Методические указания по выполнению курсовой работы
По дисциплине Экономике предприятия (организации)
(направление)_080100.62 «Экономика»
Разработал:
к.э.н. Гильярди Ю.А
(степень, звание Ф.И.О.)
Псков
2012г.
Одобрены на заседании кафедры «Менеджмента и экономики», протокол № 3 от 18.10.2005 г.
Составители: к. э. н., ст. препод. Ю.А. Гильярди
Рецензенты: к.э.н. доцент Моисеева Н.В.
Содержание
1. Цели и задачи курсовой работы……………………….……………………………………..….4
2. Содержание и порядок выполнения курсовой работы……………...…………………………5
3. Выбор темы и подготовка задания на курсовую работу………………..……………………..9
3. Методические рекомендации по выполнению теоретической части курсовой работы……15
4. Методические указания по выполнению практической части курсовой работы………..…20
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………..………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Образец титульного листа…………………………………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Образец задания на курсовую работу……………………………………….41
Цели и задачи курсовой работы
Дисциплина «Экономика предприятия (организации)» относится к вариативной части блока профессиональных дисциплин и основывается на знаниях, полученных в результате освоения дисциплин, «Микроэкономика», «Институциональная экономика», «Менеджмент» в процессе изучения которых должны быть получены базовые знания о сущности основных экономических понятий и принципах функционирования рыночной экономики и организации в ней.
Целью подготовка бакалавров экономики, обладающих фундаментальными знаниями в области экономики предприятия, практическими навыками расчетов основных экономических показателей, умеющих использовать экономические механизмы управления предприятием для достижения поставленных целей.
Данный курс закладывает у студента основные понятия о предприятии как о едином целом по отношению к внешней среде, о внутренней структуре предприятия, основных его функциональных системах и их взаимодействии давая цельную картину из основных определений и понятий, которые в дальнейшем будут изучаться более подробно в спецкурсах.
В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:
Знать:
- специальную терминологию и лексику данной дисциплины (ОК-1, 5, 9; ПК-14)
- законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организации (ОК-5, ПК-14)
- состав и особенности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов организации, источники их формирования и развития, методы эффективного управления ресурсами (ОК-8,ПК-1,2,13,14)
- основные принципы организации операционной деятельности предприятия сервиса и их влияние на экономические результаты деятельности организации (ОК-8,ПК-1,2,13,14)
- специфику услуги как товара, принципы калькулирования себестоимости и ценообразования для услуги (ОК-1,8;ПК-13,14)
- основные пути повышения экономической эффективности деятельности предприятия, методы их оценки и отбора для внедрения (ОК-8, ПК-13,14)
- методы экономического управления предприятием в современных условиях хозяйствования в России (ОК-5, ПК-13,14)
- отечественный и зарубежный опыт в области управления экономикой предприятия (ОК-1,5, ПК-19, ПК-26, ПК-31)
Уметь:
- самостоятельно использовать теоретические знания в процессе обучения в соответствии с учебным планом (ОК-1,9; ПК-13,14)
- логически верно, аргументировано и ясно излагать результаты собственной исследовательской или расчетно-аналитической деятельности (ОК-1,6; ПК-14)
- выявлять последствия изменений в законодательно-нормативной базе на деятельность предприятия (ОК-5; ПК-2,13)
- определять потребности организации в ресурсах и оценивать эффективность их использования (ПК-1,2,13,14)
- проводить расчет затрат и финансовых результатов операционной деятельности организации (ПК-1,2,13,14)
- калькулировать себестоимость и на ее основе рассчитывать цену товара (ОК-8;ПК-13,14)
- выявлять резервы повышения эффективности деятельности организации и рассчитывать экономические последствия их использования (ОК-8, ПК-13,14)
- определить источники информации, оценить их достоверность и произвести расчет основных отчетных и нормативных показателей; сформировать систему базовых показателей деятельности организации (ОК-1,8, ПК-1,13)
Владеть:
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории экономики организации и практике ее развития (ОК-1,5;6 ПК-14)
- навыками использования нормативно-правовой базы в процессе принятия управленческих решений (ОК-5; ПК-2,13)
- навыками расчета потребности организации в ресурсах; расчета показателей эффективности их использования (ПК-1,2,13,14)
- навыками расчета затрат и финансовых результатов операционной деятельности организации (ПК-1,2,13,14)
- навыками составления калькуляции и расчета цен на товар (ОК-8;ПК-13,14)
- навыками расчета резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия и выбора наиболее целесообразного варианта их внедрения (ОК-8, ПК-13,14)
- навыками сбора данных и проведения расчетов основных динамических технико-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия сервиса; расчета нормативов использования и распределения ресурсов организации (ОК-5,8; ПК-1,2,13)
- навыками проведения элементарного экономического анализа и составления предварительного плана развития отдела или небольшой сервисной организации (ОК-1,8; ПК-1,2, 13)
Курсовая работа дает возможность не только расширить, систематизировать и закрепить знания, полученные студентами в процессе изучения курса, но и приобрести опыт использования справочных, нормативных материалов и литературных данных. Это первая исследовательская работа в процессе обучения в университете, которая по сложности приравнивается к изучению курса и оценивается отдельной самостоятельной оценкой. Оценки за курсовые работы в обязательном порядке отражаются в выписке к диплому в отдельном разделе.
Основной целью курсовой работы является формирование у студентов навыков проведения научно-исследовательских работ.
Основные задачи:
- формулировка проблематики работы и систематизация методов ее решения;
- отработка навыков поиска нормативно-справочной и учебной литературы по заданной теме;
- самостоятельное теоретическое изучение методов экономического управления ресурсами предприятия;
- анализ и осмысление изученного материала, его структуризация в соответствии с планом работы, грамотное выполнение реферата;
- отработка практических навыков выполнения экономических расчетов и их анализа, необходимых для принятия грамотных бизнес- решений;
- отработка навыков грамотного оформления результатов проведенной работы;
- получения опыта открытой защиты своей работы.