В. И. Сергеев, М. Н. Григорьев, С. А. Уваров

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Учебно-практическое пособие

Москва Альфа-Пресс 2008

Рецензенты:

 

Е. И. ЗАЙЦЕВ, д-р экон. наук, проф. (СПбГИЭУ) Е. А. КОРОЛЕВА, д-р экон. наук, проф. (СПбГУВК)

С 32 Сергеев В. И., Григорьев М. Н., Уваров С. А.

ЛОГИСТИКА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХ­НОЛОГИИ: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательст­во «Альфа-Пресс», 2008. — 608 с.

ISBN 978-5-94280-332-2

В учебно-практическом пособии приводится систематическое описа­ние информационных технологий и моделей, эффективность и целесооб­разность их практического применения, а также решения задач в совре­менной логистике и эффективного использования информационных ресурсов фирмы. Дана подробная характеристика информационных сис­тем и программных продуктов, применяемых в сфере логистики и управ­ления цепями поставок, и практические рекомендации для пользователя.

Пособие адресовано студентам вузов, слушателям программ дополни­тельного послевузовского образования (в первую очередь обучающихся по программе «Логистика и управление цепями поставок»), а также может оказаться полезным преподавателям и аспирантам вузов, специалистам- практикам в сфере логистики и автоматизации управления бизнес-про­цессами.

УДК 005.932 ББК 65.40

ISBN 978-5-94280-332-2

© Сергеев В. И., Григорьев М. Н., Уваров С. А., 2008 9 туч 9»» * ал © ООО Издательство «Альфа-Пресс», 2008


ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс «Информационные системы и технологии в логис­тике и управлении цепями поставок» относится к ряду дисциплин специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок», и данное учебное пособие разработано исходя из требований соот­ветствующего Государственного образовательного стандарта. Данная учебная дисциплина изучается студентами всех форм обучения на (V курсе, она тесно связана с прочими дисциплинами специальнос­ти и предполагает успешное освоение студентами курса «Информа­тика».

Цель данного курса состоит в получении учащимися навыков применения информационных технологий, а также информацион­ных задач и моделей в современной логистике и управлении цепями поставок, эффективного использования информационных ресурсов фирмы. В настоящее время не существует общепризнанного учебни­ка по этой учебной дисциплине. Его создание — дело ближайшего будущего. Данное учебное пособие призвано частично восполнить данный пробел.

Важным вопросом является соотношение понятий «информаци­онные системы и технологии в логистике» и «информационная логи­стика». По нашему мнению, первая дефиниция относится к резуль­тативному внедрению в логистику как в функциональный менеджмент и как в самостоятельную предпринимательскую дея­тельность информационной составляющей. Под «информационной логистикой» мы понимаем результативное применение логистичес­кого подхода к управлению информационной составляющей сово­купного ресурсного потенциала предпринимательской фирмы.

На практике зачастую происходит подмена первого понятия вто­рым, и хотя термин «информационная логистика» получил довольно широкое распространение, научных и учебных работ, выполненных в этом направлении, немного. Символично, что это определение от­сутствует в терминологическом словаре, правда, при наличии терми­на «информационный поток», определяемого как совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической сис­темой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Подобное определение, равно


ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Информационные ресурсы составляют одну из важнейших под­систем ресурсного потенциала фирмы, а информация является клю­чевым элементом логистических операций. Информация конкрети­зирует потребности объектов логистических систем и звеньев цепей поставок. Главная задача информационного обмена заключается в согласовании требований различных субъектов к размерам заказов, доступности запасов, скорости перемещения ресурсов.

Информационный поток, будучи неотъемлемой составляющей интегрированного логистического потока, должен адекватно отра­жать реальную практическую деятельность в сферах физического рас­пределения, производства и материально-технического снабжения.

По нашему мнению, перспективы информационной логистики весьма велики, потому хотя бы, что фирма как система по своему оп­ределению требует взаимосвязи между частями для образования сложного интегрированного целого. Поэтому система информаци­онного потока должна обеспечивать информацией все другие подси­стемы логистики и создавать механизм обратной связи.

На рис. 1.1 представим упрощенную схему потоков информаци­онной логистики, показывающую прохождение основных информа­ционных потоков, необходимых для функционирования данной предпринимательской фирмы.

В процессе выработки целей и задач организации система управ­ления (руководство фирмы) рассматривает внутренние возможности и конъюнктуру рыночной окружающей среды.

С традиционно сложившейся точки зрения основная задача пред­принимательской фирмы — производить продукцию, приносящую

Рис. 1.1. Схема потоков информационной логистики

 

прибыль и увеличивать выработку. В этом случае менеджмент, вклю­чая незначительный технический и вспомогательный персонал, функционально мог быть сведен к генеральному менеджеру, лицу, принимающему решение (ЛПР). Схематически простейшее пред­ставление об этой организационно-информационной структуре представлено на рис. 1.2.

Предполагалось, что большинство ресурсов фирмы должно быть направлено на производство, т. е. на человеческие и материальные ресурсы, полностью сосредоточенные на поставке товаров потреби­телю. Информационные затраты уходили лишь на координацию процессов производства, их рассматривали как некий «налог» на производственные операции. Да и экономическая теория стала рас­сматривать информацию наряду с землей, трудом и капиталом в ка­честве ресурса относительно недавно.


Рис. 1.2. Традиционная организационно-информационная структура материальный поток; информационный поток

 

Однако современная стадия конкурентной борьбы заставили из­менить отношение менеджмента к информации. Организация про­изводства стала гораздо сложнее, выросла межфирменная конкурен­ция, ускорились темпы научно-технического прогресса, изменился характер государственного регулирования. Стремление использовать новых специалистов, чтобы справиться с возникающими проблема­ми, привело к значительному увеличению численности управленче­ского персонала и к образованию новых уровней и функциональных направлений управления. Фирмы стали включать в штат специалис­тов, функциональных и технических работников, сливавшихся с ме­неджментом, так как их главной задачей стала обработка информа­ции, а не прямое производство товаров или оказания услуг. Современная организационно-информационная структура пред­ставлена на рис. 1.3. Данная схема не претендует на полноту и носит иллюстративный характер.

Информация, с которой оперирует современная фирма, приобре­ла новый смысл. Ни одна подсистема фирмы не может отвечать тре­бованиям эффективного управления, если не будет сориентирована в альтернативах, возникающих из всего массива информации в це­лом. Это объясняет существенный рост экономического, юридичес­кого персонала, а также специалистов маркетинга и логистики. Так возникла проблема организации объема информационной работы, созданного ростом внутрифирменных взаимодействий, да и число внешних хозяйственных связей возрастало достаточно быстро.

Так в сфере логистики оказалась востребованной информацион­ная логистика. Она может оказаться эффективной лишь в том случае, если в структуре фирмы ей будет предоставлен высокий уровень ком­плектации в лице главного функционального менеджера — директо­ра по логистике (на правах заместителя директора фирмы). Только в этом случае такие задачи логистики как рационализация матери­альных потоков предприятия, максимальная загрузка производст-

Рис. 1.3. Современная организационно-информационная структура ► материальный поток; информационный поток

 

венных мощностей заказами потребителей, экономия материальных затрат на всем протяжении логистического потока, а также оптими­зация затрат на снабжение, производство и реализацию готовой про­дукции смогут быть выполнены.

Следует заметить, что на современном этапе конкурентной борь­бы логистика выполняет, кроме всего прочего, функцию целеполага- ния. Поэтому логистическая структура управления не просто обме­нивается информацией с прочими структурами фирмы: в ряде случаев информационные потоки, исходящие из логистической структуры, носят характер документов функционального менедж­мента. На рис. 1.4 представлена такая система потоков.

Одновременно для выработки решения, адекватного как измене­нию рыночной ситуации, так и ресурсного потенциала фирмы, логи­стическая служба нуждается в определенной информации. Система информационной логистики предусматривает комплекс информа­ции, потоки которой являются для службы логистики входящими.


Рис. 1.4. Система входящих и исходящих информационных потоков службы логистики

 

В постиндустриальной экономике, определяемой еще как инфор­мационное общество, особое значение информации состоит в том, что она — прежде всего средство производства, столь же необходи­мое для функционирования фирмы как сырье, материалы, рабочая сила, капитал, а не только предмет потребления.

Ход развития научно-технического прогресса привел к созданию информационной технологии — использованию вычислительной тех­ники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработ­ки информации для всех сфер общественной жизни. Сложные сочета­ния рыночных взаимоотношений, существующей инфраструктуры и стратегического управления сформировали следующие доминирую­щие направления развития информационной технологии:

• формирование и развитие новой категории — информационно­го продукта, существующего в виде программных средств, баз дан­ных и служб экспертного обеспечения; хорошо выполненный ин­формационный продукт сохраняет свою ценность дольше, чем конкретные носители информации;

• способность к взаимодействию логических элементов инфор­мационной технологии; она означает возможность для двух или бо­лее сторон, представленных машиной или человеком, провести иде­альный обмен информационным продуктом;

• ликвидация промежуточных звеньев, обусловленная внедрени­ем новых технологий, которые обеспечивают преобразование ин­формации в формы, доступные и удобные для немедленного исполь­зования потребителем; использование новых информационных технологий ведет к созданию более совершенного рынка, под кото­рым понимается рынок с минимальным количеством промежуточ­ных звеньев между покупателем и продавцом;

• глобализация на базе транспьютерных систем и нейрокомпью­теров позволяет фирмам и транснациональным корпорациям успеш­но вести дела с мировом масштабе, проводить выгодные операции на периферии, покупать и продавать более эффективно, используя зна­ния о состоянии рынка;

• конвергенция — результат совместного развития четырех выше­названных тенденций; она проявляется в исчезновении различия меж­ду изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами, использованием информации в быту и в производственных целях.

Постепенно эти тенденции начинают оказывать влияние на ин­формационную составляющую коммерческой сделки. Эффектив­ность обращений к системам обеспечения информационной техно­логии при осуществлении торговых операций на 30% выше, чем при использовании традиционного подхода. В табл. 1.1 показана приме­нимость систем обеспечения информационной технологии при со­вершении коммерческих сделок.

Таблица 1.1

Использование систем обеспечения информационной технологии в коммерческой деятельности

 

Наряду с вышеуказанным с помощью информационных систем и технологий могут быть решены и такие актуальные на сегодняш­ний день задачи, как:

• детальное управление производственными запасами (с одно­временным повышением эффективности использования складских мощностей);

• оптимальное использование внутризаводского и внутрисклад- ского транспорта;

• автоматизированный отбор грузов и их позаказное комплекто­вание;

• учет отправляемых грузов и постоянное диспетчерское сопро­вождение на всем пути следования к заказчику.

1.2. ИНФОРМАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКИ

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка логистической информации, циркулирующей в логисти­ческих системах.

Логистическая информация — это целенаправленно собираемая совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес

и подлежащих регистрации и обработке для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.

Существует три формы представления логистической информа­ции: символьная, текстовая, графическая.

Символьная форма основана на использовании символов — букв, цифр, знаков, в том числе знаков пунктуации.

Текстовая форма использует образующие тексты символы, но рас­положенные в определенном порядке.

Графическая форма является самой емкой и сложной. К ней отно­сятся различные виды изображений.

Логистическая система — это сложная структурированная органи­зационная система, в которой процессы управления направлены на оптимизацию материальных и сопутствующих им информационных, финансовых, кадровых и прочих потоков от точки их зарождения до точки ликвидации (утилизации). Часто логистическую систему рас­сматривают как цепочку (сеть), по которой товар из сырья превраща­ется в готовое изделие и затем через систему продаж попадает к ко­нечному потребителю, поэтому ряд авторов ставит знак равенства между понятиями логистическая система и логистическая цепь.

Логистические системы по характеру взаимодействия с окружаю­щей средой относятся к классу открытых систем.

Процесс управления потоками включает анализ рынка поставщи­ков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, гармонизацию интересов участников логистической системы ради достижения максимальной конкурентоспособности организации. Типичными задачами, решаемыми системой управле­ния логистической структурой, являются: определение структуры складов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек; оптимизация схемы транспортных операций для сниже­ния издержек; выбор мест производства товара для поставки на кон­кретный рынок

Логистическая система как всякая система характеризуется архи­тектурой. Архитектура системы — это концепция, определяющая мо­дель, структуру, выполняемые функции и взаимосвязь компонентов системы.

Информационный поток — это системная совокупность сообще­ний, циркулирующих в логистической системе, между логистичес­кой системой и внешней средой, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Информационные потоки классифицируются: в зависимости от вида связываемых потоком систем — горизонтальный и вертикаль­ный; в зависимости от места прохождения — внешний и внутренний; в зависимости от направления по отношению к логистической сис­теме — входной и выходной.

Информационный поток может опережать материальный, следо­вать одновременно с ним или отставать от него. При этом информа­ционный поток может быть направлен как в одну сторону с матери­альным (в системах толкающего типа), так и в противоположную (в системах вытягивающего типа).

Например, опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережаю­щий информационный поток в прямом направлении — это предвари­тельные сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременно с материальным потоком поступает информация в прямом направле­нии о количественных и качественных параметрах материального по­тока; вслед за материальным потоком во встречном направлении мо­жет проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

Управлять информационным потоком можно следующим обра­зом: изменяя направление потока; ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приема; ограничивая объем потока до ве­личины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Информационный поток измеряется количеством обрабатывае­мой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица — бит или байт.

В практике хозяйственной деятельности информация может из­меряться также количеством обрабатываемых или передаваемых до­кументов; суммарным количеством документострок, обрабатыва­емых или передаваемых документов.

Вследствие перечисленного выше информационный поток пред­ставляет собой более сложное явление, чем материальный, в частно­сти, он охватывает и такие подразделения предприятия, через кото­рые материальные объекты прямо не проходят.


Информация становится логистическим производственным фак­тором. Благодаря ее эффективной обработке могут существенно со­кратиться расходы на складирование, достичь лучшего управление запасами, согласованности действий поставщика и потребителя, за­менить складирования готовой продукции складированием полуфа­бри катов и сырья. Благодаря оперативному использованию инфор­мации удается также ускорить транспортировку за счет согласован­ности всех звеньев транспортной цепочки. Недостаток своевремен­ной информации вызывает накопление материала, поскольку неуверенность потребителя, как и неуверенность поставщика, обыч­но вызывает желание подстраховаться.

Информационная логистика (information logistics) — область ло­гистики организации, изучающая и решающая проблемы организа­ции и интеграции информационных потоков для принятия управ­ленческих решений в логистических системах.

На первых стадиях своего развития информационная логистика рассматривалась как информационное обеспечение движения мате­риального потока. По мере распространения в деловую практику ло­гистических систем во все большей мере стала ощущаться необходи­мость развития и внедрения в практику информационных логистических систем.

Информационная логистическая система — гибкая структура, со­стоящая из персонала, производственных объектов, средств вычис­лительной техники, необходимых справочников, компьютерных программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объе­диненных связанной информацией, используемой в управлении ор­ганизацией для планирования, контроля, анализа и регулирования логистической системы. Часто используется тождественный термин «логистическая информационная система» (ЛИС). Информацион­ные логистические системы по характеру взаимодействия с окружа­ющей средой относятся к классу открытых систем.

Информационная логистическая система при грамотном исполь­зовании позволяет органически объединять все логистические под­системы, включая заготовительную логистику, внутрипроизводст­венную логистику, распределительную логистику и т. д., т. е. создать связующие стержни, на которые нанизывались бы все элементы ло­гистической системы.

Информационная логистическая система является частным слу­чаем информационной системы, под которой принято понимать си­стему, предназначенную для хранения, передачи или обработки дан­ных.

Данные — это информация, представленная в формализованном виде, пригодном для автоматизированной обработки. Данные фор­мируются в группы, образуя компоненты баз данных.

Наименьшим компонентом является элемент данных — инфор­мационный объект, определяемый его наименованием и совокупно­стью описывающих его значений (величин). Объектом может быть процесс, явление, предмет, страна, область науки и т. д.

Совокупность элементов данных, которая описывает рассматри­ваемый объект, именуется записью (например, изделие — его номер, наименование, размеры, стоимость, материал, из которого оно изго­товлено). Для передачи данных последние формируются в блоки дан­ных. Для хранения они компонуются в файлы, каталоги, массивы, таблицы, списки. Файл — это набор информации, рассматриваемый как единое целое. Это объект, имеющий свое имя и являющийся ос­новным элементом хранения данных. Расположение и структура данных в файле, включая размер и последовательность компонентов, определяются принятым его описанием. В файл добавляются новые и стираются ненужные записи. Каждый файл состоит из атрибутов и содержимого. Атрибутами файла является совокупность байтов, вы­деляющих его из множества остальных файлов. К атрибутам в первую очередь относятся его имя, тип содержимого, дата и время создания, фамилия создателя, размер файла, условия предоставления разреше­ний на его использование, метод доступа к нему.

База данных — совокупность текстовых и (или) цифровых дан­ных, систематизированных по определенным правилам, предусмат­ривающим общие принципы описания, хранения и манипулирова­ния исходной информацией, как правило, представляют собой специальным образом организованные один файл либо несколько групп файлов. Для работы с ними используется система управления базой данных (СУБД). База данных характеризуется совокупностью требований, определяемых представлениями пользователей о необ­ходимой им информации. Каждая из отдельно рассматриваемых баз данных одновременно может обслуживать тысячи пользователей. Все большее распространение получают распределенные базы дан­ных и создаваемые на их основе информационные хранилища. Создание распределенных баз данных требует их тиражирования — копирования всех изменений, вносимых в одну из частей распреде­ленной базы. Данные в базе располагаются и для того, чтобы их мож­но было легко найти и обработать. Эти задачи выполняются систе­мой управления базой данных.

Все большее распространение получают реляционные базы дан­ных, а также объектно-ориентированные базы данных.

Реляционная база данных — база данных логически организован­ная в виде набора отношений ее компонентов. Характерной особен­ностью реляционной базы данных является структура, выполненная в виде таблиц. Строки таких таблиц соответствуют записям, столб­цы — атрибутам (признакам хранимых данных). Такие данные явля­ются ядром реляционной базы. Использование реляционных баз данных позволяет: собирать и хранить данные в виде таблиц; обнов­лять их содержание; получать разнообразную информацию по атри­бутам или записям; отображать полученные данные в виде диаграмм или таблиц; выполнять необходимые расчеты по материалам базы.

Объектно-ориентированные базы данных — это базы данных, в которых данные представлены в виде объектов. В них создаются модули объектов, в том числе прикладных программ, которые управ­ляются внешними событиями с помощью графического интерфейса пользователя.

Хранение данных — процесс обеспечения целостности, доступ­ности и защищенности данных. Хранение данных является одной из главных функций информационной системы. Это связано с тем, что потеря либо искажение данных может иметь катастрофические по­следствия, поэтому применяется множество технологий хранения и восстановления данных, основной из которых является резервиро­вание данных. Эта процедура реализуется в основном за счет исполь­зования дублирующих запоминающих устройств.

Передача данных — процесс транспортирования данных из одной информационной системы в друтую. Различают два вида передачи данных: синхронную и асинхронную передачи. В первом случае каж­дый блок данных укладывается в равные такты, отсчитываемые спе­циальным генератором, и работа передатчика и приемника подчиня­ются взаимной синхронизации, во втором случае этот режим не соблюдается. Для повышения надежности могут использоваться подтверждения о получении адресатом данных.

Блок данных — последовательность символов фиксированной длины, используемая для представления данных.

Обработка данных — процесс выполнения последовательности опе­раций надданными. Она выполняется в соответствии с заданием поль­зователя, либо в соответствие с прикладной программой. Обработка может осуществляться одним либо группой процессоров в одной либо нескольких информационных системах, работающих параллельно. В последнем случае происходит распределенная обработка данных.

Обработка может осуществляться в двух режимах, первый из них — интерактивный режим, второй — фоновый режим. Информа­ционная система может выполнять задания по обработке данных по очереди, но чаще всего она работает в режиме разделения времени.


Фоновый режим — технология, при которой обработка приклад­ных процессов осуществляется только тогда, когда компьютер свобо­ден от задач, решаемых в режиме реального времени. Фоновый режим позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы. В фоновом режиме выполняются прикладные программы, имеющие низкий приоритет, тогда, когда необходимые для этого ресурсы не использу­ются в интерактивном режиме для высокоприоритетных программ. В фоновом режиме выполняются также вспомогательные операции. Рассматриваемый режим, как правило, поддерживается многозадач­ными операционными системами. Прикладная программа, которая выполняется, либо может выполняться в рассматриваемом режиме, также называется фоновой. Ранее фоновый режим именовался пакет­ным. Его сущность заключалась в подготовке и поочередной обработ­ке последовательности прикладных программ.

Архитектура информационной системы характеризует ее общую логическую структуру, аппаратное обеспечение, программное обес­печение, описывает методы кодирования информации, т. е. процесса представления данных последовательностью символов. Архитектура определяет также интерфейс пользователя с системой.

Аппаратное обеспечение (hardware) — комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав инфор­мационной системы или сети.

Программное обеспечение (software) — комплекс компьютерных программ, обеспечивающий обработку или передачу данных, а также разработку новых программ.

Программное обеспечение совместно с аппаратным обеспечением являются важнейшими характеристиками информационных систем и сетей. Оно определяется функциональностью, качеством, размерами.

Функциональность представляется целями, которые должны быть достигнуты, типами используемых данных и результатами, ко­торые необходимо получить.

Качество программного обеспечения характеризуется скоростью обработки данных, отсутствием тупиковых ситуаций, поведением при возникающих отказах.

Размеры программного обеспечения определяют сложность ис­пользуемой системы, объем и типы ее запоминающих устройств, за­траты на обслуживание.

По видам выполняемых функций программное обеспечение де­лится на классы: системное, ядром которого является операционная система; прикладное, представленное комплексом прикладных про­грамм; инструментальное программное обеспечение, предназначен­ное для разработки программ всех видов, сетевое (если информаци­онная система входит в сеть).

К системному программному обеспечению относятся: операци­онные системы, операционные оболочки, операционные среды.

Операционная система — комплекс программ, обеспечивающий в информационной системе выполнение других программ, распреде­ление ресурсов, планирование, ввод-вывод и управление данными.

Операционная оболочка — комплекс программ, ориентирован­ных на определенную операционную систему и предназначенный для облегчения диалога между пользователем и компьютером, путем выполнения наиболее часто повторяющихся программ, например, копирование диска, загрузка файла и т. д. Классическим представи­телем программ данного класса является Norton Commander.

В настоящее время функции операционной системы и операцион­ной оболочки совместились в так называемых операционных средах типа Windows. Данная операционная среда объединила в себе функ­ции и операционной системы, и операционной оболочки, существенно расширив возможности пользователя в процессе работы в диалоговом режиме. Она является 32-разрядной, многозадачной и многопоточ­ной, характеризуется удобным графическим интерфейсом и создана для работы с персональными компьютерами. Используя ее, пользова­тель получает возможность работы сразу с несколькими прикладными процессами, каждый из которых на экране представляется в виде ок­на, внутри которого находятся данные, относящиеся к соответствую­щему прикладному процессу. Указав курсором нужное окно, пользова­тель запускает один из них. Остальные находятся в режиме ожидания. Данная среда оперирует с двумя типами окон: прикладные окна, в ко­торых выполняются прикладные процессы, и групповые окна, служа­щие для индикации документов, видов сервиса.

Операционная среда Windows выполняет свыше 600 функций по­лиэкранной технологии, она содержит также обширные средства ра­боты в сетях, также характеризуется возможностью модульного рас­ширения архитектуры и способностью работать на многих аппаратных платформах. Фирма Microsoft предлагает для нее ряд платформ и стандартных прикладных процессов. В их число входит комплекс программ Windows for Workgroups, который предназначен для коллективной работы в информационной сети. Сама Windows также может использоваться в качестве операционной платформы, располагаясь над другими операционными системами. Развитием Windows стала сетевая операционная система Windows NT, аббревиа­тура NT происходит от New Technology

Прикладное программное обеспечение — специальные профес­сионально ориентированные программные средства, направленные на решение узко специализированных задач. В эту группу программ, например, включить: интегрированные программные пакеты, систе­мы управления базами данных, программы-планировщики, элек­тронные таблицы, текстовые редакторы, программы электронной почты, деловая и презентационная графика.

Интерфейс пользователя — система взаимодействия человека с информационной системой. Адаптация функционирования ком­плексов прикладных процессов к образу мышления человека требует создания дружественных интерфейсов. Наряду с этим термином ши­роко используется понятие интерфейс — как порядок (протокол) взаимодействия между объектами любой системы.

Информационная система, как каждая открытая система, пред­назначена для выполнения двух главных задач — обработки данных и передачи данных. В соответствии с этой моделью область функций, расположенная между прикладными процессами и физическими средствами соединения, называется областью взаимодействия и де­лится на семь слоев, именуемых уровнями. Каждый слой выполняет определенные функции (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Функции, выполняемые уровнями области взаимодействия

 

Уровни выполняют широкий комплекс функций, связанных с пе­редачей данных между прикладными процессами, и не зависят друг от друга. Любой уровень состоит из активных объектов. Каждый из них взаимодействует с другими объектами на том уровне, на котором они расположены, предоставляет услуги соседнему сверху уровню и получает услуги с соседнего нижнего уровня. Сложные уровни ча­сто делятся на расположенные друг над другом подуровни. Перед каждым из них ставятся определенные задачи.

Платформа — функциональный блок, интерфейс и услуги которо­го являются базой для размещения на нем процессов, объединенных какой-либо целью. Интерфейс и услуги каждой платформы определя­ются стандартом, вводимым международной организацией либо группой производителей. Благодаря платформе размещенные на ней процессы могут не «знать» о существовании различных протоколов или операционных систем, но при этом использовать те функции, ко­торые эти протоколы и операционные системы, выполняют.

В литературе чаще всего упоминают прикладные платформы, транспортные платформы, операционные платформы и аппаратные платформы.

Прикладная платформа служит для размещения прикладных про­цессов.

Транспортная платформа обеспечивает передачу данных через коммуникационную сеть, она определяет услуги, предоставляемые физическим, канальным, сетевым и транспортным уровнями.

Операционная платформа выполняет набор прикладных процес­сов под управлением любой из группы операционных систем, входя­щих в нее.

Аппаратная платформа определяет возможности использования различных устройств.

Характеристики платформы подбираются так, чтобы создать воз­можность применения ее в большом круге задач. Каждая платформа предоставляет на стандартном интерфейсе свои услуги и услуги, на­ходящихся под ней функциональных блоков.

К необходимости создания множества платформ привело сущест­вование большого числа существующих протоколов и операционных систем, а также многоуровневость области взаимодействия.

Две и более взаимодействующие друг с другом информационные системы и соединяющие их каналы связи образуют информацион­ную сеть.

Канал связи — средство или путь, по которому передаются сигна­лы или данные.

Различают два класса каналов связи: асинхронный и синхронный. В синхронном канале обеспечивается синхронизация выполняемого процесса передачи. Асинхронный канал характерен тем, что переда­ча через него не требует синхронизации работы отправителя и полу­чателя данных.

Каналы связи в соответствии с формой передаваемых сигналов делятся на аналоговые, по которым передаются аналоговые сигналы, характеризующиеся частотной полосой пропускания, и дискретные, передающие дискретные сигналы, другое название — цифровые.

Каналы связи в зависимости от способа передачи сигналов клас­сифицируют по нескольким видам.

Симплексный канал направляет сигналы только в одном направ­лении.

Полудуплексный канал позволяет передать сигналы в двух на­правлениях, но поочередно. Такая передача экономически целесооб­разна также в любых типах каналов при взаимодействии партнеров типа «запрос-ответ», когда перед ответом необходимо время для об­работки запроса. Например, при работе с абонентской системой, в которой расположена база данных.

Дуплексный канал осуществляет одновременную передачу сигна­лов в обе стороны. Дуплексный канал используется в тех случаях, когда требуется высокая пропускная способность.

Наряду с информационной сетью различают коммуникационную сеть, часто именуемую также сетью передачи данных. Если главной задачей первой является обработка данных, то вторая в основном предназначена для передачи данных. На базе коммуникационной се­ти может быть построена не только одна, но и группа информацион­ных сетей. Главной задачей коммуникационной сети является до­ставка адресатам блоков данных, которые при этом не должны терять своей целостности, доставляться без ошибок и искажения. Важными в сети являются также операции по предотвращению перегрузок, больших очередей и переполнения буферов систем. С этой целью происходит управление потоком данных. На основе интеграции об­работки и передачи данных строятся интеллектуальные сети. Наряду с многопрофильными сетями распространение получают сети, пред­назначенные для выполнения определенных целей. Например, сеть Hermes, созданная Европейским объединением железных дорог, сеть Aeronet — информационная сеть Международного общества связи для авиации, сеть SWIFT (Society for Worldwide interbank Financial Telecommunications) — банковская сеть, предназначенная для выпол­нения расчетов между банками.

Высокопроизводительные коммуникационные сети стали имено­ваться базовыми сетями. Примером такой сети является сеть TWB- NET (Transcontinental WideBand NETwork) — Трансконтинентальная широкополосная сеть.

Коммуникационные сети подразделяются на корпоративные и государственные (общественные). Примером корпоративных явля­ются сеть корпорации World Com, сеть Mark III. Среди государствен­ных сетей широко известна французская сеть Transpac. В Европе со­здана международная коммуникационная сеть IXI. Важное значение в США имеет сеть Fed Wire. Fed Wire связывает банки федерального резерва и банки — члены расчетной палаты США.

В зависимости от технологии передачи данных выделяются сети с маршрутизацией данных и сети с селекцией данных. Первые каж­дый блок данных передают только одной системе — адресату, а вто­рые — всем системам.

В зависимости от используемых физических средств соединения выделяют кабельные и беспроводные сети. Однако часто использу­ются смешанные ассоциации, в которых совместно работают кабель­ные и беспроводные сети.

В зависимости от покрываемой территории различают локаль­ные, территориальные, глобальные и смешанные сети.

Локальная сеть (другое название — локальная вычислительная сеть, ЛВС) — это сеть, информационные системы которой располо­жены на небольшом расстоянии друг от друга. Она охватывает не­большое пространство, чаще всего здание. Большие локальные сети именуются корпоративными сетями

Территориальная (региональная) сеть охватывает большое прост­ранство — район, область, регион, страну, группу стран. В том случае, когда она охватывает континенты, используется определение гло­бальной сети. Сеть использует разнообразные типы каналов.

Глобальная сеть — это сеть, расположенная в нескольких стра­нах.

Метасеть — это глобальная сеть, состоящая из групп взаимодей­ствующих друг с другом территориальных сетей.

Часто сети характеризуются ресурсами. Ресурсы сети — это сово­купность технических и программных средств компьютеров, кото­рые можно совместно использовать в сети.

Управление сетью либо ее частью обеспечивает административ­ная система. На административную систему, именуемую в больших сетях центром управления сетью, а в малых — консолью, возлагают­ся следующие функции:

• сбор информации и учет работы компонентов сети (время рабо­ты соединений, сведения о загрузке каналов и ресурсах сети, регист­рация ошибок, сведения об отказах);

• подготовка отчетов о работе сети;

• осуществление диагностики компонентов сети, индикация их состояний;

• контроль передачи блоков данных в коммуникационной сети;

• восстановление работы после отказов и неисправностей, уда­ленной загрузки программ;

• управление конфигурацией (включение и выключение або­нентских систем, ведение справочника сети, создание резервных ка­налов, изоляция неисправных компонентов);

• осуществление услуг для пользователей, связанного с показом им динамического состояния сети, и оказание помощи в разборе не­ясных ситуаций.

Административная система может совмещаться с узлом коммута­ции (если он в сети есть) либо абонентской системой. Если в сети функционирует несколько административных систем, то одна из них назначается главной. Работой каждой системы руководит админист­ратор.

Информационная логистика обеспечивает две стороны общего логистического процесса: оптимизацию и интеграцию каждого ос­новного и его обслуживающих потоков по горизонтали, синхрониза­цию и интеграцию процессов управления по вертикали.

Интеграция информационных процессов означает, что любая ин­формация подготавливается и записывается в базу данных только один раз, причем она может использоваться для разных целей. Ин­формационные процессы взаимоувязаны и взаимодействуют через посредство единой базы данных. Поэтому содержание и структуру базы данных надо проектировать совместно с учетом требований всех информационных систем предприятия.

Горизонтальная интеграция материального потока и информаци­онного обслуживания в логистической подсистеме дает возможность связать воедино информацию и обеспечить ею материальный поток в логистической цепи поступления товара и сырья, предварительной их обработки, монтажа, проверки и сбыта. Горизонтальная интегра­ция, кроме всего прочего, позволяет органично связать материаль­ные и товарные потоки с общей системой планирования и управле­ния на уровне организации. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно соответству­ющее решение о производственном процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями ор­ганизации.

Вертикальная интеграция логистической информационной сис­темы заключается в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии управления организацией, начиная со структур стратегического планирования развития организации и кончая уров­нем оперативного руководства отдельными производственными уча­стками.

Вертикальная интеграция охватывает все уровни как прямыми — сверху вниз, так и обратными — снизу вверх связями, позволяя верх­нему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдель­ных элементов производства и оперативно реагировать на происхо­дящие изменения.

С другой стороны, подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент; реализации в крат­чайшие сроки целевых заказов потребителей; стабильного поддержа­ния высокого качества.

Информационное обеспечение логистики на предприятии пред­ставляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и ана­лизу информации и является инструментом интеграции элементов системы логистического управления.

Документ — письменный акт установленной или общепринятой формы, составленный определенными и компетентными должност­ными лицами, а также гражданами для изложения сведений о фак­тах, или удостоверения фактов, имеющих юридическое значение, или для подтверждения прав и обязанностей. Документ — это пись­менное подтверждение факта совершения логистической операции.

Выделяют первичные документы (путевой лист, товарно-транс­портная накладная) и вторичные документы (журнал учета приходных ордеров и др.). Для первичных документов обязательны следующие реквизиты: наименование, дата составления, наименование организа­ции, от имени которой был составлен документ, содержание опера­ции, измерители операции в натуральном и денежном выражении, на­именование должностей лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее выполнения, личные подписи указанных лиц.

Маршрут документа — путь перемещения документа в процессе его обработки; упорядоченный список исполнителей, которых доку­мент «обходит» в течение своего жизненного цикла.

Документооборот как понятие может трактоваться двояко: как перемещение и/или совместная обработка информации сотрудника­ми подразделений на предприятии, а также предприятием, его под­рядчиками и логистическими партнерами; либо как движение доку­ментов в пространстве и во времени с момента их создания или по­лучения до завершения исполнения или отправки.

Информационная готовность определяется способностью пред­приятия предоставлять запрашиваемые потребителем данные на всех стадиях выполнения заказа. Информационная готовность рассчиты­вается как отношение числа быстрых и точных ответов на запросы к общему числу запросов за определенный промежуток времени.

Информационные технологии — совокупность методов, произ­водственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обра­ботку, вывод и распространение информации для снижения трудоем­кости процессов использования информационных ресурсов, повы­шения надежности и оперативности работы с ними.

Трактовка термина «информационные ресурсы» дана в ст. 2 Феде­рального закона «Об информации, информатизации и защите ин­формации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.). В соответствии с ней информационные ресурсы — это отдельные до­кументы и отдельные массивы документов, документы и массивы до­кументов в информационных системах (библиотеках, архивах, фон­дах, банках данных, других информационных системах).

В соответствии со ст. 6 упомянутого закона информационные ре­сурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, ор­ганов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Физические и юридические лица являются собственни­ками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации явля­ются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюд­жета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также получен­ных путем иных установленных законом способов. Государство име­ет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государ­ственной тайне.

Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Государственные информационные ресурсы Российской Федера­ции являются открытыми и общедоступными. Исключение состав­ляет документированная информация, отнесенная законом к катего­рии ограниченного доступа. Согласно ст. 10 упомянутого закона документированная информация с ограниченным доступом по усло­виям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесен­ную к государственной тайне, и конфиденциальную. Обязательным условием включения информации в информационные ресурсы явля­ется документирование информации. Документирование информа­ции осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государ­ственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Россий­ской Федерации (ст. 5 упомянутого закона).

1.3. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В течение последних лет бурно развиваются основанные на ин­форматике новые логистические технологии. Информационные си­стемы занимают в этих технологиях центральное положение. Сего­дня внимание все более обращается на информационный поток, при помощи которого планируют материальный поток, управляют им и контролируют его. Совершенствование информационного обеспечения и организации нередко может принести самый боль­ший эффект.

Информационная система состоит из двух основных составляю­щих: ИТ-инфраструктуры и ИТ-сервисов, предоставляемых на ее ос­нове.

ИТ-инфраструктура компании формируется из совокупности компьютерного, телекоммуникационного, технологического обору­дования и программного обеспечения. ИТ-инфраструктура обеспе­чивает возможность прохождения информационных процессов. От нее зависит предоставление ИТ-сервисов бизнес-подразделениям компании. Управление ИТ-инфраструктурой необходимо для ее на­дежного функционирования, для предоставления надежных сервисов и измерения их качества. Управление также позволяет оптимизиро­вать ИТ-инфраструктуру, прогнозировать ее рост и изменение, при­нимать управляющие решения на основе достоверной информации.

Интегрированная система обеспечивает единую среду для опера­тивного управления существующими вычислительными комплекса­ми предприятия, СУБД и корпоративным ПО, телекоммуникацион­ным и сетевым оборудованием, устройствами хранения данных, персональными и мобильными компьютерами пользователей, пери­ферийным и технологическим оборудованием (электроснабжение, кондиционирование).

Информационные логистические системы должны отвечать сле­дующим требованиям: масштабируемость, распределенность, мо­дульность, открытость. Масштабируемость — способность системы поддерживать как единичных пользователей, так и множество поль­зователей.

Распределенность — способность системы обеспечивать совмест­ную обработку документов несколькими территориально разнесен­ными подразделениями предприятия или несколькими удаленными друг от друга рабочими местами.

Модульность — способность системы предоставлять пользовате­лям возможность настраивать и выбирать функции системы исходя из специфики и сложности деятельности предприятия, т. е. система автоматизации — гибкая и состоит из отдельных модулей, интегри­рованных между собой (сбыт, склад, закупки, производство, персо­нал, финансы, транспорт).

Открытость — система автоматизации интегрирована в другие информационные системы, она имеет открытые интерфейсы для разработки новых приложений и интеграции с другими системами.

При функционировании информационные логистические систе­мы должны выполнять приведенные ниже основные задачи:

• непрерывное обеспечение управляющих органов логистичес­кой системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа (о протекании функциональных и информацион­ных процессов);

• непрерывное обеспечение сотрудников функциональных под­разделений предприятия адекватной информацией о движении про­дукции по цепи поставок в режиме реального времени:

• реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности);

• обеспечение прозрачности информации об использовании ин­вестированного капитала для руководства;

• предоставление информации для стратегического планирова­ния;

• предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов;

• обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест»;

• обеспечение возможности перераспределения ресурсов пред­приятия;

• обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей;

• обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов.

Логистические информационные системы обычно разделяются на три группы: плановые, диспетчерские (диспозитивные), опера­тивные (исполнительные).

Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечи­вающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отли­чаться всеми своими элементами, т. е. техническим, информацион­ным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.

1. Плановые системы — логистические информационные систе­мы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях. Они ис­пользуются главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач. Среди решаемых задач могут быть следующие: со­здание и оптимизация звеньев логистической цепи; управление ус­ловно-постоянными, т. е. мало изменяющимися данными; планиро­вание производства; общее управление запасами; управление резервами и другие задачи.

2. Диспетчерские или диспозитивные логистические информаци­онные системы — системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу, создаются на уровне управления скла­дом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логис­тических систем. Например, обеспечение управления внутризавод­ским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечение материалами и подрядными поставками, запуск заказов в производ­ство. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (on-line) из-за необходи­мости использовать как можно более актуальные данные. Диспози- тивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных. Эти системы могут решать следующие задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

3. Оперативные (исполнительные) системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления, но иногда содер­жат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особен­но важны для этих систем скорость обработки и фиксирование фи­зического состояния без запаздывания (т. е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме on­line. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством. Об­работка информации в этих системах производится в темпе, опреде­ляемом скоростью ее поступления в компьютер. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем мате­риальных потоков, оперативным управлением обслуживания произ­водства, управлением перемещениями и т. п.

Выше рассмотрены особенности информационных систем раз­личных видов в разрезе их функциональных подсистем. Но, как уже отмечалось, различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особенностях программно­го обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных инфор­мационных систем.

Создание многоуровневых автоматизированных систем управле­ния материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, кото­рое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой — высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логи­стики должна исследоваться возможность использования сравни­тельно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.

В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информацион­ных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.


Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьши­ми трудностями адаптировать здесь стандартное программное обес­печение. В диспетчерских информационных системах возможность использовать стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например: производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изме­нениям во имя стандартизации; структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.

В исполнительных информационных системах на оперативном уровне применяют, как правило, индивидуальное программное обес­печение.

Управление процессами и оборудованием требует интеграции ин­формационных систем коммерческого характера и систем управле­ния автоматикой.

Чтобы логистические информационные системы могли обеспе­чить требуемую эффективность логистических процессов, их надо интегрировать вертикально и горизонтально.

Вертикальная интеграция логистических информационных сис­тем выражается в связи плановых, диспозитивных и исполнительных систем, горизонтальная интеграция — в связи отдельных комплексов задач в диспозитивных и исполнительных системах.

Считается, что главную роль во всей архитектуре логистических систем играют диспозитивные системы, которые определяют требо­вания к соответствующим исполнительным системам.

В отдельных звеньях логистической цепочки для контроля и уп­равления сложными быстропротекающими техническими процесса­ми используются полностью автоматические логистические систе­мы. В области экономического анализа и контроля, наоборот, прерогативу принятия решений оставляет за собой человек, а ком­пьютер предоставляет ему нужную информацию.

Для контроля и управления оперативными логистическими про­цессами важным является обмен информацией в режиме on-line, который позволяет минимизировать время реакции на возникшую ситуацию. Для экономического контроля часто достаточно периоди­ческой пакетной обработки данных. Ряд данных о логистических процессах можно вообще обрабатывать автономно на месте, напри­мер, на складе, что позволяет существенно сократить объем передачи данных и время реакции на результаты их обработки. Принципиаль­ной основой для создания децентрализованных баз логистических данных является возможность принимать решения на месте при информационной связанности всех децентрализованных подраз­делений.

По оценкам специалистов, на логистические информационные системы приходится 10—20% всех логистических издержек. Важной особенностью является тот факт, что цены аппаратного оборудова­ния в мире быстро понижаются, при этом быстро растет отношение производительности компьютеров к их цене. Отношение стоимости программного обеспечения к аппаратному оборудованию постоянно растет как из-за увеличения масштаба и сложности информацион­ных систем, так и из-за удешевления аппаратного оборудования

1.4. ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В совершенствовании организационно-хозяйственной деятель­ности предприятия с информационно-логистической точки зрения важнейшее значение имеет управление запасами.

Работы по автоматизации управления запасами (Inventory Control) начались в США с начала 1960-х гг. В результате активного роста крупносерийного и массового производства товаров народного потребления и торговли после Второй мировой войны стало очевид­но, что использование математических моделей планирования спро­са и управления запасами ведет к существенной экономии средств, замороженных в виде запасов и незавершенного производства.

Первые автоматизированные системы управления запасами в промышленном производстве основывались на расчетах по специ­фикации состава изделия (Bill of Materials). По плану выпуска про­дукции формировались планы производства и рассчитывался объем закупки материалов и комплектующих изделий.

Конец 60-х гг. XX в. связан с работами Оливера Уайта (Oliver Wight), который предлагал рассматривать в комплексе производст­венные, снабженческие и сбытовые подразделения. Такой подход и применение вычислительной техники впервые позволили опера­тивно корректировать плановые задания в процессе производства (при изменении потребностей, корректировке заказов, нехватке ре­сурсов, отказах оборудования).

В публикациях Оливера Уайта и Американского общества по уп­равлению запасами и производством были сформулированы алгорит­мы планирования, известные сегодня как MRP (Material Requirements Planning — планирование потребностей в материалах), — в конце 1960-х гг., и MRPII (Manufacturing Resource Planning — планирование ресурсов производства) — в конце 1970-х — начале 1980-х гг.

Методы планирования на заданные интервалы времени потреб­ностей в материалах, необходимых для изготовления изделий (MRP), учитывают информацию о составе изделия, состоянии складов и не­завершенного производства, а также заказов и планов-графиков про­изводства.

Заказы (Orders) упорядочиваются, например, по приоритетам или по срокам отгрузки.

Формируется объемный план-график "производства (Master Schedule). Обычно он создается по группам продукции и может быть ис­пользован для планирования загрузки производственных мощностей.

Цели MRP-систем:

• удовлетворение потребностей в материалах, компонентах и комплектующих для планирования производства и доставки потре­бителю;

• поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов (MP), готовой продукции (ГП);

• планирование производственных операций, расписаний доста­вок, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей система обеспечивает поток плановых количеств MP и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определе­ния, сколько конечной продукции и в какие сроки необходимо про­извести. Затем система определяет время и необходимые объемы MP для удовлетворения потребностей производственного расписания.

Ядром MRP-системы является программный комплекс, который проводит все расчеты и анализ по определенным алгоритмам на ос­новании производственного расписания и информации о MP. На вы­ходе программный комплекс дает набор документов, в том числе схе­мы доставки MP по подразделениям, объемы и сроки поставок. Таким образом, MRP-система запланирован но «проталкивает» MP по подразделениям.

В отличие от методов теории управления запасами, предполагающих независимый спрос на всю номенклатуру, MRP часто называют мето­дом расчетов для номенклатуры «зависимого спроса» (т. е. формирова­ния заказов на узлы и комплектующие изделия в зависимости от заказа на готовую продукцию). Алгоритм MRP не только выдает заказы на по­полнение запасов, но и позволяет корректировать производственные задания с учетом изменяющейся потребности в готовых изделиях.

Основные недостатки MRP-систем:

• значительный объем вычислений и предварительной обработки данных;

• возрастание логистических издержек на обработку заказов и их транспортировку из-за стремления фирм уменьшить запасы MP и перейти на работу с малыми заказами с высокой частотой их вы­полнения;

• нечувствительность к кратковременным изменениям спроса;

• большое число отказов из-за большой размерности системы и ее комплексности.

К этому прибавляются общие недостатки всех толкающих систем: недостаточно точное отслеживание спроса и обязательное наличие страховых запасов, что, с одной стороны, замораживает оборотные средства, но, с другой, дает системе большую, чем у вытягивающих систем устойчивость при резких колебаниях спроса или при нена­дежности поставщиков. Для толкающих систем характерно наличие жестко заданного производственного расписания.

MRP-системы используются, как правило, в тех случаях, когда спрос на MP сильно зависит от спроса потребителя на ГП или когда надо работать с большой номенклатурой MP. Вообще, MRP-системы предпочтительнее метода J IT (точно во время) когда имеется доста­точно длинный производственный цикл.

Заметим, что методы MRP получили распространение в США и практически не применялись в Японии. Дело в том, что японские методы управления в машиностроении в основном были ориентиро­ваны на массовое производство, а американские — на мелкосерийное.

Наличие перечисленных недостатков повлекло за собой создание MRPII систем, обладающих большей гибкостью планирования, обеспечивающих лучшую организацию поставок и лучшую реакцию на изменения спроса. Важное место в MRPII занимают блоки про­гнозирования спроса, размещения заказов и управления запасами.

MRPII — это замкнутая система, относящаяся к детальному пла­нированию производства, к финансовому планированию себестои­мости материалов и производственных затрат, а также к моделирова­нию хода производства. В ней планируются не только выпуск изделий, но и ресурсы для выполнения плана. Начальным этапом в работе системы является прогнозирование и оценка производст­венных мощностей (Capacity Requirements Planning). Предусмотрен также этап объемного планирования (Master Production Scheduling). Его результаты становятся исходной информацией для планирова­ния потребностей в материалах (MRP), изготавливаемых и поступа­ющих по кооперации.

Замкнутость системы MRPII означает наличие обратных связей для планирования в модулях, отвечающих за управление производст­вом и его учет (Execution, Production activity control), а также то, что модули оценки производственных мощностей, снабжения, планиро­вания и учета функционируют как компоненты единой системы с ис­пользованием интегрированной базы данных.

Классическая система MRPH Standart System


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: