Значение дисциплины в системе подготовки специалистов

Лекция 1 Введение

Цели, задачи и содержание дисциплины

«Основы товароведения»

История возникновения товароведения как науки

Значение дисциплины в системе подготовки специалистов

Товароведение непродовольственных товаров – одна из основных специальных дисциплин, формирующих профессиональные знания и умения товароведов, продавцов, менеджеров.

Развитие рыночных отношений, установление новых отношений в системе «производство-торговля-потребление», зарождающаяся борьба между производителями за рынки сбыта и потребителей своей продукции обуславливают значительное расширение знаний о товарах, их потребительской ценности.

Умение надлежащим образом донести до покупателей информацию о товаре – одна из задач, стоящих перед современным продавцом.

Возникновение и формирование товароведения как научной дисциплины совпадает с развитием товарного производства и торговли. Расширение торговых связей, появление значительного количества «заморских» товаров явились результатом развития капиталистических отношений, основанных на товарном производстве. Для успешного функционирования торговли была необходима информация о товарах, содержащая сведения об их ассортименте, назначении и свойствах, в частности редко встречающихся, привозимых из других стран. Появились книги с описанием товаров и рекомендациями по их использованию. Зарождение отечественного товароведения относится к 16 в. В 1575 г. В России была издана первая книга, в которой «описаны всяких земель товары различные», под названием «Торговая книга».

В развитии товароведения с момента возникновения по сегодняшний день следует выделить три этапа:

- товароведно-описательный;

- товароведно-технологический;

- товароведно-формирующий.

Товароведно-описательный этап длился с середины 16 в. до начала 18 в. Он характеризуется созданием руководств с описанием свойств и способов использования отдельных товаров. К этому времени относится выходы в свет книги профессора Геттингенского университета Бекмана «Введение в товароведение, или Ученье о важнейших иностранных товарах» (1774 г.) На этом этапе товары, как правило, описывались в алфавитном порядке без определенной систематизации.

Товароведно-технологический этап продолжался с начала 18 до середины 20 вв. На этом этапе основное внимание уделялось изучению свойств товаров и влиянию на них технологических операций процесса производства. Развитие товарного обращения в этот период вызвало необходимость подготовки квалифицированных специалистов в области товароведения. Их стали готовить специальные учебные заведения, где товароведение преподавалось как самостоятельная дисциплина. В России первым таким заведением было Московское коммерческое училище, открытое в 1772 г. В 1906 г. был издан фундаментальный учебник «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии», написанный профессорами Московского коммерческого института П.П. Петровым и М.Я. Никитинским, ставшим наиболее значительным трудом на товароведно-технологическом этапе развития товароведения.

Товароведно-формирующий этап начинается с 50-х годов 20 в. В этот период из товароведения выделяются в самостоятельные научные дисциплины материаловедение и основы технологии производства отдельных групп товаров. В товароведении отходят от детального изучения сырья и материалотехнологии производства изделий. Основное внимание уделяется изучению потребительских свойств товаров, формированию ассортимента и качества товаров и управлению этими процессами на этапах распределения и потребления.

 

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В курсе ТНТ такими понятиями являются продукция, товар и товароведение.

Продукцияматериальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). При этом к продукции можно отнести не только хлеб, ткани, одежду, другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье или комплектующие изделия, но и продукцию природного происхождения, которые являются результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, охоте, добыче и т.п. (дикорастущие плоды, овощи, мясо диких животных, речная и океаническая рыба). Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Собранные дикорастущие плоды, использованные для личного потребления, - продукция, а не товара, и только на рынке она превращается в товар.

Товарматериальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, которые являются нематериальной продукцией.

Товар – материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект науки и дисциплины – товароведение.

Товар как продукт труда имеет двойственный характер. С одной стороны, он является стоимостью, с другой – потребительной стоимостью. Стоимость товара характеризуется затратами общественно необходимого труда на его проектирование, производство и распределение. Выражением стоимости товара является его цена. Потребительная стоимость товара – это благо для людей, элемент богатства. Чтобы стать потребительной стоимостью, товар должен обладать полезностью. Полезность товара – это его способность удовлетворять определенные потребности человека. Полезность вещи делает ее носителем потребительной стоимости, она не может существовать вне товара, неотделима от него. Полезность – понятие субъективное. Один и тот же товар для разных людей может быть и полезным, и бесполезным, и даже вредным, например очки. Полезность товара формируется из его полезных свойств, проявляющихся в процессе использования по назначению. Совокупность полезных свойств товара, делающих его способным удовлетворять потребности людей, формируют его потребительную стоимость. Полезность товара зависит не только от природно-вещественных свойств, но и от меняющихся потребностей человека и общества. Определенная потребность человека может удовлетворяться следующими друг за другом единицами товара в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Чем больше товара приобретают потребители, тем меньше их стремление к покупке дополнительных единиц этого же товара. Особенно это касается товаров длительного пользования, таких как, например, холодильники, автомобили, мебель. Предельная полезность – это добавочная полезность, получаемая потребителем при покупке одной дополнительной единицы конкретного товара. За относительно короткий промежуток времени, в течение которого вкусы и требования потребителей не изменяются, предельная полезность каждой последующей единицы товара будет падать, так как потребность в этом товаре будет постепенно насыщаться, удовлетворяться все более полно. Падение предельной полезности товара по мере приобретения потребителем дополнительных единиц этого ж товара носит название закона убывающей предельной полезности.

Товар всегда является потребительной стоимостью, имеющей общественный характер, так как он включается в систему общественных отношений между людьми при обмене путем купли-продажи. Товар – одна из форм потребительной стоимости, созданная трудом человека не для собственного личного потребления, а для других людей, и распределяемая среди потребителей путем купли-продажи на рынке.

Товароведение необходимо для улучшения всей системы снабжения населения высококачественными и высокоценными продуктами с учетом разумного потребления. Именно товароведение и есть научная дисциплина, изучающая современный и перспективный ассортимент товаров, их свойства и способы производства.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение», что означает «знания о товарах». Есть много определений товароведения. К примеру, К.Маркс считал, что «потребительские стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины - товароведения».

Однако, определение термина «товароведение» только через предмет – потребительные стоимости товаров, не раскрывает в полной мере сущность этой науки.

Товароведениенаука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Знания о товарах необходимы как работникам торговли, бухгалтерам, экспертам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т.п.), поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре.

Предметом товароведения являются потребительские стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, т.к. обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товара не отвечает реальным запросам потребителей, то он не будет востребован, а, следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

- четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;

- развивать теоретические положения о товаре как потребительной стоимости и выявлять закономерности, связанные с продвижением товара на рынке и удовлетворением потребностей населения на современной этапе;

- систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

- изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики торговой организации;

- участие в разработке требований к качеству товаров, которые закладываются в нормативные документы на продукцию;

- оценка качества товаров (в том числе новых отечественных и импортных);

- создание новых приборов и современных методов контроля качества товаров, обеспечивающих объективность результатов, минимальные затраты ресурсов и времени;

- исследование новых свойств товаров, в первую очередь, свойств безопасности, и разработка номенклатуры показателей качества этих товаров, необходимых и достаточных для комплексной оценки качества;

- внедрение систем качества на товары на предприятиях торговли на основе международных стандартов;

- разработка рекомендаций по уходу за товарами в процессе хранения и транспортирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: