Психологических черт личности

Тема 9. ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ

В высших учебных заведениях физическая культура используется как средство всестороннего развития и созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченные дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Формирование положительных качеств студентов (ответственности за учебу, дисциплинированности, общественной активности и др.) является ре­зультатом совершенствования разнообразных форм учебно-воспитательной деятельности.

Успешное воспитание личности средствами физкультуры и спорта дости­гается тогда, когда студенты сознают, какие особенности (черты, свойства личности должны быть сформированы и какие средства воспитания и самовоспитания при этом могут быть использованы.

Под физической культурой личности понимается достигнутый уровень в физическом совершенствовании человека и степень использования приобре­тенных двигательных качеств, навыков и специальных знаний в повседнев­ной жизни.

Наиболее важными показателями физической культуры личности являются:

- уровень развития основных физических качеств - силы, ловкости, вынос­ливости, быстроты, гибкости;

- объем освоенных двигательных умений и навыков, прежде всего жизненно необходимы навыков в беге, плавании, прыжках, метаниях, передвижении на лыжах;

- имеющиеся физкультурные знания;

- гигиенические навыки и привычки повседневно заботиться о своем здоровье, закаливании организма и физической подготовленности;

- соблюдаемый режим физической активности;

- устойчивые интересы и мотивы личности к физическому совершенствованию.

Под психологическими чертами личности понимаются такие черты, которые выражаются во всем поведении человека, в его отношении к общественным явлениям, к другим людям, к труду. Эти особенности отличают одного человека от другого. Они выражаются в интересах личности, во взглядах на жизнь и убеждениях, в чертах характера, в склонностях и способностях человека. Психологические черты личности развиваются и изменяются в процессе жизни, профессиональной деятельности. Развиваются и форми­руются они в процессе занятий физическими упражнениями, спортом.

Условия коллективной деятельности обучающихся в вузах как на учебных занятиях по физическому воспитанию, так и во время участия в спортивных мероприятиях и подготовки к ним имеют существенное воспитательное значение. Это прежде всего формирование и развитие такого важного нравственного качества, как коллективизм.

В физкультурном и спортивном коллективе у человека формируется стремление отдавать все свои силы на пользу общества, развивается созна­ние долга и ответственности за выполнение своих обязанностей. Находясь в коллективе, молодой человек проявляет общественную активность, приучается работать совместно с другими людьми, оказывать взаимопо­мощь, старается, коллективными усилиями достигать общей полезной цели. Только в коллективе могут развиваться такие нравственные черты личности, как уважение к другим людям, требовательность к себе.

Успеха в физическом воспитании можно добиться только при систематических занятиях, постоянной работе над собой при устойчивом активном положительном отношении к физической культуре и спорту, связанном с общественно полезными целями и задачами этих видов деятельности. Это достигается при высоком уровне сформированности мотивов, целей и инте­ресов.

Мотивом называется то, что побуждает спортивную, учебную или трудо­вую деятельность человека, ради чего она совершается, а целью - то, к чему он стремится. Например, у юноши возникает мотив стать сильным и для это­го заниматься борьбой. На ближайший период он ставит цель - добиться III спортивного разряда. В эмоциональном удовлетворении этими занятиями и устойчивом желании продолжать совершенствоваться именно в борьбе выражается интерес к данному виду спорта.

Содержание мотивов и интересов к занятиям физическими упражнениями, спортом очень многообразно. Поначалу это может быть удовлетворение выполненном мышечной работой, удовольствие от общения с другими сту­дентами во время тренировки или соревнования, желание проверить свои си­лы в преодолении трудностей и др. В процессе систематических занятий по­добные первоначальные мотивы сменяются более сложными и глубокими. Развитие мотивов и интересов к избранному виду спорта обычно происхо­дит с усвоением техники и тактики этого вида, с овладением специальными знаниями, с ростом спортивных достижений. На стадии спортивного мастер­ства возникают и формируются новые мотивы - стремление достигнуть вы­соких результатов, добиться новых рекордов.

В процессе физического воспитания постепенно формируются и закрепляются многие ценные психологические черты личности. Особое влияние оно оказывает на развитие воли человека. Это объясняется тем, что любое физическое упражнение всегда связано с преодолением трудностей: пробе­жать дистанцию, взять высоту, выполнить норматив, получить хорошую оценку по тестам физической подготовленности и пр. Такое условие содей­ствует развитию способности к волевым усилиям.

Трудности, встречающиеся при волевых действиях могут быть разнообразными. Например, трудности преодоления больших физических напряжений и утомления, трудности неожиданно возникшей ситуации. Преодоление их требует разных качественных особенностей волн, которые называют во­левыми качествами. В одних случаях необходимо проявление смелости, в других - упорства и настойчивости, в-третьих - инициативности или реши­тельности.

Чтобы успешно воспитывать у себя такое волевое качество, как целенаправленность, необходимо всякий раз, приступая к какому-либо действию, отчетливо осознавать, какую задачу предстоит решить, и ясно представить, как это надо делать. Целенаправленность действий организует поведение и поступки студентов, делает их осмысленными.

Инициативность выражается в активном, самостоятельном выпол­нении общественно полезного дела и ответственном отношении к решению поставленной задачи, в стремлении к новым достижениям, к творческому труду.

Дисциплинированность как волевое качество личности заключается не только в выполнении требуемых действий, но и в сознательном воздержании от определенного действия или поступка. Дисциплинированный человек все­гда поступает в интересах коллектива, общества. Он умеет подчинять свои действия, поведение установленным правилам или требованиям.

Уроки физического воспитания, спортивно-тренировочные занятия и участие в соревнованиях требуют от студентов сознательного исполнения указании, команд, распоряжении преподавателя, сознательной дисциплины, большой инициативы и самостоятельности в принятии решений.

Выполнение многих физических упражнений связанно с определенным риском и проявлением смелости для достижения' успеха. Это упражнения с высокими скоростями перемещения в пространстве в мото- и велогонках, гимнастике, прыжки в воду; прыжки в высоту. Тренируясь в подобных усло­виях обучающийся учится подавлять отрицательные эмоции, укрепляет у се­бя чувство уверенности, развивает смелость,

В процессе занятий физическими упражнениями укрепляются и развива­ются такие важные в жизни и труде волевые черты личности, как на­стойчивость и упорство. Они выражаются в том, что человек длительно и повторно направляет свои усилия на достижение сознательно поставленной пели. Чтобы добиться хороших результатов в любом деле, в том числе и в физическом воспитании, требуемся длительная и систематическая работа над совершенствованием своих знаний, умений и навыков. Спортсменам прихо­дится годами тренироваться, чтобы повысить результаты, мастерство. Эта качества нужны для овладения избранной профессией.

Поведение человека, его работоспособность, особенно когда перед ним возникают какие-либо трудности, во многом зависит от такого качества личности, как эмоциональная устойчивость. Это способность человека дей­ствовать в напряженных или особо сложных условиях, противостоять отри­цательным влияниям переживаемых при этом чувств.

Выполнение физических упражнений, особенно в условиях соревнований. всегда вызывает сильные и яркие переживания: предсоревновательное вол­нение, тревогу за исход соперничества, торжество победы, огорчение при поражении и пр. Переживая большие эмоциональные напряжения, студенты приобретают способность сохранять сознательный контроль над своим по­ведением, действовать расчетливо, не терять самообладание в трудных ус­ловиях.

Чтобы избавиться от излишнего волнения или перенапряжения и вызвать состояние эмоциональной устойчивости к сильнодействующим неблагопри­ятным раздражителям используют некоторые специальные упражнения. К ним относится аутогенная тренировка: последовательное и постепенное расслабление разных групп мышц (рук, плечевого пояса, ног, спины, лице­вых мышц); активизация мышечных напряжений, концентрация внимания, самовнушение. Эти упражнения сочетаются с дыхательными (успокаивающими или возбуждающими - в зависимости от состояния), а также приемами самомассажа.

Используются и другие приемы, укрепляющие уверенность в своих силах в успехе, связанные с умением сосредотачиваться, отвлекаться от помех, переключать мысли на объекты, вызывающие положительные эмоции.

Качества личности совершенствуются в процессе физического воспита­ния. Однако достаточно полное и всестороннее их развитие происходит при непременном условии активной работы человека над собой, постоянном самовоспитании.

Самовоспитание составляет один из важнейших путей совершенствова­ния личности, ее нравственных, волевых и других ценных качеств. Это по­ложение педагогически приобретает особый смысл и значение, когда речь идет о молодом человеке, вступающем в самостоятельную трудовую жизнь.

Под самовоспитанием понимается сознательная активность человека, направленная на формирование у себя качеств, имеющих общественную цен­ность, на исправление недостатков характера, мешающих достижению высо­ких результатов в учебе, труде, в общении с людьми, а также препятствующих всестороннему развитию личности.

Молодому человеку, который становится на путь самовоспитания, следуетхорошо разбираться в его особенностях. Можно ли назвать самовоспитанием такое изменение своей личности, которое противоречит ценностям об­щества. Например, человек развивает у себя грубую силу для физического подавления более слабых, внушения им страхи, подчинения их своим эгоистическим устремлениям.

Самовоспитание не следует понимать как какую-то особую деятельность, отличную от учебы, труда, общения, занятий физической культурой и спортом. Человек воспитывает себя, активно участвуя во всех сферах общест­венно полезной деятельности. Когда студент приходит в спортивный зал, на стадион, на игровую площадку, когда он делает утреннюю зарядку, он уже располагает необходимыми средствами для самовоспитания.

Неправильно понимать самовоспитание как только подавление в себе желаний, стремлений, побуждений к поступкам, которые не согласуются с требованиями общества. Личность человека общества сочетает в себе компо­ненты долга и желания. Воспитанный человек желает то, что должно, и чувствует ответственность перед обществом как свое ведущее желание. Поэтому и самовоспитание следует понимать не как самоподавление, а как са­моутверждение.

Успех самовоспитания обеспечивается правильной постановкой задач, выбором соответствующих средств. Все это отражается в программе самовоспитания. Ее составление требует глубокого критического осмысления своих достоинств и недостатков с учетом требований учебно-физкультурной деятельности к личности студента вуза.

Прежде всего для самовоспитания надо знать, какие требования предъяв­ляет к человеку общество и конкретный вид профессиональной деятельно­сти, к которому готовит себя студент. Так, молодой человек должен любить свое отечество, быть коллективистом, стремиться овладеть новой современ­ной технологией, развивать у себя чувство хозяина, чувство нового, предприимчивость, умение самостоятельно решать учебные, производственные и общественные задачи, быть дисциплинированным, трудолюбивым, исполнительным, хорошим организатором, способным управлять людьми, вести их за собой и т.д.

Другая предпосылка самовоспитания - познание самого себя. К моменту поступления в вуз студенты достаточно хорошо осознают многие из своих личностных качеств, переживают положительное отношение к своим досто­инствам, испытывают неудовлетворенность по поводу имеющихся недос­татков своего характера. В этом возрасте человек способен давать объектив­ный отчет об успехах и неудачах самовоспитания, умеет отличать отрица­тельные качества, которые надо устранять, от низкого уровня развития положительных качеств личности, которые надо всемерно развивать. Достаточный уровень умственного, нравственного и физического развития спо­собствует усвоению знаний и средствах и приемах самовоспитания, о его организации, об использовании физической культуры и спорта длясамовоспитания личности. Важное условие самовоспитания - достаточная сформированность самооценки личности студента. Самооценка – это психологический механизм саморегуляции поведения и деятельности. С его помощью человек согласует свое поведение с внешними условиями деятельности и требованиями к нему окружающих. Самооценка выражается в оценочном отношении к своим мотивам, целям, к возможностям их достижения, к результатам собственной деятельности. Умение правильно оценивать свои возможности, мобилизовать свои усилия в соответствии с реальной обстановкой, не преувеличивать значение успеха и не падать духом при неудачах называется адекватной самооценкой.

При неадекватной самооценке возникают затруднения в реализации задач самовоспитания. Люди с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, чрезмерно самоуверенны, недостаточно самокритичны, склонны удовлетворяться достигнутыми успехами. Их трудно убедить в не­обходимости работы над собой, в признании своих недостатков. При зани­женной самооценке студенты недостаточно инициативны, нерешительны, не уверены в возможности преодоления своих негативных качеств. Для того чтобы активизировать работу над собой студентам с неадекватной самооценкой, нужно активное участие преподавателей физического воспитания, тренера, товарищей по группе. В этом им должны помочь общественное мнение, требовательное критическое отношение окружающих, заинтересованный анализ из успехов и неудач.

Как бы правильно не оценивал себя студент, с какой бы ясностью он не понимал требований, предъявляемых к его личности, он не будет активно и систематически заниматься самовоспитанием, не имея желания совершенствовать свою личность и не будучи убежденным в необходимости работы над собой.

При условии достаточно высокого развития самосознания развитое стремление к самоутверждению, к самостоятельности является мощным стимулом к самовоспитанию. Под его влиянием человек начинает относить­ся к себе с большой требовательностью, испытывает неудовлетворенность собой, стремится к развитию своей личности в направлении принятого им идеала.

Зная требования к своей личности, уровень развития своих качеств, оценивая их соответствие-несоответствие, студент выявляет, какие из его качеств недостаточно развиты, а какие являются нежелательными, отрица­тельными. На основании этого сопоставления и оценки формируется программа самовоспитания. В ней следует указать несколько свойств личности, которые являются наиболее важными и требуюткоррекции или дальнейшего развития. Программа конкретизируется в план, в котором должны быть оп­ределены временные интервалы работы над собой, указаны способы само­воспитания, формы контроля за этапными результатами. Прогнозирование изменений в личности, содержащееся в программе, носит название самообязательств.

Средства физической культуры и спорта позволяют программировать в качестве самообязательств широкий спектр личностных качеств. Самовос­питание в данной сфере активно развивает самосознание личности, ее само­оценку, самоконтроль, способность к саморегуляции в экстремальных (т.е. в особо трудных и ответственных) условиях деятельности, мотивацию дости­жения исамоутверждения, соответствующую требованиям нашего общест­ва.

В плане программе самовоспитания вслед за самообязательствами следу­ет перечень средств их реализации. Физическая культура и спорт располагают широким арсеналом средств такого рода. Так для воспитания решитель­ности полезно заниматься спортивными играми, которые содержат мно­гочисленные ситуации с ограничением времени для принятия решения. Для формированиясмелости можно использовать спортивные упражнения, вы­полнение которых связано с определенным риском (прыжки на лыжах с трамплина, прыжки в воду с вышки, некоторые акробатические и гимна­стические упражнения и т.п.). Для воспитания терпеливости можно исполь­зовать упражнения на выносливость (бет, лыжные гонки, плавание).

В процессе самовоспитания используются различные средства изучения своей личности, воздействия на себя, контроля за этапными и конечными результатами.

Это средства самообразования: чтение литературы различного профиля, посещение театров, музеев, выставок, спортивных состязаний и т.п..

Многочисленны средства самопознания: это самонаблюдение, самоиспытание, ведение дневников и т.п.. Все они направлены на познание своей личности.

Самовоздействие осуществляется приемами самостимулирования (убеждение, ободрение, внушение самому себе) и самопринуждения (осуждение, запрещение, приказ самому себе). И при подготовке к выполне­нию действий в экстремальных условиях целесообразно использовать прие­мы аутогенной тренировки. Литература: Леви В. Искусство быть собой, М. 1973; Алексеев А.В. Себя преодолеть, М. 1986.

Результаты работы по самовоспитанию должны тщательно контролироваться. Самоконтроль основывается на анализе достигнутых результатов с точки зрения, степени осуществления запланированных изменений в личности. Самоотчет об итогах выполнения плана позволяет либо внести коррекцию в цели и средства самовоспитания, либо поставить новые задачи. Для самовоспитания используются разнообразные формы физкультурной и спортивной работы, отбираемые с учетом специфики их воздействия на личность.

Для самовоспитания чувства коллективизма может быть использована:

1) помощь преподавателю физической культуры, тренеру в работе с младшими, отстающими, начинающими заниматься физкультурой и спор­том;

2) участие в командных спортивных играх, в соревнованиях, за факультет, вуз;

3) участие в турпоходах, спортвечерах, в проведении викторин по физической культуре и спорту и т.п..

Для самовоспитания настойчивости можно использовать:

1) ежедневное выполнение утренней зарядки;

2) ежедневное выполнение до предела подтягиваний, отжиманий, упражнений для мышц брюшного пресса и приседаний на одной ноге;

3) увеличение объема физических нагрузок (в беге, в ходьбе на лыжах, в
подъеме тяжестей и др.) и т.д..

Социально-психологические и психофизиологические особенности студентов

Каким специалистом станет сегодняшний студент, зависит не только от того, насколько хорошо он учится, но и от всей целостности его бытия, уровня гражданской сформированности личности. Любые самые высоконравственные принципы, самые современные знания останутся мертвым грузом, если они не реализуются в образе жизни человека - интегральной характеристики личности.

Важнейшей задачей успешного управления учебно-воспитательным процессом в вузе является постоянный учет условий социально- психологических особенностей, учет степени соответствия характера студенческой активности идеалу специалиста. Студенту нужно знать возможности своего возраста, свои силы и способности, чтобы оптимально организо­вать свою жизнь, труд, учебу, отдых.

Студент как человек определенного возраста и как личность может быть охарактеризован с трех сторон. Во-первых, с социальной, в которой отра­жаются общественные отношения. Социальная сторона проявляется в личности студента благодаря включенности его в студенческую среду, вы­полнению им функций, предписываемых вузовским процессом обучения и воспитания. Во-вторых, с психологической, которая представляет собой единство психических процессов, состояний и свойств личности. Главное в ней - психические свойства (направленность, темперамент, характер, спо­собности), от которых зависит протекание психических процессов. В-третьих, с биологической, которая включает тип высшей нервной дея­тельности, строение анализаторов, физическое состояние и т.д. Эта сторона в основном предопределена генетически, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни и целенаправленного воспитания и самовоспи­тания.

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Формирование личности своего «Я» идет от внешнего облика к тому, что определяет ядро, стержень личности, - ее характеру и мировоззрению.

Это период наиболее активного овладения полным комплексом социаль­ных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые. Со студенческим возрастом свя­зано начало трудовой биографии, создание семьи. В это время чаще всего молодежь проявляет себя в творческой деятельности - художественной, научной, физкультурно-спортивной. Поиск своего призвания своеобразно сочетается с неопытностью, эмоциональной ранимостью, импульсивностью, переоценкой своих сил и в связи с этим разочарованностью при встречах с неожиданными трудностями.

Студенческому возрасту свойственна некоторая дисгармония. Желания и стремления у молодых людей развиваются раньше, чем воля и сила характе­ра. В таких условиях они не всегда способны подавить некоторые чрезмерные устремления и желания. Им не хватает социальной зрелости.

Наиболее важными чертами студенческого возраста являются следую­щие.

Самопознание - первая предпосылка активности развивающейся личности. Не осознав себя, не сопоставив себя с другими, не оценив свое «Я» человек не способен к самооценке. Самопознание выражается в стремлении определить «кто есть я» на фоне «кто есть кто». Студент познает в са­мом себе различные качества личности (волю, характер, способности), ана­лизирует свое поведение и действия, соотносит их с поведением других лю­дей; соизмеряет свои успехи и неудачи, больше задумывается над своим внешним видом. Оценка самого себя происходит в основном тремя способа­ми: студент сравнивает себя с мысленным или реальным идеалом; дается са­мооценка на основе достигнутых результатов; сопоставляется мнение о са­мом себе с мнением старших товарищей или друзей.

Самоутверждение проявляется в яркой потребности занять определен­ную позицию в группе, в дружеской компании. Оно может проявляться через не вполне осознанное, а потому ложное стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание оригинальностью поведения, через негативизм, «смелость» прямолинейных утверждений. Самоутверждение может быть причиной положительного или отрицательного поведения студента.

Самостоятельность выражается в стремлении испытать свои силы, характер. Это ставит студента перед необходимостью выполнять самостоятельные действия в сложных ситуациях. Он может болезненно реагировать на дейст­вия тех, кто «посягает» на его самостоятельность. Но вместе с тем он тянется к людям опытным, понимающим его стремления.

Самоопределение связано с поиском своего нравственного идеала, определением для себя социальных ценностей, жизненного призвание выбором профессии, наконец, созданием семьи.

Максимализм свойствен значительной части студентов младших курсов. Он обычно проявляется в стремлении сделать больше, чем реально возмож­но, действовать по принципу «все или ничего». А горячность зачастую ме­шает правильно оценить собственные возможности. Устремленность, порыв в работе при первой неудаче могут перерасти в разочарование, потерю веры в свои силы.

Коллективизм, потребность в дружеском общении, в опоре на мнение товарищей являются, отличительной чертой студенчества. В практике имеют место случаи ложного понимания сущности коллективизма: ложное товари­щество, круговая порука, групповой эгоизм.

Следует особо сказать о самовоспитании, характеризуя студенческий возраст. К этому студентов обязывает самостоятельное планирование бюд­жета, времени, средств, требования учебного процесса и др. Только в этом случае станет возможным более эффективное формирование личности, ко­торое позволит соединить воедино внешние и внутренние воспитательные воздействия. Через самовоспитание, поскольку оно связано с самостоятель­ным активным продумыванием правил, норм, законов, системы человеческих отношений и т.п., лежит путь к превращению взглядов в убеж­дения.

В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма, Этот период характеризуется «пиками» развития физиологических потенциалов (максимальная реактивность организма, оптимальные уровни артериального давления, насыщения крови кислородом и др.). К 17-18 годам про­цесс всестороннего совершенствования двигательной функции близок к завершению. Энергетические затраты на единицу массы тела составляют 22-24 ккал/кг в сутки, т.е. как у взрослого человека. К этому времени завершается формирование того соотношения топографии силы различных мышечных групп, которое типично для взрослых людей. Одновременное увеличение максимальных показателей силы (на 1 кг массы тела), скорости движений идругих показателей свидетельствует о том, что развивающийся двигательный аппарат становится все более активным в различных функциональных параметрах. Формирование показателей скорости и силы мышечных сокра­щений идет не одновременно. Если картина относительных величин силы различных мышечных групп формируется к 17 годам, то скорость мы­шечных сокращений значительно раньше.

К 18-20 годам завершается формирование вегетативных функций и достигается высокий уровень их взаимодействия К этому времени выносливость, одно из важнейших для реальной деятельности человека двигательных качеств, составляет 85% от величины этого показателя у взрослых лиц. В 20-29 лет ее развитие достигает наивысшего уровня. Поэтому в студенческом возрасте следует больше внимания обращать на развитие различных форм выносливости.

В этом возрастном диапазоне организм сохраняет относительно высокую работоспособность, общий высокий уровень функциональной активности.

Таким образом, студенческий возраст можно назвать заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают возможностями для напряженного учебного труда, общественно-политической деятельности. Вот почему физическая культура и спорт стано­вятся для них важнейшим средством укрепления здоровья, природной, биологической основой для формирования личности, эффективного учебного труда, овладение наукой и профессией.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Что называется психологическими чертами личности?

2. Какие психологические черты личности формируются в процессе физического воспитания?

3. Какое влияние оказывает физическая культура и спорт на развитие волевых качеств?

4. В чем выражается эмоциональная устойчивость, какие приемы саморегуляции способствуют ее проявлению?

5. Что называется самовоспитанием?

6. Какие психологические черты личности можно сформировать в процессе самовоспитания?

7. Что включает план-программа самовоспитания?

8. Какие средства самопознания, самостимулирования и самоконтроля вам известны?

9. Охарактеризуйте социально-психологические стороны личности студента.
10.Раскройте психофизические особенности студентов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: