ЭТАЖИ ОРГАНИЗАЦИИ И ВНУТРЕННИЙ ПИАР
Корпоративный миф становится необходимым, когда в организации наряду с исполнителями, миддл-менеджментом и руководителем образуется топ-менеджмент.
То есть когда в компании появляются менеджеры, управляющие менеджерами, которые управляют непосредственными исполнителями.
Обычно это происходит, когда фирма либо разрастается, либо когда открываются территориально удаленные филиалы, когда за один день вы не в состоянии увидеть всех ков компании.
Если наша фирма состоит только из руководителя и исполнителей, это сложно назвать топ-менеджментом. Это, по сути, хороший, грамотный миддл-менеджмент, задача которого — организовать других на выполнение работ. В этом случае привычка к руководству является лишь привычкой организовывать работу чужими руками.
Когда у нас возникает необходимость организовать самих организаторов (менеджеров) на выполнение обязанностей — это уже топ-менеджмент: его задача — натянуть вожжи не только исполнителей, но и управляющих.
|
|
Учитывая, что мы по-прежнему настаиваем на том, что на работу можно брать только Умных-и-бедных, возникает вопрос: как же сделать гак, чтобы они выполняли работу по эксплуатации других Умных-и-бедных?
Есть одно очень любопытное, на наш взгляд, наблюдение. Люди честные, лояльные, преданные, которые ради себя мухи не обидят, способны стать жесткими эксплуататорами, если думают, что это нужно ради хорошего дела. Ради идеи!
В крайних случаях это уже фанатики. Это самое место, где Умные-и-бедные любопытным образом смыкаются с Силовиками-Беспределъщиками.
Например, для себя рубля лишнего к зарплате не попросят, но ради друга пойдут бастовать и громить фабричное добро. Для себя им не интересно напрягаться, но ради большого дела — с удовольствием! Ночи напролет без сна!
Такими по воспоминаниям были Королев и Туполев.
Думающие именно так люди годятся в топ-менеджеры.
Поэтому если для миддл-менеджмента нам нужны Умные и бедные с еще большими умозрительными ограничениями, чем простые исполнители, то для топ-менеджмента мы ищем людей с уже вовсе очень сильными «заморочками». То есть тех, кто склонен верить в высокие идеи, принципы и тому подобные вещи — все то, что отличает людей глубоко преданных, искрение верящих и абсолютно лояльных.
Кроме того, различия в требованиях к каждому следующему уровню менеджмента нам нужны для расслоения исполнителей, миддл- и топ-менеджмента. Нам нужно, чтобы каждый следующий уровень руководства считал себя лучше, умнее, справедливее предыдущего.
Миддл-менеджеры считают себя более развитыми, чем низовые исполнители, потому что они способны понимать намеки и улавливать настроение шефа. А топ-менеджеры относят себя к числу избранных благодаря служению высокой идее. Уже не просто фирме, а чему-то большему, что «зовет и тревожит». И поэтому каждый из них не склонен дружить с «более низким уровнем развития». Это расслоение обеспечивает нормальную, эффективную эксплуатацию нижестоящих сотрудников.
|
|
Если обратите внимание, нам, владельцам, вовсе не нужны люди «психически здоровые». Они слишком независимы и плохо управляемы. Чем больше у человека «заморочек», тем лучше он внушаем и управляем – значит, тем выше он сможет продвинуться в нашей фирме по карьерной лестнице. Это и есть основной критерий, по которому, в идеале, мы отбираем финансового директора, исполнительного директора и главного бухгалтера. Нам нужны люди, которые будут считать работу здесь, у нас, служением чему-то высокому Которые в принципе способны подобным образом заморачиваться и этакое считать.
Пусть это служение не нам лично. Пусть высокой идее, которую мы олицетворяем. Которой служит наша фирма, компания, наш бизнес.
Возрождению России, счастливому будущему всех детей, защите редких видов животных, защите сил света против тьмы, сил тьмы против света, силы против бессилия и наоборот.
В защиту детей младше четырех лет от детей старше четырех лет. (Спектакль «День радио» — кстати, очень веселая и трезвая иллюстрация того, как делаются дела в медиабизнесе.)
У этих людей для спокойной жизни должна быть морально-нравственная ориентация. Для Умных-и-бедных важно жить не столько хорошо, сколько правильно!
Есть люди, мыслящие приземленно: дети сыты, муж доволен, телевизор работает. А нам нужны люди, думающие о вечном и видящие в каждом камне будущий храм и поэтому склонные не просто таскать булыжники с большим энтузиазмом. А еще и заставлять других это делать. Нужны Павки Корчагины, но с мозгами. Нужны люди, верящие в пирамиду Маслоу.
Стив Джобс, основатель компании Арр1е, переманил к себе высокопоставленного менеджера компании «Пепси-Кола» при помощи небольшого спектакля и лихого вопроса: «Вы хотите закончить свою жизнь, продавая сладкую воду? Или вы хотите изменить мир?» И тот перешел из «Пепси» на весьма сомнительную тогда стихийную и авральную Apple и — плакал, когда его увольняли через несколько лет.
Главное — найти людей, желающих изменить мир. И приспособить к их напору передаточные ремни на прибыль.
Изначально нас интересует только способность человека верить, а не его конкретная вера. Поэтому нам важно отбирать только Умных-и-бедных, склонных верить в идею.
Пока мы думаем, что все это — игрушки, мы несем убытки. И боимся потерять свой бизнес. Пока мы не подготовим серьезный миф, на высокий уровень контроля своего наемного руководства мы не выйдем. «Игрушки правят миром» утверждал вполне серьезный человек Наполеон Бонапарт.
Миф для высшего руководящего звена делается строго по тем же, описанным выше законам и требованиям. Простая идея, убедительные интерпретации, практические выводы — и вперед.
Встраивается корпоративный миф не через прямую агитацию и тупые лобовые требования, а — как еще одно неписаное правило, о которых мы говорили в конце первой части. Не надо лезть на броневик, тут речь не о широких массах. Все аккуратно и технично.
= = =
Теперь о том, что такое корпоративная культура — как инструмент управления сотрудниками компании.
Корпоративная культура — это естественное отношение к компании и отношения внутри компании ее сотрудников. Отношения, которые призваны обеспечить слаженную работу и двигать людей к общей цели.
Рис с. 439!!!!!
«Совместный труд для моей пользы — он объединяет», — говаривал голосом Олега Табакова кот Матроскин.
|
|
Корпоративная культура опирается на неписаные правила и миф, который объединяет, сплачивает и организует. Заставляет гордиться принадлежностью к компании. Вызывает желание действовать. Делает компанию отличной от других.
Напомним, что такого отношения мы хотим не от всех подряд, а только от высшых чинов. От тех, от кого многое зависит.
Для остальных есть просто неписаные правила и четкие инструкции.
Кстати: миссий компании не существует! Это плод воображения, фикция. Тоже миф, в общем. Миссия создается для управления подчиненными.
Каждый консультант, который заявляет, что руководитель должен в самом деле верить в миссию, — просто вредитель! Идеология — отличный инструмент управления, пока управляющий понимает ее КАК ИНСТРУМЕНТ.
Если он сам сдвинется в том же направлении, то с катушек поедет вся честная компания.
Но — за его деньги!
Если в миссию начинает верить хозяин и руководитель, то корпоративный миф будет работать не так, как должно. Не на прибыль, а на убытки. Верить — задача сотрудников, служащих, - наемных работников. В определенной степени и миддл-менеджмента, лучших из них, пригодных для продвижения.
Работа руководителя — этот миф построить и поддерживать, а не верить в него!
Культура, идея, миф — это доплата сотрудникам.
Почему тысячи людей выбирают работу менее оплачиваемую, но более престижную? Престижем они добирают невыданную зарплату. Какая блажь заставляет сотрудников гордиться своей фирмой и своим шефом, которые так или иначе делают на них деньги? Откуда берется досада, если кто-то обругает их место работы, их продукт? С чего вдруг работники задерживаются по своей воле, чтобы доделать, додумать, довести до ума? Из страха? Нет. Из страха люди отсидят, отпишутся — абы как. Но откуда берется работа не за страх, а за совесть? Откуда берется лояльность своей фирме? Из корпоративного мифа!
Корпоративный миф — это рычаг, который придает дополнительную ценность рабочему месту, добавляет людям столько раз помянутой мотивации, облегчает управляемость и создает рабочую атмосферу.
|
|
Корпоративная культура (при грамотном управлении) — это среда, которая воспроизводит корпоративный миф.
А внутренний пиар — это технология выстраивания, внедрения и поддержания корпоративного мифа и корпоративной культуры.
И те, кто внутренний пиар делает, кто заставляет его работать, — в стратегическом смысле и занимаются руководством. Если одного босса уже на все не хватает.
«НАШИ ЛЮДИ»
Он, конечно, сукин сын. Но он — НАШ сукин сын.
Президент Рузвельт о диктаторе Самосе
Профессионалов мало, но выбор среди них все-таки существует. И квалификацию уникальных мастеров заменяет умело построенный конвейер. Но вот «наши люди» — истинная ценность, которая есть у компании. Потому что профессионалов можно сделать и из них. Научить. А вот сделать «наших людей» из «не наших» профессионалов — гораздо сложнее. Насильно мил не будешь.
«Не наши люди» работают за деньги, на основе сделки и считают себя отдельной фирмой, которая подрядилась работать на нашу. «Наши люди» так не считают. Деньги для них важны, но они работают не только ради денег.
«Не наши люди» требуют прибавок к зарплате, стараются работать поменьше, залезть повыше, урвать свой кусок и перебежать к конкуренту. «Наши люди» гордятся своей компанией, хранят верность и презирают отступников и предателей. Ну, может, не так мелодраматично. Скажем так, «наши люди» проявляют по отношению к своей фирме порядочность.
И дело не просто в том, что есть люди такие и не такие. Служба внутреннего пиара предназначена для отбора в фирму людей, наиболее предрасположенных быть «нашими». Это во- первых. А во-вторых, даже самых предрасположенных надо еще обработать. До кондиции. А потом в кондиции поддерживать. И это основная работа службы.
Может быть, вы замечали, что люди, работающие в хорошо построенной сетевой компании, теряют адекватность в общении, как только заходит разговор о товаре фирмы. И если они слышат возражения, то либо обижаются, либо терпеливо продолжают объяснять. Мы задумались — как такое получается?
Как-то автору довелось общаться с парнем, прошедшим обучение в одной крупной сетевой компании. Парень в целом вполне разумен. Ему задали вполне логичный вопрос: что ты получил на этом обучении за свои в общем-то немалые деньги?
Великолепное общение, изумительные перспективы, роскошные люди, очень интересное общество!
Получил-то чего?
Великолепное общение, изумительные перспективы, роскошные люди, очень интересное общество!
А конкретнее?
Я же говорю: великолепное общение, изумительные перспективы, роскошные люди, очень интересное общество!
Человек совершенно не понимает, что не отвечает по существу. Мы расспрашивали его больше часа, пока он не начал обижаться на нас за непонимание, но суть ответов не изменилась.
Ответ, как добиться такого чуда, мы нашли совсем в другом месте. Однажды в разговоре с нами один из тренеров рукопашного боя рассказал, что очень трудно заставить одного человека ударить другого. Нормальный человек знает, что ни за что ни про что другого человека бить нельзя! Тренер объяснил буднично, что этот запрет обходится, если объяснить, что — да! — человека бить нельзя. А быдло — можно.
И стало понятно: в психологию серьезной сетевухи встраивается точно такое же миропонимание. Все стоящие люди — в нашей компании. То есть те, кто понимает истинную ценность большой идеи (идеи различаются в зависимости от того, что продает компания). Поэтому все остальные люди - вне компании — делятся на две группы.
Первая, небольшая, — те, кто против нас. Это враги, с ними надо бороться. Вторая, побольше, — те, кто просто не понимает. Обижаться на вопросы этих людей не стоит, надо продолжать объяснять и проповедовать.
Как только в головах появляется деление на «мы» и «они», безопасность бизнеса обеспечена. Никто из посторонних к обсуждению вопросов не допускается, а свои смотрят сквозь «правильные очки». Именно поэтому приличная сетевая компания не берет посторонних тренеров.
У внутреннего тренера компании две задачи: выдрессировать на выполнение инструкций и компостировать мозги. На выполнение НАШИХ инструкций. Компостировать НАШИМ МИФОМ. При чем тут посторонние гастролеры?
И первую, и вторую задачу посторонние тренеры сделают не так, как следует. Промоют мозги не «про то». Научат «не тому». Придется потом, как мужу из анекдота, опять пере-трахивать по-своему.
Важно: если нет объяснения тому, почему мы лучше, — наши сотрудники могут уйти к другому. Если есть — наши люди будут с нами долго.
СЛУЖБА
Если между нацией и правительством образуется пропасть, газеты должны засыпать ее за одну ночь.
Наполеон Бонапарт
Как вы помните, задачи первого руководителя, хозяина, описываются четырьмя понятиями: цели, правила игры, люди, отношения. Именно руководитель преобразует хаос окружающего мира в четкие цели для исполнителей. Именно руководитель должен задать и потом поддерживать писаные и неписаные правила — как у нас все работает, кто и за что поощряется, как оценивается результат, как в нашей фирме делается карьера, какие сотрудники ценятся и т.д.
Если руководитель всерьез занят подбором лучших людей и специалистов, множества проблем с лояльностью и мотивацией сотрудников потом может попросту не возникнуть. А если в сферу внимания руководителя входят еще и отношения, то собственно производством, продажей и текущим управлением могут заниматься уже люди нанятые.
Все и так хорошо, пока компания маленькая и руководитель знает всех сотрудников в лицо и видит их в процессе работы. Однако чем лучше идут дела (или просто чем больше фирма), тем реже первый руководитель занимается тем, чем ему нужно заниматься. Вместо этого он делает чужую работу: ту, которую бы качественно делали его подчиненные, если бы он занимался своей. Потому что своей работой, работой первого лица, он уже один заниматься не в состоянии. Организовать же соответствующую службу обычно ему не приходит в голову.
Модное нынче словосочетание «корпоративная культура» отдают на откуп маркетинговому департаменту или отделу кадров, при этом руководители справедливо отмечают, что пользы от деятельности в этой сфере не больше, чем от козла молока.
Но систему можно не просто заставить работать в маленьком бизнесе, на нее можно опираться в деле интенсивного управления большими организациями. Если правильно выстроить службу, которая будет продолжением первого руководителя и займется людьми, правилами игры и отношениями.
Служба, которая и занимается внутренним пиаром, может и должна встречать сотрудников еще при устройстве на работу, наблюдать за ними, поддерживать выполнение правил игры, выдвигать на поощрения и заносить в «черные списки» нелояльных. Ее же задача — тренировать и обучать, устраивать внутрифирменные мероприятия, фильтровать информацию и подавать ее в нужном свете, «продавать» служащим решения руководства, разъяснять и двигать в массы генеральную линию — словом, заниматься пропагандой внутри организации.
В качестве аналога можно вспомнить министерство внутренних дел в империи Наполеона Бонапарта. Министерство это занималось и газетами, и полицией, не находя в таком положении вещей никакого противоречия.
Не находим противоречия и мы: и пропаганда, и слежка служат одному и тому же — управлению. Пистолет и доброе слово делают больше, чем просто доброе слово. Поэтому служба внутреннего пиара — это больше чем пропаганда. Это и очень серьезный кадровый надзор на основе идеи лояльности организации. Это — руки, глаза, уши и язык первого руководителя, которые по-прежнему позволяют ему держать под контролем всю свою компанию.
Это не было новостью для товарища Сталина в борьбе за власть с Троцким.
Можно без преувеличения сказать, что задача службы внутреннего пиара — «продать» фирму ее сотрудникам. Причем не разово, а долгосрочно. В идеале — сделать фирму частью личной культуры, частью человеческой судьбы сотрудников.
Да, это серьезная работа. Но это — и игра, игрушки для которой делает внутренний пиар. Миссия и цель, этика и идея, термины и «факты», мнения и домыслы, мода и стандарты, слухи и примеры. Звания и награждения, ритуалы и поощрения, известность и слава, значки на униформе и фирменные именинные пироги. Книги от лица первых руководителей, тщательно продуманные скандалы, встречи с известными людьми, громогласные празднования достижений и переживания неудач. На этом фоне банальные материальные методы стимулирования отходят на второй план. Иногда (не всегда) их можно исключить вовсе. Шеф, проходя через офис, случайно узнает о новом решении или рождении чьего-то сына и по-человечески тут же находит возможность поддержать сотрудника. Менеджер средней руки спонтанно принимает решение в пользу фирмы, когда мог этого не делать, и его тут же в приватном разговоре благодарит Самый Большой Босс. И об этом быстро расходятся слухи по всему офису. Известная личность благодарит компанию за блестящее обслуживание.
Все это не происходит случайно. Этот день не настанет сам по себе. Это — делается. Повседневно и технично.
Это своего рода шестеренки, которые, сцепляясь, проворачивают маховик раз за разом, пока он не разгонится. Набрав обороты, уже сам маховик своей инерцией проворачивает все свои шестеренки. В критической ситуации он может достаточно долго вращаться без поддержки, обеспечивая работу всех связанных с ним механизмов. Однако рано или поздно он остановится, если ничто извне не будет его подталкивать.
Это такая игра, которая приносит деньги. Как минимум, изрядно их экономит. Экономит на воровстве, нелояльности, распространении конфиденциальной информации, плохой работе, срыве сроков и т.д.
Работа службы затыкает такие дыры, которые не предусмотришь ни одной инструкцией.
Правительство объявит дефолт. Или передумает насчет молдавских вин и боржоми. Или заставит вакцинировать всех кур, и они передохнут. Ну, какие тут инструкции…
Эти и подобные ситуации не просто замечаются. Они — делаются службой внутреннего пиара. Готовятся и воплощаются.
Миф состоит из фикций. Но эти фикции становятся жизнью для тех, кто погружается в миф.
Не забудем, что людям, которые делают корпоративный миф, нельзя в него верить. Они должны оставаться за пределами системы. Именно они будут ее раскручивать и поддерживать. Чтобы вовремя подхватить, помочь и раскрутить миф, служители внутреннего пиара, по крайней мере, самые высокие из них, включая первого руководителя, должны быть свободны от ВЕРЫ.
Те, кто верит в миф, считают его незыблемым. Им не нужно и даже вредно знать его устройство. Но кто-то же должен организовывать чудеса. Кто-то должен обслуживать машину. Конечно, если она есть.
ЛИЧНЫМ МИФ РУКОВОДИТЕЛЯ
Лидером становится тот, кто берет на себя смелость преобразовать неизвестность в уверенность.
Г. Шлосс
Допустим, у нас в компании уже все хорошо и отлажено. Есть отобранные сотрудники, которые держатся за свои рабочие места, у нас есть рабочие процессы для исполнителей, миддл-менеджмента и топ-менеджмента. Есть неписаные правила и корпоративный миф.
И тогда руководитель может уже не заниматься этими делами сам, он может это поручить своему аппарату. Но для этого надо собрать вокруг себя еще более «замороченных» и завязанных лично на вас людей. Это последний этаж управляющей иерархии компании.
Про таких людей Эйзенхауэр говорил: «Я вас держу, чтобы мерзавцами были вы, а не я».
Это денщики и адъютанты, секретари и референты, советники и помощники — все те, кто не имеет отдельного статуса в компании и при падении шефа рухнет вместе с ним. Они должны быть привязаны лично к нему и считать своим долгом беречь его положение.
Помните доктора Ватсона? Или миссис Хадсон?
Их счастье — быть рядом с великим.
Это те люди, которые для вас пишут рабочие процессы, придумывают мифы и компостируют мозги другим сотрудникам. Но сами ничего ни в коем случае не решают. Они делают черную работу!
= = =
Личный внешний пиар может понадобиться, когда человек — лицо компании, и нам надо продвигать его для того, чтобы он тащил за собой всю компанию.
Джон По был руководителем собственного банка — «Ло и компания», одного из крупнейших банков Франции в 1716 году. Его банк имел полномочия выпускать собственные банкноты, обеспеченные как казной, так и земельными угодьями. Ло публично объявил, что банкир, печатающий недостаточно обеспеченные банкноты, заслуживает смерти. В результате его банкноты моментально выросли в цене и стали приниматься на один процент дороже металлических денег. В течение года стоимость банкнот Ло выросла на пятнадцать процентов, тогда как облигации, пущенные в обращение правительством, обесценились до семидесяти восьми с половиной процентов от номинала. Сравнение было настолько в пользу Ло, что он привлек к себе внимание всего королевства, и его репутация росла день за днем (Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М., 2003. С. 29).
Или он — ключевой сотрудник или продукт компании.
Ли Якокка может служить ярким примером эмоционального лидера в то время, как Chrysler находился на грани банкротства в конце 70-х — начале 80-х. Всегда оптимистичный, всегда обещающий будущее процветание, даже когда это казалось совершенно необоснованным. Когда журналист Wall Street Journal в своей статье посоветовал Chrysler «умереть с достоинством», Якокка ответил: «Да пошел ты Wall Street Journal!» Столь заразительный оптимизм заставил людей поверить в себя (Лутц Роберт А. 7 законом Крайслер. М., 2003. С. 245).
Или человек и его пиар важны для управления самой компанией.
Джузеппе Франческо Борри — наиболее выдающийся член братства розенкрейцеров в Италии. Молва о его святости шла впереди него, и он понял, что многие люди готовы к нему присоединиться. Все изъявившие желание вступить в новый орден давали обет бедности и сдавали свое имущество на общее благо членов братства. Борри говорил им, что он получил от архангела Михаила священный меч, на рукояти которого выгравированы имена семи небожителей. - Все, кто откажется, — изрекал он, — вступить под мою длань, будут уничтожены папскими армиями. Те, кто последует за мной, удостоятся всех мирских благ» (Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М., 2003. С. 259).
Во всех случаях, когда руководитель руководит фирмой, относясь к категории гуру или по принципу «делай, как я», то его персональный пиар обеспечивает не только подчинение сотрудников и их управляемость, но и продажи.
У личного пиара руководителя есть три варианта. Первый — личный пиар как часть пиара организации вовне. Второй — личный пиар как инструмент менеджмента, то есть как способ управления внутри организации. Третий — личный пиар как промоушен лично себя среди своих партнеров, клиентов, коллег.
А в остальном личный миф не отличается от любого другого. Результатом всякого пиара является желаемое поведение окружающих. Поэтому заранее важно продумать, какое поведение вы хотите вызвать. Иначе все усилия будут напрасны.
Приятно было хоть раз заставить иностранцев считать нас хорошими ребятами. Обаяние Клинтона позволяло нам многократно выходить сухими из воды: в странах «третьего мира» американские компании использовали детский труд и увеличивали число полулегальных производств, эксплуатирующих местное население, экологически небезопасный мусор вывозился в бедные страны, а Голливуд экспортировал фильмы еще более низкого качества, чем обычно.
Вообще-то Клинтон делал многое из того, чем сейчас за занимается Буш, просто экс-президент не рассказывал о своих деяниях народу. Понимаете, Клинтон был классным — классным настолько, что лишь немногие догадывались о его планах (Мур М. Глупые белые люди. М., 2005. С. 192)
Изменить поведение окружающих можно тремя способами. Первый — своим собственным предвосхищающим уверенным поведением.
Это самое простое.
Если вы подходите к человеку и не знаете, как себя с ним вести, то по его поведению вы это понимаете. С другой стороны, вы можете успеть показать ему образец первым. Любое поведение - это взаимодополняющая коммуникация. И значит, нужно выстроить свою часть такой, чтобы дополнение к ней было желаемым вами поведением.
Аль-Фараби жил в начале 10-го века и пользовался славой одного из самых образованных людей своего времени. Возвращаясь из Мекки, он остановился при дворе султана Сейфеддулета, известного покровителя наук. Он появился перед ним в одежде странника и без приглашения резко сел с ним рядом на диван. Султан приказал выгнать нахального незнакомца из комнаты; но аль-Фараби, не шелохнувшись, позволил себя схватить и, спокойно обратившись к султану, сказал, что тот не знает, кто его гость, иначе бы он обращался с ним почтительно. Султан восхитился хладнокровием незнакомца и вступил с ним в долгую беседу о науке и богословии. Все придворные были очарованы чужестранцем (Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М., 2003. С. 142).
Лидеры внешне могут быть и привлекательными, и отталкивающими. Что отличает их от других, рядовых людей — так это манера держать себя, осанка, позы, жестикуляция. Эта манера — не задиристая, не агрессивная, а спокойная и уверенная. Выражение лица — не восторженно-дружелюбное, как у щенка... но и не вызывающее. Взгляд — спокойный и сосредоточенный, уважительный, но решительный.
...Все эти манеры поведения являются отражением внутренних качеств лидера: уверенности в себе, которая основана на подготовке, опыте, внутренней гармонии, показывающей, что человек живет в мире с самим собой, и спокойствия, поскольку ему незачем лгать и нечего скрывать. Человек, который обладает такими качествами (а они не являются врожденными), привлекает к себе благосклонное внимание в любом окружении... Скромность и ирония по отношению к себе при первом контакте усиливает впечатление. Подчиненный думает: «Этот человек действительно очень уверен в себе, разве он смог бы иначе так смеяться над собой?» (Лутц Роберт А. 7 законов Крайслер. М., 2003. С. 248).
Второй способ изменить поведение людей — примерами поведения других.
Короля играет свита. Король может ничего из себя не представлять. Мы время от времени проводили эксперименты: организовывали две шеренги. Люди кланяются. Кричат: «Да здравствует король!», провожая взглядом того, кто как будто бы между ними идет. Между ними никто не идет. Пустой коридор. Просто договорились, что как будто бы видят кого-то, кто идет. Потом опрашиваем людей, они говорят, что действительно есть эмоциональный подъем, слезы аж наворачиваются.
Третий — ореолом, репутацией, внешним имиджем, что, впрочем, не совсем то же самое, что собственное поведение. Это то, что о человеке либо говорят (репутация), либо что однозначно понимается (ореол). Репутация, ореол, имидж несколько вторичны по отношению к первым двум элементам, но позволяют гораздо легче создать и собственное предвосхищающее поведение.
Например, «лауреат Нобелевской премии», если мы узнаем это про человека до того, как мы узнаем его самого.
У нас как-то на семинаре в Минске был человек. Приятный, раскованный. Нормально одетый. Вел себя как все.
И вдруг мы узнаем, что Вася — настоятель йоговского монастыря. Оп-па. Вася все тот же, но мы на него смотрим уже по-другому. Уже все его реплики по-другому слышатся и оцениваются. Гуру все-таки говорит, не кто-нибудь.
А потом мы узнаем, что он при этом бывший подполковник то ли ФСБ, то ли КГБ. И Вася предстает в третьем свете Вася по-прежнему тот же, но наше отношение к нему меняется. Потом кто-то добавляет, что Васю выгнали, потому что он спился...
Ореол в повседневной жизни обычно создают вещи вроде тех, что встречаются у многих в резюме: занимался тем-то, столько лет там-то, награды такие-то, ссылки такие-то. Это все, для чего у людей уже готовы мифологические интерпретации.
Если человек академик, значит, наверное, что-то в этом есть. А доцент — уже другое, ассистент — третье. Люди могут говорить одни и те же вещи, даже выглядеть одинаково, но восприниматься будут по-разному.
Слепая вера в авторитет во все времена порождала множество заблуждений. Иногда дело доходило до абсурда.
К примеру, некогда Аристотель написал, что у мухи восемь ног. Это утверждение в европейской научной среде не подвергалось сомнению вплоть до девятнадцатого века, хотя, казалось бы, чего проще — поймать муху и сосчитать ее ноги, чтобы убедиться, что их все-таки не восемь, а шесть. Но ведь это означало бы посягнуть на авторитет самого Аристотеля, а значит, опозориться перед коллегами-учеными. В конце концов один итальянский натуралист, которому, наверное, некогда было читать Аристотеля, поймал-таки муху и сосчитал ее конечности.
Другой, не менее авторитетный римский писатель-энциклопедист Гай Плиний Секунд, или Плиний Старший, написал, что страус в минуты опасности прячет голову в песок. Удивительно, но многие до сих пор в это верят (Мазуркевич С.А. Энцикопедия заблуждений. История. М., 2001. С. 10).
Непосредственное поведение окружающих создается собственным уверенным поведением человека, отношением к нему других и уже в третью очередь — его личной репутацией. Представьте себе человека, который ведет себя как Некто, к нему относятся как к Кое-кому, и вы знаете, что он Кое-кто и есть. Ваше поведение по отношению к нему выстраивается автоматически.
Женева, июль 1998 года, 12-я Всемирная конференция по СПИДу. В огромной аудитории две тысячи участников конференции терпеливо ожидали появления знаменитого Люка Монтанье (профессора Института Пастера,
считающегося первооткрывателем ВИЧ). В глубине великолепно оформленной сцены мерцали два гигантских видеоэкрана, предназначенных для связи с учеными из других стран.
Кумир публики, как опытный артист, задерживался с выходом. Наконец из динамиков раздался глубокий тучный голос: «Дамы и господа, первооткрыватель ВИЧ профессор Люк Монтанье!» Под овации зала по сцене размеренным шагом двигался всемирно известный ученый — Его Величество Король (Дмитриевский А.А., Сазонова И.М.СПИД: приговор отменяется. М., 2003. С. 11—12).
Все это создается из готового в голове человека образа самого себя и тщательно срежиссированного чувства собственной значимости.
Иначе говоря, если у вас есть ясные ожидания от своего поведения, от поведения других и от того, что о нем должны говорить, то это работает. Человек обычно знает, что он ведет себя так-то. Не то чтобы он хочет так себя вести, для него такое поведение — просто норма. У него в голове есть образ, как он себя ведет и как ведут себя другие по отношению к нему. Но на самом деле человек неявно и невольно поощряет своим собственным поведением то поведение других, которое но отношению к себе считает нормальным, и не поощряет то, которое таковым не считает.
Человек может изо всех сил стараться быть похожим на орла, но если у него в голове образ чижика, то и отношение к нему будет как к чижику. Ему так проще общаться.
Он так умеет. И ждет этого. Ожидание в голове рождает и собственное поведение, и поощрение соответствующего поведения, и соответствующие отзывы от окружающих.
Образ себя самого складывается из того, как человек ведет себя в обычной ситуации - привычно и уверенно, и поправок к собственному поведению (того, чему он учится в непривычной обстановке).
Кроме этого, образ корректируется референтным кругом или сторонниками.Человек склонен прислушиваться к мнению только тех, кто, как ему кажется, желает добра. И к тем, кого все уважают. Чаще всего это родители, шеф, друзья, близкие люди и специально созданные, обученные для такого случая люди.
Помните: секретари, референты?..
Все это влияет на то, какие люди будут отобраны в референтный круг и какой миф они будут поддерживать о руководителе. Ведь на самом деле личный миф руководителя не очень связан с его личными заслугами.
Стеклянный дом (центральный офис «Форд мотор компа- ни») был своеобразным королевским дворцом, и «Его Величество» Генри Форд Второй царствовал в нем безраздельно. Его появление обычно сопровождалось шепотом придворных: король прибыл! В течение дня по коридорам слонялись служащие различного уровня в надежде как бы нечаянно попасться на глаза боссу. А вдруг повезет, и повелитель заметит и кивнет, здороваясь. Иногда он приостанавливался, чтобы на ходу перекинуться парой слов, и это расценивалось как знак особого благоволения. Когда Генри входил в зал заседаний, атмосфера тут же резко менялась. Все замирали, как кролики перед удавом. В его руках были жизнь и смерть каждого из нас.
Ему ничего не стоило вынести вердикт: «На плаху его!» — и тут же подписать соответствующий приказ. Никакого обсуждения, никакого обмена мнениями — и очередная многообещающая карьера в компании «Форд» рассыпалась в пыль. Так решил король! (Якокка П., Новак У. Карьера менеджера. Мн., 2002. С. 134—135).
Зачем я вспоминаю здесь все эти очевидные в общем-то вещи? Увы, многие из нас считают все это чем-то вроде никчемного балагана, который отвлекает от основной работы.
Это и есть работа. Ну, или ее часть. Не думаю, что подобный «выпендреж» уж очень нам приятен. Но его отсутствие стоит денег. И когда я вспоминаю про личный миф, я пытаюсь напомнить то, о чем вся эта книга: если мы не делаем свою работу, мы теряем деньги!
Исторический экскурс
Давайте вспомним двух генералов времен французской революции. Оба они сражались неплохо, одержали много побед. Оба были примерно в одинаковом звании, воевали на фронтах одинаковой важности. Но один из них писал отчеты
о сражениях примерно так:
Имело место столкновение с противником. Противник оттеснен. Особых потерь с нашей стороны нет.
Второй донесения писал следующим образом:
В гигантском сражении на голову разбит противник. Вражеская армия бежит. Трофеи огромны.
Первый генерал Моро. Второй — генерал Бонапарт. Кто из нас знает, кто такой генерал Моро? А кто такой генерал Бонапарт, знают почти все.
Генерал Моро окончил жизнь как изгнанник и предатель. Погиб, сражаясь против французской армии. Наполеон, впрочем, тоже умер как изменник, но в 1840 году его гроб был перевезен во Францию под ликование толп французов. И прах Наполеона был погребен в Соборе Инвалидов под гранитным надгробием. Это назвали последним вступлением императора в Париж.
А начиналось все с разницы в написании отчетов. Мало сделать дело хорошо, важно рассказать об этом!
Таких историй в мире много.
Реальные результаты и собственная мифология — разные вещи.
Если вы как руководитель хотите создать себе авторитет, вам надо заботиться именно о нем, а не о том, какие решения вы принимаете.
О Билле Гейтсе долго ходил миф, что он — гениальный программист. То, что в основе Microsoft — купленный им за $50 ООО (или вроде того) готовый продукт, стало известно гораздо позже. Да и кто был в курсе этого?
Однако этот миф позволял выжимать соки из действительно талантливых программистов, маня огромными миллиардами успеха за «гений», за «действительно уникальный продукт». Будешь хорошо работать — тебе повезет, как дяденьке Гейтсу.
Да, это не правда. Но как приятно в это верить! За такую мечту грех не напрячься почти бесплатно.
Таких примеров много. Суть их одна и та же: если вы хотите делать доброе дело, делайте. Если вы хотите при этом прославиться, то создавайте о себе отдельный миф. Главное не спутать реальные дела и миф.
Итоги и выводы
Для того чтобы соорудить хотя бы небольшой слой иллюзорной реальности, нам нужны:
- простая и понятная идея истины;
- обратная идея - лжи и зла, тоже простая;
- проповедники и пряники для согласных;
- инквезиция и санкции для несогласных;
- рычаги воздействия.
Об этом, о рычагах, и была вся книга.
Использование принципа рычага при консультировании компаний и политических организаций позволяет стабилизировать их в развивающемся цикле.
Принцип рычага позволяет выявить то, что сработает на самом деле, минимизируя затраты.