Тема 9. Социально-экономическая зависимость различных видов сервисного обслуживания. Структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов

1. Потребности человека и их обслуживание, единство производства и человеческих потребностей;

2. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания. Социальная и экономическая зависимость различных видов сервисного обслуживания.

3. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания

 

Вопрос 1. В мировой рыночной экономике наряду с рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует рынок услуг. Основной задачей рынка услуг является удовлетворение потребностей населения в разнообразных услугах. Рынок услуг – это большая и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера сервиса. Сервис – это особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей человека и общества.

При определении сервиса используются три ключевых понятия: деятельность, потребность и услуга. Сфера сервиса выступает главным фактором повышения уровня качества жизни. Роль сервиса определяют следующие факторы:

- в сфере сервиса постоянно создаются новые рабочие места;

- неуклонно увеличивается доля сервиса в валовом внутреннем продукте страны;

- за счет сферы сервиса сокращается время обслуживания домашнего хозяйства, что также повышает качество жизни населения.

Сфера сервиса представляет собой часть экономической системы, которая выполняет соответствующие ей функции в системе общественного воспроизводства.

Поскольку потребности человека возобновляются и постоянно растут, то и производство материальных благ и сфера услуг тоже возобновляется и растет (процесс простого и расширенного воспроизводства). Следовательно, мы наблюдаем круговорот экономических благ и услуг: 1. Производство; 2. Распределение и перераспределение материальных благ; 3. Обмен; 4. Потребление.

Исходный этап – производство – процесс создания полезного продукта, оно имеет основополагающее значение для всей экономики. Если не создан продукт, то, естественно, ничего распределять – перераспределять, обменивать и потреблять.

Распределение - такое звено круговорота, где устанавливаются количественные соотношения при производстве различных благ. Чтобы создавать всё многообразие полезных вещей, требуется разместить работников и средства труда по родам и видам хозяйственной деятельности и как можно ближе к источникам сырья. В конечном счете, распределению подлежит доход – как результат производства. Выявляется доля каждого человека в созданном богатстве, которая зависит от величины общего дохода; с другой стороны, способ распределения может оказать сильное воздействие на увеличение размера этого общего дохода: ведь если доход работника зависит от его хозяйственной деятельности, то он работает лучше.

Обмен – это важная форма экономической связи между людьми – это обмен их деятельности и результатами труда, он глубоко вторгается в производство. Так как разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях (одни производят продукты питания, другие одежду, обувь, орудия труда и т.д.) и идет процесс специализации, то появляется необходимость обмениваться способностями и деятельностью, результатами своего труда в целях получения общего хозяйственного результата.

Такое сотрудничество можно наблюдать на любом предприятии, например, кораблестроительном, на заводе, продукция которого плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, управляющих рабочих разных профессий, обслуживающего персонала.

Потребление - различают производственное и личное. Первое – непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуются (потребляются) жизненные силы и способности работников, а также сырьё, топливо, машины, оборудование и другие средства и предметы труда, т.е. совершается производственное потребление. Вместе с тем потребление – это заключительный этап движения продукта: удовлетворение личных нужд, потребностей людей.

Экономика страны (народное хозяйство) состоит из двух крупных подразделений: I подразделение – производство средств производства; II подразделение – производство предметов потребления. Если первое подразделение создаёт продукцию, товары для производственного потребления, то второе подразделение создает товары, предметы для личного потребления. Вся продукция отраслей I и II подразделений попадает к потребителю через рынок. Все стадии движения уже вышедшего из производства продукта, товара сопровождается сферой услуг.

Таким образом, мы видим, что обслуживанием потребностей человека занимается как сфера производства, так и сфера услуг.

 

Вопрос 2. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания.

Инфраструктура – комплекс производственных и непроизводственных отраслей обеспечивающих условия воспроизводства: дороги, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Основная производственная инфраструктура – сеть энергоснабжения, транспорта и связи. Инфраструктура рынка – это учреждения, фирмы, компании всех видов собственности, обеспечивающие взаимодействие между субъектами рыночных отношений, например, инфраструктура товарного рынка включает предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, товарные биржи, торговые дома, посреднические фирмы, специальные государственные органы регулирования рынка (антимонопольный комитет, инспекция по контролю за ценами и др.). А инфраструктура финансового рынка включает всю банковскую систему, фондовые биржи, брокерские и страховые компании и др. Инфраструктура рынка труда – это биржи труда, государственные системы учета спроса на рабочую силу, переподготовка кадров, регулирование миграции, дотаций населению и др. Все эти понятия инфраструктуры составляют огромную систему обслуживания населения.

Как же можно добиться оптимальности инфраструктуры? Необходим научный подход к формированию различных систем в сфере услуг с учетом всех имеющихся условий, реально оценивая возможности и учитывая возникающие противоречия.

В основе теории развития (диалектики) лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий? Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) писал: «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».

В марксистском варианте диалектики принцип противоречия получил статус закона (единства и борьбы противоположностей), он гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов.

Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, прерывов постепенности, скачков, которые всегда связаны с моментом разрешения противоречий, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество.

После распада СССР общеэкономические механизмы, организационная структура руководства сферой услуг, основанные на государственной собственности, исчезли из нашей экономической практики в короткие сроки.

В российском обществе пока не выработано общепризнанных представлений относительно объемов и пропорций в отечественном хозяйстве, включая сервис разных форм собственности. В руках государства и местных властей полностью или частично остаётся ряд направлений сервисной деятельности, такие как: жилищно-коммунальные и бытовые услуги, железнодорожный и городской транспорт, почта, телеграф, телефон, образование, система здравоохранения и часть социально-культурных услуг.

За последние 10 – 15 лет российский сервис освоил множество разных услуг, с которыми советское общество не сталкивалось: консалтинг (деятельность компаний по консультированию, представлению услуг по исследованию, прогнозированию рынка и т.д.), инженеринг – изобретательность проработка вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры и др. другие инженерно-консультационные услуги, лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества, это нечто среднее между договором аренды и договором о предоставлении кредита, психологическое и семейное консультирование, игровой и шоу-бизнес и др.

В конце 90-х годов ХХ столетия наиболее серьёзными экономическими факторами, ухудшающими показатели сервисной деятельности в нашей стране были следующие:

- распад экономических связей между внутренними регионами страны;

- падение объёмов промышленного производства;

- резкое снижение доходов и уровня жизни населения;

- несбалансированная оплата труда в разных сферах экономики и общественной практики;

- диспаритет цен на разные виды ресурсов, промышленной продукции и услуг.

Вместе с тем, кризисная ситуация одновременно стимулирует участников рынка, активно искать и находить выходы из неё. Именно предприятия сферы услуг одни из первых стали проявлять рыночную инициативу, преодолевая разбалансированность отношений между производителями и потребителями.

Сфера услуг стала одной из первых отраслей, которая смогла проявить рост объемов производства целого ряда своих направлений и сегментов.

Экономическая сфера, выражающая собой весь спектр хозяйственной жизни, только тогда может быть оптимально урегулированной, когда каждый участник производственного, распределительного и потребительного процесса получает собственную экономическую выгоду. Такое может быть достигнуто в условиях, когда частная выгода становится общим основанием всей рыночной экономики. Достигаются такие условия правовой регламентацией действий участников рыночного процесса.

На этапе постиндустриального общества большую роль в совершенствовании сферы услуг (и других сфер экономики) играет информационная революция, которая связана с появлением в жизни людей компьютерной техники, автоматизированных систем связи. Значение информации в жизни общества и отдельного человека резко возрастает, знание и информация становятся важными ресурсами в любой деятельности людей и, следовательно, усиливают процесс информатизации.

Информатизация начинает интегрировать социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы общественного развития.

Таким образом, создаются перспективы формирования новых культурных и социально-гуманитарных потребностей информационного характера, формируется сегмент сервисно-информационного производства. Условием для активного инвестирования в инфраструктуру сервиса является ускорение темпов научно-технического прогресса, общий рост в рамках экономической деятельности, расширение потребностей производителей услуг в кредитных ресурсах, усиление и углубление конкуренции. Учёные считают, что производство услуг и информации в недалеком будущем нашего общества будет превышать производство товаров. Доминирующее значение будет занимать производство знаний, духовных в том числе культурных ценностей, информации в целом. Всё это будет создавать условия и способствовать обеспечению оптимальной инфраструктуры обслуживания.

Вопрос 3. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания.

В современной экономике услуга противопоставляется товару, хотя сама услуга в условиях рыночного общества является товаром. Товар, производственный в сфере материального производства – это вещь, продукт производственного труда, созданный для рынка, для продажи, он имеет 2 стороны – потребительную стоимость и меновую стоимость – качественную и стоимостную категории.

Услуга – это целесообразная деятельность, результат которой выражается не в веще, а в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке услуг. Услуга, как и товар – продукт труда, созданный для рынка, но это – товар особого вида: услуга неосязаема, неотделима от своего источника (нельзя отделить хирурга и его деятельность от больного, транспортировку груза от перевозчика и средства транспорта и т.д.). Услуга не сохраняется отдельно от процесса её предоставления, она не может быть законсервирована как товар и храниться на складе. Производство и потребление услуг позволяет изменить полезность вещи или характер человеческой жизнедеятельности.

Ключевой момент в понимание сервисной деятельности связан с представлением о пользе услуги. Понятия «услуга» и «сервис» приобретают в целом одинаковый смысл. Развитие сферы услуг проходило многие этапы, начиная с древних времен, постепенно совершенствуясь и количественно увеличиваясь.

Исходя из необходимости создания достойных условий жизни для всех людей на Земле, зарубежные и российские ученые говорят о возможности обеспечения их умеренного благосостояния, о важности сокращения пропасти между богатыми и бедными странам, а также между состоятельными слоями обществ аи бедняками.

Известно, что в современном мире благополучию граждан разных стран угрожает ряд тенденций негативного плана, обретающих глобальный характер. К ним можно отнести:

- обострение экологического неблагополучия;

- высокая вероятность региональных военных конфликтов;

- углубление «пропасти» (социальных различий) между богатыми и бедными странами и слоями населения;

- политический и религиозный экстремизм;

- распространение криминала и наркотиков.

В связи с этим современному обществу требуется управляемая социоприродная эволюция. Она будет заключаться в рациональном использовании всех природных богатств, в оптимальных способах управления экономикой и социальными отношениями. Приходит время, когда, совершенствуя биосферу, человечество постепенно переходит к ноосфере (вспомним идеи В.И.Вернадского). Усиливается значение индустриально-сервисной экономической деятельности, где огромная роль принадлежит невещественным ресурсам, т.е. имеются ввиду конструктивные качества работников, населения в целом – высокий образовательный уровень граждан, информативно – познавательные потребности, здоровье и умение его сохранить, способность к постоянному повышению профессионального уровня и другие потребности.

Существуют различные классификации типов и видов услуг, каждый из которых отражает специфический подход к анализу сервисной деятельности. Например, можно выделить пять общих типов услуг:

1. Производственные – обслуживание и ремонт оборудования;

2. Распределительные – торговля, транспорт, связь;

3. Профессиональные – банковские, страховые, консультационные, рекламные;

4. Потребительские – так называемые массовые услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпровождением;

5. Общественные – телевидение, радио, образование, здравоохранение, культура.

Другой принцип исходит из содержательно – профессиональных критериев и включает следующие крупные области сервисной деятельности:

- транспорт (ж/д, авиа, грузовой, автотранспорт и пр.);

- коммуникации (телефон, телеграф, печать, радио, компьютер);

- общественно-полезные услуги (электо - водо – газо – снабжение);

- массовая сервисная деятельность (оптовая и розничная торговля и др.);

- финансирование, страхование, работа с недвижимостью;

- непосредственный сервис (отели, услуги личностного характера – салон красоты, консультации по организации массового предпринимательства, ремонт автомобилей и др. предметов, прокат кинофильмов, развлечения и отдых, рекламный бизнес и т.д.).

- прочие виды сервиса в т.ч. общеобразовательные, туризм и путешествия, организация досуга и т.п.

Таким образом, сервисная деятельность XXI века через многообразие своих типологических форм объединенных названием «социокультурные услуги» (обмен информацией, образовательные услуги, культурное обслуживание и до.) является важным фактором формирования невещественных ресурсов, «человеческого капитала», включая капитал «интеллектуальный».

Следует ожидать, что тенденции развивающие невещественные ресурсы современного общества, связанные с культурной, профессиональным мастерством, информацией, станут определять глобальные процессы и постиндустриальное развитие современного мира.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: