ОБУЧИТЬСЯ, а значит анализируйте ситуацию с точки зрения мотивации самой студентки. Рассказывайте об использовании компьютера в её будущей профессиональной деятельности, при ведении домашнего хозяйства или управлении автомашиной. Тогда она что-то и запомнит для жизни из Ваших рассказов на занятии. А если Вы - Человек, то представьте мысленно встречу с этой девушкой лет эдак через пять-десять... Сможете Вы прямо посмотреть ей в глаза? И захочет ли она с Вами заговорить, после того, как вы ее до слез довели? Не стыдно Вам будет за прошлое? И как сегодня Вам предусмотреть это?
4) Еле-еле 3 по информатике - это, наверное, еле-еле 2 по остальным предметам, а отсюда и агрессивность, и обидчивость. Отнеситесь к ней, как к человеку. То есть - человечно. Скорее всего, у нее большие проблемы и она очень запуталась. Помогите ей. Спросите у нее, чем увлекается, что нравится, что ей интересно. Необходимо предложить помощь в освоении материала, может быть, на первых порах дать работу со справочниками, по поиску информации. Попытаться повысить ее самооценку.
5) Вам, как более мудрому, надо найти возможность поговорить с ней один на один, может быть, даже начать с извинения (как мужчине перед обиженной женщиной, не как перед ученицей), ведь студенты техникума уже практически взрослые люди.
Ситуация 6
У преподавателя информатики, который является материально ответственным за технику в кабинете информатики, на перемене произошла такая ситуация: учащийся упорно не хотел выходить из кабинета, "лез" к компьютерам и включал все подряд программы. Не справившись словами, преподавателю пришлось насильно вытолкнуть его за плечо, за что он получил жалобу в директору и строгий выговор. Как бы поступили вы в такой ситуации?
1) В подобных случаях стоит ввести правила, например, поставить двойку в журнал и при этом улыбаться, как ни в чем не бывало или заставить дежурить до конца семестра (вытирать доску, расставлять стулья и т.д.).
2) Запитать мониторы через переноску с выключателем на столе у преподавателя. Преподаватели информатики не имеют права быть "любимыми" и сюсюкаться с учащимися. В противном случае, именно они отвечает карманом за компьютеры (а это не разбитая дешевая пробирка). Учащиеся могут запросто сесть на шею и будут вытворять с компьютерами, то что на своих домашних и не подумали бы сделать. А отвечать Вам.
3) Заставить учащегося почитать правила поведения в компьютерном кабинете, где указать, что пользоваться компьютером без разрешения преподавателя нельзя. Эти правила должны быть утверждены директором, и висеть в кабинете на видном месте. За соблюдение этих правил, учащиеся расписываются в журнале после инструктажа. Для тех ситуаций, когда разговоры о правах-обязанностях уже не действуют, написать самому докладную директору. Но учащегося - ни ноготочком. Может быть, только в целях самообороны. Современная молодёжь прекрасно осведомлена о своих правах и на эту удочку Вы, как раз и попались.
4) Можно попросить старшекурсникам объяснить "малышу", что так себя вести больше не надо! Очень хорошо помогает и никакого рукоприкладства!
5) Стоит оставить учащегося за компьютером, спросить его, что он хочет найти, помочь ему в этом. Пригласить его после занятий к себе в кабинет и попробовать выяснить причины его упрямства, разъяснить правила хорошего тона и этичного поведения, ведь он, как и вы на работе. А может быть Вы в чем-то виноваты сами? И даже не подозреваете об этом.
6) Попросите электрика подключить проводку к розеткам всех компьютеров через общий рубильник, установленный в кабинете, так, чтобы этим рубильником можно было обесточить все компьютеры. Возможно это, поможет Вам справится с "самовольными" включениями компьютеров на перемене. В требованиях к компьютерному классу написано, что должен быть такой рубильник.
Ситуация 7
В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».
Ваша реакция: …?
Ситуация 8
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит педагогу: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят?» — Что должен на это ему ответить преподаватель?
Ситуация 9
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать преподаватель?
3. Анализ профессионально-педагогической культуры преподавателей Бердянского государственного педагогического университета
Анкета “Преподаватель глазами студента”
Развитие студенческого самоуправления предусматривает изучения взглядов и оценок студентов о качестве преподавания учебных дисциплин и лекционного мастерства преподавателей. С этой целью просим вас ответить на вопросы данной анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества преподавателя нашего учебного заведения. Оцените эти качества ваших преподавателей по 9-балльной шкале, где:
9-8 баллов - качество проявляется практически всегда;
7-8 баллов - качество проявляется часто;
5-4 балла - качество проявляется на уровне 50%;
3-2 балла - качество проявляется редко;
1 балл - качество практически отсутствует;
0 баллов - не могу оценить.
Подписывать анкету не обязательно.